СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сложные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сложные слова"»

Тема: Сложные слова

Цели урока:

Образовательные:  углубить знания о сложных словах, познакомить  учащихся с условиями  выбора соединительной  гласной в  сложных словах.

Задачи: совершенствовать  умения писать сложные слова; формировать орфографическую зоркость.

 Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся, обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать

Воспитательные: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений, воспитание познавательного   интереса   к   языку.

Познавательные  УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ; находить ответы на вопросы в тексте, строить речевое высказывание в устной форме, выбор  наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний

Личностные  УУД: способность к самооценке

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:  слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками, планировать учебного сотрудничества , умение  высказывать и обосновывать свою точку зрения.



Тип урока: открытие новых знаний

Ход урока

1.Организация начала урока

Здравствуйте! Сядьте поудобнее. Сделайте глубокий вдох. Улыбнитесь. Представьте, что окружающие радуются за вас. Сохраните эти ощущения, они помогут вам успешно работать.

А наш урок пройдет под девизом

Внимательно слушайте – и всё услышите.

Внимательно смотрите – и всё увидите.

Думайте – и всё поймёте.

Итак, открыли тетради, записываем число… (оформление тетрадей)

2.Актуализация знаний.

Ребята, вы любите отгадывать загадки

Я сижу на берегу 

Живописного пруда. 

Без чего я не смогу 

Вынуть рыбку из пруда?

- Без чего нельзя вынуть рыбку? (Труд)



Отступите строчку, для темы и запишите это слово

- Какая в нем орфограмма?

Подберите однокоренные слова

Разборы у доски

Труд1 Труд2, трудный2, трудолюбие2

Класс: орфографическая разминка (письменно, объяснить правописание слов с пропусками букв)

-Проверка разборов (самооценка)



3. Новая тема

- Посмотрите на однокоренные слова.

-Какое из слов лишнее? Почему?

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Какова тема урока? Давайте запишем тему урока на строчке, которую мы пропустили

Сформулируйте цели урока.

Как же образуются новые слова? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем практический эксперимент под названием «Собери слово»

Работа в группах. Каждая группа получает конверт с частями слов. Задание: составить из них слова и ответить на вопросы

Ребята должны были составить из предложенных частей слова и ответить на вопрос. Посмотрим, что у них получилось?



- Как же получаются сложные слова? Путем сложения двух основ.

Какими буквами соединены корни?

-Что мы можем сказать о соединительной гласной?

- Какую задачу еще мы должны решить на уроке?



Наблюдение

– Внимательно посмотрите на пары слов

-Какая соединительная гласная используется, после парных твердых? Какая- после парных мягких? Что мы можем сказать о согласных в словах пешеход и птицелов?

Вывод: Когда же пишем О, когда - Е?



Сравните его с правилом в учебнике

Работа с учебником §15, с.54



Физкультминутка

Физминутка.

Давайте немного отдохнём, наберёмся сил и хорошего настроения.



- Отложите-ка, тетрадку!

- Раз, два!

- Становитесь на зарядку!

- Раз, два!

- Сладко, сладко потянулись,

И прогнулись и пригнулись.

Распрямились, разогнулись.

Ваши мышцы все проснулись?

- Да!

- Ваши губы улыбнулись?

- Да!

- Пальчики к письму готовы?

- Да!

- Мы работать будем снова?

- Да?!



2. Разноуровневая работа.

На партах лежат разноцветные листочки

Зеленый - минимальный уровень

Желтый - повышенной сложности

Красный - сложный

- Выберите карточку, задание которой вы сможете выполнить и выполните на листочках.

Карточка№1 (зеленая)

Замените словосочетание одним сложным словом, запишите его, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.

Любить труд трудолюбие

Любящий дружбу дружелюбный

Желающий добра доброжелательный

Карточка№2(желтая)

К данным словам подберите антонимы (сложные слова), запишите их, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.

Ленивый

Враждебный

Злой





Карточка№3 (красная)

1.Определите слова по значению запишите их, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.

Черта характера, заключающаяся в положительном отношении человека к труду

Человек, дружески расположенный к людям

Человек, желающий добра, готовый содействовать благополучию других

2.С одним из слов составьте предложение.

Послушаем, что у вас получилось

Самопроверка



4.Закрепление

Работа в парах) Работаем дружно, прислушиваемся друг к другу. Придите к единому мнению.

Задание (на листках) – найдите сложные слова и выделите в них корни.

тихоня

тихоходный

чемоданчик

звездочёт

самолёт

птичница

птицелов

пешеход

походный

камнепад



Подведение итогов

- О каких словах мы сегодня узнали?

- Какие слова называются сложными?

- Какова будет схема сложных слов. (Обсуждение) Учитель вывешивает схему:

Рефлексия

(слайд)

Упр. 117

Ребята, вы поработали хорошо.

И я предлагаю вам оценить свою работу.

Д/З §15, упр. 119









Карточка№1

Замените словосочетание одним сложным словом, запишите его, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Любить труд трудолюбие

  2. Любящий дружбу дружелюбный

  3. Желающий добра доброжелательный

Карточка№1

Замените словосочетание одним сложным словом, запишите его, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Любить труд трудолюбие

  2. Любящий дружбу дружелюбный

  3. Желающий добра доброжелательный

Карточка№1

Замените словосочетание одним сложным словом, запишите его, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Любить труд трудолюбие

  2. Любящий дружбу дружелюбный

  3. Желающий добра доброжелательный

Карточка№1

Замените словосочетание одним сложным словом, запишите его, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Любить труд трудолюбие

  2. Любящий дружбу дружелюбный

  3. Желающий добра доброжелательный

Карточка№1

Замените словосочетание одним сложным словом, запишите его, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Любить труд трудолюбие

  2. Любящий дружбу дружелюбный

  3. Желающий добра доброжелательный

Карточка№1

Замените словосочетание одним сложным словом, запишите его, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Любить труд трудолюбие

  2. Любящий дружбу дружелюбный

  3. Желающий добра доброжелательный

Карточка№2

К данным словам подберите антонимы (сложные слова), запишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Ленивый

  2. Враждебный

  3. Злой

Карточка№2

К данным словам подберите антонимы (сложные слова), запишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Ленивый

  2. Враждебный

  3. Злой

Карточка№2

К данным словам подберите антонимы (сложные слова), запишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Ленивый

  2. Враждебный

  3. Злой

Карточка№2

К данным словам подберите антонимы (сложные слова), запишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Ленивый

  2. Враждебный

  3. Злой

Карточка№2

К данным словам подберите антонимы (сложные слова), запишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Ленивый

  2. Враждебный

  3. Злой

Карточка№2

К данным словам подберите антонимы (сложные слова), запишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Ленивый

  2. Враждебный

  3. Злой

Карточка№3

Определите слова по значению, запишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Черта характера, заключающаяся в положительном отношении человека к труду.

  2. Человек, дружески расположенный к людям.

  3. Человек, желающий добра, готовый содействовать благополучию других.

Карточка№3

Определите слова по значению, запишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Черта характера, заключающаяся в положительном отношении человека к труду.

  2. Человек, дружески расположенный к людям.

  3. Человек, желающий добра, готовый содействовать благополучию других.

Карточка№3

Определите слова по значению, запишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Черта характера, заключающаяся в положительном отношении человека к труду.

  2. Человек, дружески расположенный к людям.

  3. Человек, желающий добра, готовый содействовать благополучию других.

Карточка№3

Определите слова по значению, запишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Черта характера, заключающаяся в положительном отношении человека к труду.

  2. Человек, дружески расположенный к людям.

  3. Человек, желающий добра, готовый содействовать благополучию других.

Карточка№3

Определите слова по значению, запишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Черта характера, заключающаяся в положительном отношении человека к труду.

  2. Человек, дружески расположенный к людям.

  3. Человек, желающий добра, готовый содействовать благополучию других.

Карточка№3

Определите слова по значению, запишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

  1. Черта характера, заключающаяся в положительном отношении человека к труду.

  2. Человек, дружески расположенный к людям.

  3. Человек, желающий добра, готовый содействовать благополучию других.



















































1-я группа

за рос л и

желт оват ый

звёзд очк а

2-я группа

вы ход

за пис к а

медвеж онок

3-я группа

по езд к а

дорож к а

за мороз к и





1. тихоня

1. птичница

1. мореход

2. тихоходный

2. птицелов

2. камнепад

3. чемоданчик

3. пешеход

3. пылесос

4. звездочёт

4. мышеловка

4. вездеход

5. самолёт

5. командующий

5.походный.



тихоня

тихоходный

тихоня

тихоходный

чемоданчик

звездочёт

чемоданчик

звездочёт

самолёт

птичница

самолёт

птичница

птицелов

пешеход

птицелов

пешеход

походный

камнепад

походный

камнепад



тихоня

тихоходный

тихоня

тихоходный

чемоданчик

звездочёт

чемоданчик

звездочёт

самолёт

птичница

самолёт

птичница

птицелов

пешеход

птицелов

пешеход

походный

камнепад

походный

камнепад



тихоня

тихоходный

тихоня

тихоходный

чемоданчик

звездочёт

чемоданчик

звездочёт

самолёт

птичница

самолёт

птичница

птицелов

пешеход

птицелов

пешеход

походный

камнепад

походный

камнепад



тихоня

тихоходный

тихоня

тихоходный

чемоданчик

звездочёт

чемоданчик

звездочёт

самолёт

птичница

самолёт

птичница

птицелов

пешеход

птицелов

пешеход

походный

камнепад

походный

камнепад



тихоня

тихоходный

тихоня

тихоходный

чемоданчик

звездочёт

чемоданчик

звездочёт

самолёт

птичница

самолёт

птичница

птицелов

пешеход

птицелов

пешеход

походный

камнепад

походный

камнепад



тихоня

тихоходный

тихоня

тихоходный

чемоданчик

звездочёт

чемоданчик

звездочёт

самолёт

птичница

самолёт

птичница

птицелов

пешеход

птицелов

пешеход

походный

камнепад

походный

камнепад



1-я группа














2-я группа












3-я группа






1-я группа


2-я группа


3-я группа


















+





















+






























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!