СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "СМУТА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока позволяет рационально и дифференцированно организовать работу на уроке с использованием заранее выданного обучающимся материалов к уроку, задействовать возможности интерактивной доски, а также организовать самостоятельную работу с материалом для обучающихся, не успевших проработать материал в классе или пропустивших урок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "СМУТА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ"»

П.14-15. СМУТА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.

  1. Понятия с. 21.

  2. Смутное время (Смута) – период в истории России, характеризующийся слабостью государственной власти, неподчинением окраин государства центру, самозванством, гражданской войной, интервенцией.

  3. Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств в дела другого государства или в его взаимоотношения с третьим государством.

  4. Гражданская война - наиболее острая форма разрешения накопившихся социальных противоречий внутри государства, которая проявляется в виде крупномасштабного вооружённого, идеологического, политического, религиозного противостояния между организованными группами или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единой страны. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе.

  5. Крестьянская война – особо крупное выступление крестьян, охватывающее большую территорию страны и широкие народные массы, выдвинувшие определённые цели и создавшие армию, ведущую военные действия против царских войск.

  6. Ополчение – добровольное военное формирование, состоящие из различных слоёв населения для защиты от врага во время войны.

  7. «Троицкое сидение» (Троицкая осада) (23.09.1608-12.01.1610гг.) - героическая оборона Троице-Сергиева монастыря (гарнизон- до 2400стрельцов, дворян, монастырских крестьян и слуг, руководители- Г.Б.Долгоруков-Роща и А.И.Голохвастов) против 15-тысячного войска польского полковника Яна Сапеги и отрядов Александра Лисовского, предпринявших наступление на крепость с целью полной блокады Москвы. Началась 23сентября 1608. Осаждённые отразили многочисленные штурмы, потеряв 2/3гарнизона. 12января 1610 блокада монастыря снята ввиду угрозы подхода войска князя М.В.Скопина-Шуйского.

  8. ШИЛОВ И СЛОТА – повторение!!!

  9. Работайте с иллюстративным материалом и картой на стр. 17 и в атласах.

  10. Вспомните последовательность (алгоритм) характеристики любого исторического события/явления/процесса.

  11. Хронологические рамки Смуты – разные точки зрения:

А) 1604-1618гг.: от вторжения Лжедмитрия I (стр.11) в Россию до заключения Деулинского

перемирия (см. стр.59).

Б) 1598-1618гг.: от смерти Фёдора I и избрания Бориса Годунова царём до заключения

Деулинского перемирия.

В) 1598-1613гг.: от смерти Фёдора I и избрания Бориса Годунова царём до избрания царём Михаила Фёдоровича Романова (стр.26)

  1. Причины Смуты (на уроке разобрали алгоритм выведения причин любого исторического события/явления/процесса!!!) – сформулируйте самостоятельно.


Список вопросов, событий, личностей, понятий, с которыми необходимо познакомиться

при работе по данной теме:

  • 1601-1603гг.,

  • Восстание Хлопка — принятое в советской историографии и сохраняющееся до настоящего времени обозначение массового бандитизма и разбоя, ставших следствием великого голода 1601—1603 годов в начале Смутного времени. Среди множества действовавших в то время разбойничьих шаек наиболее крупной, действовавшей у самой Москвы, была банда атамана Хлопка Косолапа, по имени которого и было названо явление – далее см. стр. 10,

  • Какие меры предпринял Борис Годунов для успокоения народного недовольства?

  • Григорий Отрепьев, Лжедмитрий I (1605-1606гг.),

  • Юрий Мнишек с.11,

  • Марина Мнишек с. 11, с. 15,

  • Сигизмунд III, с.11, 16,

  • 1604г. – начало Смуты, связанное с ………………………. (стр. 11),

  • Апрель 1605г.,

  • Царь Фёдор II Годунов,

  • Патриарх Иов – с. 11,

  • Филарет Романов – с. 11, с. 15,

  • Какие ошибки допустил Лжедмитрий I во время своего правления? (устно, см. с.11-12 – читайте её до конца!)

  • Василий Иванович Шуйский, см. п.14-15, словарь личностей,

  • Заговор в ночь на 17 мая 1606г. – кто организовал, цель, итог,

  • Гермоген – с. 12 и с.18, смотрите стенд «Смута»,

  • Где на территории России весной 1606г. продолжали бушевать крестьянские волнения? Чьи претензии на престол поддерживали восставшие? Устно. См. карту!

  • Иван Исаевич Болотников – с. 13, словарь личностей,

  • 1606-1607гг. – народное движение в России под предводительством ……………………….

  • Проследите по карте на с.17 путь Болотникова в Москву. Удалось ли восставшим взять столицу? С чем это было связано? С. 13-14

  • Прокопий Ляпунов – с. 14

  • Проследите по карте на с.17 путь сил Болотникова от Москвы в Калугу и Тулу. Чем закончился поход царских войск на Калугу?

  • «Царевич Пётр» - с. 14,

  • За счёт чего Василию Шуйскому удалось собрать большое войско? С.14,

  • Март 1607г. – Василий Шуйский увеличил срок сыска беглых крестьян до 15 лет (кто впервые, когда и на какой срок ввёл урочные лета?)

  • Итог сражения под Каширой в мае 1607г.? с. 14

  • 10 октября 1607г. – с. 14

  • Итоги восстания под предводительством И.И.Болотникова – с.14,

  • Значение этих событий на социальном этапе Смуты – отдельные очаги внутреннего кризиса постепенно перерастали в гражданскую войну.

  • Иван Заруцкий – с. 14,

  • Лжедмитрий II, Тушинский вор – с. 14,

  • Где летом 1608г. обосновалось войско Лжедмитрия II? С. 15

  • Почему можно назвать Тушино в период Смуты второй столицей России? С.15,

  • «Тушинские перелёты» - с.15,

  • Какие действия тушинцев вызвали взрыв народного возмущения? Итог недовольства? С.15,

  • «Троицкое сидение» 1608-1610гг.. Кто снял осаду? С. 16

  • Февраль 1609г. – В.И.Шуйский заключил договор со Швецией об отправке в Россию наёмного войска в обмен на крепость Корелу (карта с. 17). Началась шведская интервенция.

  • Весна 1609г. – шведские и русские войска под общим командованием племянника царя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского выступили из Великого Новгорода (карта с.17). Летом 1609г. они освободили северо-восточную часть России (КАРТА!), в июле 1609г. разгромили тушинцев под Тверью и двинулись на Москву.

  • Заключение союза со Швецией стало для Сигизмунда III поводом для открытой интервенции: в сентябре 1609г. Речь Посполитая объявила России войну, Сигизмунд III осадил СМОЛЕНСК (КАРТА), который оборонялся 20 месяцев под предводительством воеводы Михаила Шеина.

  • Июнь 1610г. – из-под Смоленска к Москве отправилась часть польского войска под командованием С.Жолкевского, который одержал победу под селом Клушино (КАРТА) над русским войском во главе с Дмитрием Шуйским (брат царя): путь на Москву для интервентов открыт.

  • Продолжается шведская интервенция: в 1611г. шведские отряды во главе с Якобом Делагарди захватили Новгород и всё русское побережье Финского залива (карта), добились признания шведского принца Карла Филиппа русским царём. Воспользовавшись договором с новгородскими феодалами, шведы к весне 1612г. захватили Гдов, Порхов, Старую Руссу, Ладогу, Тихвин и др.

  • В это же время в ПСКОВЕ некий Сидорка объявил себя новым царём Дмитрием.

  • ИТОГИ – с.18

  • Прочитайте рубрику «Историки спорят» на стр. 20-21.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!