СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Смута в Российском государстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Смута в Российском государстве"»

Урок истории. 7 класс.

Тема урока

Смута в Российском государстве

Раздел

Смутное время. Россия при первых Романовых

УМК

Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов. История России. 7 класс в двух частях: учеб. для общеобразоват. Учреждений\ под редакцией А. В. Торкунова -М.: Просвещение.- 2016г.

Класс

7класс

Цель

Сформировать представление «Смута» и причинах ее появления в Российском; систематизировать знания по данному периоду истории.

Задачи

Образовательные:

- повторить, систематизировать обобщить исторические факты и события Смуты;

- оценить вклад исторических деятелей данного периода в историю России;

- определить историческое значение, оценку «смутного времени» в истории России.

Развивающие:

- развивать умение учащихся решать проблемные задачи, давать оценку происходившим событиям (деятельность Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, восстание под руководством И. Болотникова, Первое и Второе ополчения);

-формировать способность к анализу на примере противоречивых событий Сметного времени;

- продолжить формирование умений и навыков выделять главное и делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

- продолжить развивать интерес у учащихся к изучаемому предмету, к самообразованию и самостоятельному поиску дополнительного материала;

- продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе;

- продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям;

- способствовать воспитанию ответственности (в ходе современной деятельности) и уважения к историческому прошлому свое страны (на примере защитников «земли русской»)

Тип урока

Повторительно – обобщающий

Ключевые понятия

Смута, ополчение, Самозванцы и самозванство, тушинский вор, интервенция, «семибоярщина»

Методы и приемы

Метод погружения в историческую эпоху, метод актуализации опорных знаний, игровые приемы, иллюстративный

Панируемые результаты

Личностные

Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века., проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения

Метапредметные

Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, картой и схемами. Развивать мыслительные способности.

Предметные

Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Смута в России»;

Понимать особенности процесса «Смутное время» в Российском государстве;

Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок.

Оборудование урока

Мультимедиа (компьютер, проектор), карта «Смутное время в России начала XVII в.»

Способы контроля и оценивания

Работа в группах, фронтальный опрос, коллективный способ проверки знаний с применением ИКТ.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Обучающиеся обращают внимание на учебные принадлежности и предполагают чему будет посвящен урок истории

Этапы урока 1. Организационный момент. 1 мин.

учитель приветствует учеников, обращает внимание обучающихся на наличие наглядных пособий.

2. Вводный этап. 2-3 мин. 17 век вошел в историю нашего государства как «бунташное время». Современники называли начало этого столетия «смутой». Неурожай, голод, мор – вот чем открылось 17 столетие. Усилились крестьянские побеги и волнения. Поднимались самозванцы, один наглее другого. Но беды и напасти сплотили народ. На «очищение» Русского государства поднялось возглавляемое Мининым и Пожарским ополчение «Всей Земли». Оно показало жизненность и силы России. Современники, потрясенные событиями Смуты, много писали о ней, размышляли, давали свою ей оценку. Давайте и мы сегодня на уроке попробуем воспроизвести события Смуты, вспомнить её причины, назвать её участников и попытаемся дать свою оценку Смутного времени. ---Действительно ли Смутное время – это время утраченных возможностей? Что это: время «падения» России или «взлета», шаг «назад» или «вперед» в ее развитии? А чтобы решить обозначенную задачу мы, мы проводим сегодня игру «Путешествие по Смутному времени».

3. Основной этап - 30 минут Актуализация опорных знаний учащихся по изученной теме: «Смутное время».

1 тур «Дальше, дальше»

Сейчас откройте тетради будем играть в «крестики-нолики»: условия игры – вы чертите прямоугольник следующего размера: по горизонтали 10 клеточек, а по вертикале –8 клеточек, далее вы делите прямоугольник на «ячейки», по горизонтали вы ставите номера. Вопросов-5 вопросов. Диктуется вопрос с вариантами ответа. Вы ставите крестик в том квадратике, ответ который вы считаете правильным. После завершения работы, учитель подходит к каждому ученику и прикладывает трафарет, если клеточка пустая, то ставится нолик, в зависимости от того сколько «крестиков-ноликов» и выставляется балл.

2 тур «Что? Где? Когда?»

Давайте вспомним хронологию Смуты. Учитель перечисляет основные события изученного материала. Вам нужно вспомнить и записать у себя на листе даты.

События

Ответ учеников

Введение патриаршества в России

1589

Указ «об урочных летах», начало сыска крестьян

1597

Воцарение Лжедмитрия I

1605

Убийство Лжедмитрия I

17 мая 1606

Восстание под предводительством И. Болотникова

1606- 1607

Царствование Василия Шуйского

1606-1610

Восстание под предводительством И. И. Болотникова

1606-1607

Период «семибоярщины»

1610-1612

Образование Первого ополчения

1611

Образование Второго ополчения, освобождение Москвы

1612

Избрание Михаила Романова царем

1613



3 тур «О ком идет речь? Темная лошадка» Учитель дает задания, координирует работу. Демонстрирует портреты, по ходу которых дает пояснения (Вы получаете отрывок из исторических произведений, где описывается личность, и правление царя Смутного времени. Вы должны определить, что это был за царь)

Царь Борис Годунов

Лжедмитрий I

Царь Василий Шуйский

Лжедмитрий II

Дмитрий Пожарский

Кузьма Минин

4 тур « Исторические термины» - дайте определения понятиям. Демонстрируя слайды, учитель дает задания и координирует работу.

5 тур Музыкальный. Объясняет задание. Анализирует полученный результат. Сейчас сюда выйдут 3 человека. Вы, наверное, обратили внимание, что в кабинете лежат шары, все они с сюрпризом. Возьмите по одному шару. Проткните их. Из шаров выпадают вопросы. Даю полминуты на, чтобы вы подготовились к ответу. /если да, то включается отрывок из увертюры к опере «Иван Сусанин или « Борис Годунов»./

6 тур « Знание исторической карты»

1.

2.

3.

4



4. Обобщающий этап Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат. Задает вопросы. Подведение итогов игры. Подсчет баллов. Учитель оценивает работу учащихся.



Слушают эпиграф урока, выдвигают предположения о теме, цели и плане урока.



Учащиеся записывают тему в рабочую тетрадь.





Отвечают на вопросы.























Включает полученные знания в единую систему знаний. Ученик сам подсчитывает сколько у него «+» и сколько «0».













Слушают учителя. Отвечают на вопросы. 1 участник от команды записывает варианты ответа на доске. Обучающиеся осуществляют выделение информации, синтезируют полученные сведения для составления ответа; Составляют характеристики лидеров смутного времени. Моделируют ситуацию на основе имеющихся знаний. Включают полученные знания в единую систему знаний. Отстаивают свою точку зрения по отношению к историческим персоналиям и событиям.



























Отвечают на вопросы. Размышляют над проблемными вопросами, слушают товарищей, задают уточняющие вопросы

Представители от команд вытягивают карточки с заданиями, они должны не только показать данное событие на карте, но и рассказать о нем.

























Обучающиеся осуществляют выделение информации синтезируют полученные сведения для составления ответа; Отвечают на вопросы. Включают полученные знания в единую систему знаний.





















































Каждая группа определяет себе оппонента для полного заполнения схемы.





















Впечатления и выводы.