Государственное общеобразовательное учреждение
«Снежнянская специальная школа-интернат № 42»
Конспект урока русского языка
по теме:
«Слова-предметы. Обобщение и систематизация знаний»
3 класс
Подготовила:
учитель начальных классов
Заватина А.С.
2020-2021 уч.год
Тема урока: «Слова-предметы».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: создание условий для формирования умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что? через систему продуктивных заданий направленных на классификацию существительных по разным признакам.
Задачи урока:
Образовательные: закреплять знания детей о словах, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы «кто?», «что?»; способствовать формированию умения классифицировать слова и ставить к ним вопросы.
Развивающие: содействовать развитию умения выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать познавательную активность.
Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группе (паре); для развития положительной мотивации.
Предметные: знать понятия «слова-предметы»; уметь ставить к слову вопросы: кто? или что?; разграничивать слова – названия людей, животных и предметов.
Личностные (Л): проявление познавательной инициативы, формирование личностного смысла учения; выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать больше.
Регулятивные (Р): коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения; планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий; осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки; оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Коммуникативные (К): развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника.
Спец. условия для учащихся: создание условий для развития познавательной активности, создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности.
Планируемые результаты урока:
Учащиеся научатся ставить вопросы кто? и что? к словам названиям предметов, различать слова – названия людей, животных и предметов.
Учащиеся получат возможность: для развития познавательной активности на уроке, осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценивать свои достижения, трудности.
Оборудование к уроку: учебник «Русский язык. 3 класс/А.К. Аксёнова,
Э.В. Якубовская. - М.: Просвещение, 2017 г.; презентация, иллюстрационный и раздаточный материал, разноуровневые карточки и т.д.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей.
Ученица:
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Учитель:
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. На уроке необходимо быть внимательными, проявлять смекалку, показывать свои знания и умения.
2. Эмоциональный настрой «Солнышко».
Учитель:
- Ребята, закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что у вас на ладонях лежат маленькие солнышки, через пальчики их лучики проходят по всей руке, и вы ощущаете тепло. Далее представьте, что руки успокоились, отдохнули. Переключайтесь на ноги – стопы, пальцы. Представьте, как солнечные лучики проходят по ногам, согревая их. В ногах проходит усталость, мышцы ног отдыхают.
- Побеждает всегда тот, кто верит в свои силы. Представьте себе, что одна ладошка – это уверенность в себе, вторая ладошка – это знания и умения. Соедините ладошки и приложите к себе – всё это ваше, пусть они принесут вам удачу сегодня и всегда.
Учитель:
- Кто мне скажет, какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Какой день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели наступит завтра?
- Какое число?
- Молодцы, ребята! Чтобы мы красиво писали и наши ручки не уставали, давайте проведем зарядку для пальчиков.
3. Физминутка для мелкой моторики рук.
Ребята катают грецкий орех между ладонями, приговаривая:
«Прокачу я свой орех,
По ладоням снизу вверх,
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех»
- А теперь ребята, открываем тетрадочки, записываем дата, классная работа.
4. Минутка чистописания.
Учитель:
- Ребята, отгадайте загадку.
Что ни день – то резче ветер,
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает всё поздней…
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед…
Учитель:
- Молодцы, ребята! Правильно, это осень.
- А на какую букву начинается слово «Осень»?
- А какая это буква – гласная или согласная?
- Что мы можем сделать с гласной буквой?
- Прописывание заглавной и строчной буквы Оо (повторение верхнего и нижнего соединения букв).
Оо оо ооо ос ом.
5. Подведение к теме урока. Целеполагание и мотивация. Постановка задач.
- Перед вами лежит карточка.
- Какая буква повторяется?
- Зачеркните эту букву.
ННСННЛННОНННВННАННН ПНРНННЕННДННМННЕНННТННЫНН
- Какую тему сегодня будем повторять?
- Итак, мы будем говорить о “Словах, обозначающих названия предметов».
Перед вами на столе лесенка самооценки, в течение урока вы будете подниматься по ступенькам знаний. Каких высот вы сможете достичь, станет ясно в конце урока.
- Мы живем в мире предметов. Посмотрите вокруг, какие предметы нас окружают? (Стол, парта, доска).
- Если мы выйдем на улицу, какие предметы мы там увидим? (Деревья, машины, дома).
- Вспомните, ребята, какими бывают предметы (одуш, неодуш)
- На какой вопрос отвечают одуш. предметы\неодуш. предметы?
- А сейчас мы с вами, ребята, отправимся в сказочный осенний лес. Нас встречает Лесовичок. Он уже старенький и совсем позабыл тему, о которой мы сегодня говорим. Запутался бедный Лесовичок. На дерево говорит кто?, на зайку что? Поможем дедушке разобраться? За знания, умения и старания он вас отблагодарит.
6. Решение учебной задачи. Практическая работа.
1 задание. “Отгадай загадки”.
- Я буду загадывать загадки, а отгадки вы запишите в тетрадь в два столбика.
Один ребенок у доски выполняет: в первый столбик записывает слова, отвечающие на вопрос кто?, во второй столбик – что?. Кулёва Настя обводит слова по карандашику, дописывает в слове последнюю букву.
Кто калиткой громко хлопал,
Во дворе гудел и топал,
Задувал за воротник,
В дом влетел... и сразу сник? (Ветер)
Слезки капают из тучи -
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник -
Хлюпает по лужам…
(Дождь)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёжик)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)
В руки ты его возьмёшь —
И тебе не страшен дождь!
Дождь пройдёт — его ты сложишь
И гулять под солнцем можешь.
Если ясен горизонт,
Что оставим дома? (Зонт)
Задание 2. Игра: "Засели пассажиров". Самостоятельная работа по карточкам.
Слова: Медведь, кошка, звезда, дерево, шишка, мальчик, дедушка, гриб.
7. Гимнастика для глаз. «Осеннее дерево».
Задание 3. «Сигнальные карточки».
- А сейчас мы поиграем в игру на внимание. Перед вами сигнальные карточки со словами кто? и что? Я буду произносить слова. Если слово отвечает на вопрос кто? – вы поднимаете карточку со словом кто? и наоборот.
Слова: Ножницы, лес, бабочка, парта, ель, собака, жираф, чайник, сестра, дятел.
Задание 4. Работа с учебником.
- А сейчас поработаем по учебнику. Открываем страницу по закладке и выполняем упражнение 7. Кулёва Настя выполняет задание в тетради.
8. Физминутка. «Мы-листики осенние». Просмотр видео.
Вы старательно писали, и немножко все устали.
Отложите-ка тетрадки, приступаем все к зарядке.
Мы – листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения)
Задание 4. «Составь слова». Работа в группах.
- Лесовичок придумал слово, вы попробуйте догадаться. Кого мы часто встречаем с вами, гуляя в лесу? (Белочку). Зачем ей нужен пушистый хвост? (Помогает при прыжке с ветки на ветку, зимой спасает от холода).
Задание: Из слова “белочка” составить как можно больше других слов, обозначающих предметы.
(Белочка – лак, бок, кол, бокал, лоб, бочка, бал, бак, белок).
Задание 6. «Отгадай вопрос».
-Что у меня в руках? Поставьте вопрос к этому предмету.
Я вам бросаю мяч и называю слово. Ученик, поймавший мяч, бросает мне его обратно и называет вопрос.
(Машина, человек, мама, ученик, арбуз, мышка, диван, куст, окно, рыба)
Задание 7. «Измени букву».
- Следующее задание для самых внимательных и сообразительных.
Вам нужно изменить выделенную букву в слове, чтобы оно стало отвечать на вопрос «Кто?»
-Прочитайте слово.
-На какой вопрос отвечает?
-Что оно обозначает?
-Измените выделенную букву.
-Что обозначает это слово?
-На какой вопрос отвечает?
коса
что?
1.Заплетенные волосы .
2. Сельскохозяйственные орудие для срезания травы.
Коза- домашнее животное.
кто?
мак
цветок
рак
животное
капля
Капля воды. (Маленькая частичка жидкости)
цапля
птица
кто?
Задание 8. «Веселые рифмы».
- Поработаем устно.
- Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет?
Лук, кабанчик, кабачок.
Платье, полка, пиджачок.
Щука, ерш, карась и роза.
Стол, сервант, диван, мимоза.
9. Обобщение.
- Ребята, какую тему мы сегодня повторяли?
- На какие вопросы отвечают слова-названия предметов?
10. Итог.
- Понравился ли вам урок? Если это так, возьмите пожалуйста осенние листики и давайте вместе украсим осеннее дерево. Оно совсем замёрзло.
- Какие задания вам понравились больше всего?
11.Рефлексия.
- Всё ли у вас получалось? Если так, то возьмите листик самооценки и поставьте себя на ступеньку, которая соответствует вашим знаниям.
- Ребята, Лесовичку тоже всё понравилось. Он передал вам письмо.
«Дорогие ребята! Спасибо вам огромное. Я всё вспомнил и во всём разобрался благодаря вам. За знания и умения я передаю вам корзинку угощений. Успехов в учёбе!»
11. Домашнее задание. Выставление оценок.