СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Слова-предметы. Обобщение и систематизация знаний"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Слова-предметы. Обобщение и систематизация знаний"»

Государственное общеобразовательное учреждение

«Снежнянская специальная школа-интернат № 42»










Конспект урока русского языка

по теме:

«Слова-предметы. Обобщение и систематизация знаний»

3 класс




Подготовила:

учитель начальных классов

Заватина А.С.






2020-2021 уч.год


Тема урока: «Слова-предметы».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: создание условий для формирования умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих  на вопрос что? через систему продуктивных заданий направленных на классификацию существительных по разным признакам.

Задачи урока:

Образовательные: закреплять знания детей о словах, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы «кто?», «что?»; способствовать формированию умения классифицировать слова и ставить к ним вопросы.

Развивающие: содействовать развитию умения выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать познавательную активность.

Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группе (паре); для развития положительной мотивации.

Предметные: знать понятия «слова-предметы»; уметь ставить к слову вопросы: кто? или что?; разграничивать слова – названия людей, животных и предметов.

Личностные (Л): проявление познавательной инициативы, формирование личностного смысла учения; выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать больше.

Регулятивные (Р): коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения; планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий; осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки; оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.

Коммуникативные (К): развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника.

Спец. условия для учащихся: создание условий для развития познавательной активности, создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности.

Планируемые результаты урока:

Учащиеся научатся ставить вопросы кто? и что? к словам названиям предметов, различать слова – названия людей, животных и предметов.

Учащиеся получат возможность: для развития познавательной активности на уроке, осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценивать свои достижения, трудности.

Оборудование к уроку: учебник «Русский язык. 3 класс/А.К. Аксёнова,

Э.В. Якубовская. - М.: Просвещение, 2017 г.; презентация, иллюстрационный и раздаточный материал, разноуровневые карточки и т.д.



Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей.

Ученица:

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Учитель:

 - Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. На уроке необходимо быть внимательными, проявлять смекалку, показывать свои знания и умения. 

2. Эмоциональный настрой «Солнышко».

Учитель:

- Ребята, закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что у вас на ладонях лежат маленькие солнышки, через пальчики их лучики проходят по всей руке, и вы ощущаете тепло. Далее представьте, что руки успокоились, отдохнули. Переключайтесь на ноги – стопы, пальцы. Представьте, как солнечные лучики проходят по ногам, согревая их. В ногах проходит усталость, мышцы ног отдыхают.

- Побеждает всегда тот, кто верит в свои силы. Представьте себе, что одна ладошка – это уверенность в себе, вторая ладошка – это знания и умения. Соедините ладошки и приложите к себе – всё это ваше, пусть они принесут вам удачу сегодня и всегда.

Учитель:

- Кто мне скажет, какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Какой день недели?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели наступит завтра?

- Какое число?

- Молодцы, ребята! Чтобы мы красиво писали и наши ручки не уставали, давайте проведем зарядку для пальчиков.

3. Физминутка для мелкой моторики рук.

Ребята катают грецкий орех между ладонями, приговаривая:

«Прокачу я свой орех,

По ладоням снизу вверх,

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех»

- А теперь ребята, открываем тетрадочки, записываем дата, классная работа.

4. Минутка чистописания.

Учитель:

- Ребята, отгадайте загадку.

Что ни день – то резче ветер,

Рвет в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает всё поздней…

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро

Над землей почти в обед…

Учитель:

- Молодцы, ребята! Правильно, это осень.

- А на какую букву начинается слово «Осень»?

- А какая это буква – гласная или согласная?

- Что мы можем сделать с гласной буквой?

- Прописывание заглавной и строчной буквы Оо (повторение верхнего и нижнего соединения букв).

Оо оо ооо ос ом.

5. Подведение к теме урока. Целеполагание и мотивация. Постановка задач.

- Перед вами лежит карточка.

- Какая буква повторяется?

- Зачеркните эту букву.

ННСННЛННОНННВННАННН ПНРНННЕННДННМННЕНННТННЫНН

- Какую тему сегодня будем повторять?

- Итак, мы будем говорить о “Словах, обозначающих названия предметов».

Перед вами на столе лесенка самооценки, в течение урока вы будете подниматься по ступенькам знаний. Каких высот вы сможете достичь, станет ясно в конце урока.

- Мы живем в мире предметов. Посмотрите вокруг, какие предметы нас окружают? (Стол, парта, доска).

- Если мы выйдем на улицу, какие предметы мы там увидим? (Деревья, машины, дома).

- Вспомните, ребята, какими бывают предметы (одуш, неодуш)

- На какой вопрос отвечают одуш. предметы\неодуш. предметы?

- А сейчас мы с вами, ребята, отправимся в сказочный осенний лес. Нас встречает Лесовичок. Он уже старенький и совсем позабыл тему, о которой мы сегодня говорим. Запутался бедный Лесовичок. На дерево говорит кто?, на зайку что? Поможем дедушке разобраться? За знания, умения и старания он вас отблагодарит.

6. Решение учебной задачи. Практическая работа.

1 задание. “Отгадай загадки”.

- Я буду загадывать загадки, а отгадки вы запишите в тетрадь в два столбика.

Один ребенок у доски выполняет: в первый столбик записывает слова, отвечающие на вопрос кто?, во второй столбик – что?. Кулёва Настя обводит слова по карандашику, дописывает в слове последнюю букву.


Кто калиткой громко хлопал,
Во дворе гудел и топал,
Задувал за воротник,
В дом влетел... и сразу сник? (Ветер)


Слезки капают из тучи -
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник -
Хлюпает по лужам…
(Дождь)


Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)


Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёжик)


Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)


Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)


В руки ты его возьмёшь —

И тебе не страшен дождь!

Дождь пройдёт — его ты сложишь

И гулять под солнцем можешь.

Если ясен горизонт,

Что оставим дома? (Зонт)

Задание 2. Игра: "Засели пассажиров". Самостоятельная работа по карточкам.

Слова: Медведь, кошка, звезда, дерево, шишка, мальчик, дедушка, гриб.

7. Гимнастика для глаз. «Осеннее дерево».

Задание 3. «Сигнальные карточки».

- А сейчас мы поиграем в игру на внимание. Перед вами сигнальные карточки со словами кто? и что? Я буду произносить слова. Если слово отвечает на вопрос кто? – вы поднимаете карточку со словом кто? и наоборот.

Слова: Ножницы, лес, бабочка, парта, ель, собака, жираф, чайник, сестра, дятел.

Задание 4. Работа с учебником.

- А сейчас поработаем по учебнику. Открываем страницу по закладке и выполняем упражнение 7. Кулёва Настя выполняет задание в тетради.

8. Физминутка. «Мы-листики осенние». Просмотр видео.

Вы старательно писали, и немножко все устали.

Отложите-ка тетрадки, приступаем все к зарядке.

Мы – листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул – полетели.

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения)

Задание 4. «Составь слова». Работа в группах.

- Лесовичок придумал слово, вы попробуйте догадаться. Кого мы часто встречаем с вами, гуляя в лесу? (Белочку). Зачем ей нужен пушистый хвост? (Помогает при прыжке с ветки на ветку, зимой спасает от холода).

Задание: Из слова “белочка” составить как можно больше других слов, обозначающих предметы.

(Белочка – лак, бок, кол, бокал, лоб, бочка, бал, бак, белок).

Задание 6. «Отгадай вопрос».

-Что у меня в руках? Поставьте вопрос к этому предмету.

Я вам бросаю мяч и называю слово. Ученик, поймавший мяч, бросает мне его обратно и называет вопрос.

(Машина, человек, мама, ученик, арбуз, мышка, диван, куст, окно, рыба)

Задание 7. «Измени букву».

- Следующее задание для самых внимательных и сообразительных.

Вам нужно изменить выделенную букву в слове, чтобы оно стало отвечать на вопрос «Кто?»

-Прочитайте слово.

-На какой вопрос отвечает?

-Что оно обозначает?

-Измените выделенную букву.

-Что обозначает это слово?

-На какой вопрос отвечает?

коса

что?

1.Заплетенные волосы .

2. Сельскохозяйственные орудие для срезания травы.

Коза- домашнее животное.

кто?

мак

цветок

рак

животное

капля

Капля воды. (Маленькая частичка жидкости)

цапля

птица

кто?

Задание 8. «Веселые рифмы».

- Поработаем устно.

- Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет?

     Лук, кабанчик, кабачок.

     Платье, полка, пиджачок.

     Щука, ерш, карась и роза.

     Стол, сервант, диван, мимоза.

9. Обобщение.

- Ребята, какую тему мы сегодня повторяли?

- На какие вопросы отвечают слова-названия предметов?

10. Итог.

- Понравился ли вам урок? Если это так, возьмите пожалуйста осенние листики и давайте вместе украсим осеннее дерево. Оно совсем замёрзло.

- Какие задания вам понравились больше всего?

11.Рефлексия.

- Всё ли у вас получалось? Если так, то возьмите листик самооценки и поставьте себя на ступеньку, которая соответствует вашим знаниям.

- Ребята, Лесовичку тоже всё понравилось. Он передал вам письмо.

«Дорогие ребята! Спасибо вам огромное. Я всё вспомнил и во всём разобрался благодаря вам. За знания и умения я передаю вам корзинку угощений. Успехов в учёбе!»

11. Домашнее задание. Выставление оценок.