Урок истории. 7 класс. |
Тема урока | Смута в Российском государстве |
Раздел | Смутное время. Россия при первых Романовых |
УМК | Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов. История России. 7 класс в двух частях: учеб. для общеобразоват. Учреждений\ под редакцией А. В. Торкунова -М.: Просвещение.- 2016г. |
Класс | 7класс |
Цель | Сформировать представление «Смута» и причинах ее появления в Российском; систематизировать знания по данному периоду истории. |
Задачи | Образовательные: - повторить, систематизировать обобщить исторические факты и события Смуты; - оценить вклад исторических деятелей данного периода в историю России; - определить историческое значение, оценку «смутного времени» в истории России. Развивающие: - развивать умение учащихся решать проблемные задачи, давать оценку происходившим событиям (деятельность Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, восстание под руководством И. Болотникова, Первое и Второе ополчения); -формировать способность к анализу на примере противоречивых событий Сметного времени; - продолжить формирование умений и навыков выделять главное и делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения. Воспитательные: - продолжить развивать интерес у учащихся к изучаемому предмету, к самообразованию и самостоятельному поиску дополнительного материала; - продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе; - продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям; - способствовать воспитанию ответственности (в ходе современной деятельности) и уважения к историческому прошлому свое страны (на примере защитников «земли русской») |
Тип урока | Повторительно – обобщающий |
Ключевые понятия | Смута, ополчение, Самозванцы и самозванство, тушинский вор, интервенция, «семибоярщина» |
Методы и приемы | Метод погружения в историческую эпоху, метод актуализации опорных знаний, игровые приемы, иллюстративный |
Панируемые результаты | Личностные Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века., проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения Метапредметные Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, картой и схемами. Развивать мыслительные способности. Предметные Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Смута в России»; Понимать особенности процесса «Смутное время» в Российском государстве; Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок. |
Оборудование урока | Мультимедиа (компьютер, проектор), карта «Смутное время в России начала XVII в.» |
Способы контроля и оценивания | Работа в группах, фронтальный опрос, коллективный способ проверки знаний с применением ИКТ. |
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Обучающиеся обращают внимание на учебные принадлежности и предполагают чему будет посвящен урок истории
Этапы урока 1. Организационный момент. 1 мин.
учитель приветствует учеников, обращает внимание обучающихся на наличие наглядных пособий.
2. Вводный этап. 2-3 мин. 17 век вошел в историю нашего государства как «бунташное время». Современники называли начало этого столетия «смутой». Неурожай, голод, мор – вот чем открылось 17 столетие. Усилились крестьянские побеги и волнения. Поднимались самозванцы, один наглее другого. Но беды и напасти сплотили народ. На «очищение» Русского государства поднялось возглавляемое Мининым и Пожарским ополчение «Всей Земли». Оно показало жизненность и силы России. Современники, потрясенные событиями Смуты, много писали о ней, размышляли, давали свою ей оценку. Давайте и мы сегодня на уроке попробуем воспроизвести события Смуты, вспомнить её причины, назвать её участников и попытаемся дать свою оценку Смутного времени. ---Действительно ли Смутное время – это время утраченных возможностей? Что это: время «падения» России или «взлета», шаг «назад» или «вперед» в ее развитии? А чтобы решить обозначенную задачу мы, мы проводим сегодня игру «Путешествие по Смутному времени».
3. Основной этап - 30 минут Актуализация опорных знаний учащихся по изученной теме: «Смутное время».
1 тур «Дальше, дальше»
Сейчас откройте тетради будем играть в «крестики-нолики»: условия игры – вы чертите прямоугольник следующего размера: по горизонтали 10 клеточек, а по вертикале –8 клеточек, далее вы делите прямоугольник на «ячейки», по горизонтали вы ставите номера. Вопросов-5 вопросов. Диктуется вопрос с вариантами ответа. Вы ставите крестик в том квадратике, ответ который вы считаете правильным. После завершения работы, учитель подходит к каждому ученику и прикладывает трафарет, если клеточка пустая, то ставится нолик, в зависимости от того сколько «крестиков-ноликов» и выставляется балл.
2 тур «Что? Где? Когда?»
Давайте вспомним хронологию Смуты. Учитель перечисляет основные события изученного материала. Вам нужно вспомнить и записать у себя на листе даты.
События | Ответ учеников |
Введение патриаршества в России | 1589 |
Указ «об урочных летах», начало сыска крестьян | 1597 |
Воцарение Лжедмитрия I | 1605 |
Убийство Лжедмитрия I | 17 мая 1606 |
Восстание под предводительством И. Болотникова | 1606- 1607 |
Царствование Василия Шуйского | 1606-1610 |
Восстание под предводительством И. И. Болотникова | 1606-1607 |
Период «семибоярщины» | 1610-1612 |
Образование Первого ополчения | 1611 |
Образование Второго ополчения, освобождение Москвы | 1612 |
Избрание Михаила Романова царем | 1613 |
3 тур «О ком идет речь? Темная лошадка» Учитель дает задания, координирует работу. Демонстрирует портреты, по ходу которых дает пояснения (Вы получаете отрывок из исторических произведений, где описывается личность, и правление царя Смутного времени. Вы должны определить, что это был за царь)
Царь Борис Годунов | Лжедмитрий I |
Царь Василий Шуйский | Лжедмитрий II |
Дмитрий Пожарский | Кузьма Минин |
4 тур « Исторические термины» - дайте определения понятиям. Демонстрируя слайды, учитель дает задания и координирует работу.
5 тур Музыкальный. Объясняет задание. Анализирует полученный результат. Сейчас сюда выйдут 3 человека. Вы, наверное, обратили внимание, что в кабинете лежат шары, все они с сюрпризом. Возьмите по одному шару. Проткните их. Из шаров выпадают вопросы. Даю полминуты на, чтобы вы подготовились к ответу. /если да, то включается отрывок из увертюры к опере «Иван Сусанин или « Борис Годунов»./
6 тур « Знание исторической карты»
1.
2.
3.
4
4. Обобщающий этап Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат. Задает вопросы. Подведение итогов игры. Подсчет баллов. Учитель оценивает работу учащихся.
Слушают эпиграф урока, выдвигают предположения о теме, цели и плане урока.
Учащиеся записывают тему в рабочую тетрадь.
Отвечают на вопросы.
Включает полученные знания в единую систему знаний. Ученик сам подсчитывает сколько у него «+» и сколько «0».
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. 1 участник от команды записывает варианты ответа на доске. Обучающиеся осуществляют выделение информации, синтезируют полученные сведения для составления ответа; Составляют характеристики лидеров смутного времени. Моделируют ситуацию на основе имеющихся знаний. Включают полученные знания в единую систему знаний. Отстаивают свою точку зрения по отношению к историческим персоналиям и событиям.
Отвечают на вопросы. Размышляют над проблемными вопросами, слушают товарищей, задают уточняющие вопросы
Представители от команд вытягивают карточки с заданиями, они должны не только показать данное событие на карте, но и рассказать о нем.
Обучающиеся осуществляют выделение информации синтезируют полученные сведения для составления ответа; Отвечают на вопросы. Включают полученные знания в единую систему знаний.
Каждая группа определяет себе оппонента для полного заполнения схемы.
Впечатления и выводы.