МОУ «Старобешевская школа № 2»
Открытый урок русского языка
6 класс
«Собирательные числительные»
Учитель русского языка и литературы
Шпатусько А.А.
2017 г.
Открытый урок русского языка в 6 классе
Тема: "Собирательные числительные, их значение и склонение"
![]()
Цель урока: познакомить учащихся с разрядом собирательные числительные; научить правильно употреблять собирательные числительные в речи.
Воспитательный аспект: воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу; воспитывать нравственный потенциал учащихся
Развивающий аспект: развивать орфографическую зоркость; развивать умение правильно определять разряд числительных
Обучающий аспект: обучать умению правильно согласовывать собирательные числительные с именами существительными
Ход урока
1 .Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Приветствие
- Ребята, кто, по вашему мнению, есть самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?
Ответить на этот вопрос нам поможет волшебная шкатулочка. Каждый из вас, заглянув в неё, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а может быть, и в мире.
(Учитель передает шкатулку по очереди всем детям).
- Ну что, кого вы там в шкатулочке увидели? Кто есть самый важный, самый нужный человек на сегодняшнем уроке?
(ответ детей: Я..)
-А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Хорошим? Тогда начинаем нашу работу!
- Записываем число, классная работа.
- Тема урока.. А вот тему урока я вам пока не скажу.. Я хочу, чтобы вы сами ее назвали..
- В качестве подсказки, возьмем ваше домашнее задание.
Вы должны были подобрать пословицы, в которых упоминаются числительные. Все справились с заданием? Давайте сейчас быстренько послушаем каждого. Прочитайте и объясните смысл вашей пословицы.
Проверка домашнего задания.
- Спасибо! Все справились с домашней работой. У меня для вас есть еще одна подсказка. Это два отрывка из детских мультфильмов.
Просмотр мультфильмов.
- Ребята, о ком и о чем рассказывается в мультфильмах? Как это связано с темой нашего урока? (Упоминается об имени числительном)
– Скажите, пожалуйста, на какой вопрос отвечают числительные из мультфильмов и пословиц? (Сколько?)
– К какой группе они относятся? (Количественные) Как вы определили? (По вопросу)
– А какие вы знаете разряды количественных числительных? (Целые, дробные, собирательные)
– Что обозначают числительные из мультфильмов и пословиц? (Что несколько предметов объединены как единое целое, собираются).
– Как вы думаете, к какому разряду относятся эти числительные? (К собирательным)
- Правильно! Итак, определите тему урока. (Собирательные числительные).
– Сформулируйте цель (познакомиться с разрядом “собирательные числительные”, учиться правильно отличать их от других числительных).
Запись в тетрадь темы урока: Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.
- Ребята, мы уже в течение нескольких уроков изучаем с вами тему «Имя числительное». Уже много знаем об этой части речи и прежде чем приступить к новой теме, давайте напишем диктант под названием «Проверяю себя». Повторим основные правила правописания числительных.
Диктант «Проверяю себя»
Одиннадцать, семь, сто тысяч, тридцать, шестьсот, девяносто, двести, пятьсот, пятьдесят, миллион, восемьдесят, тысяча девятьсот девяносто девять. Подчеркните в числительных мягкий знак.
3. Изучение темы “Собирательные числительные”.
Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами должны ответить на несколько вопросов.
Вопросы, рассматриваемые на уроке:
1. Что обозначают собирательные числительные?
2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?
4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?
- В начале урока мы с вами прослушали пословицы, посмотрели отрывки из мультфильмов и наверняка, вам известны такие названия литературных произведений как «Волк и семеро козлят», «Трое из одного стручка», «Трое в лодке, не считая собаки».
- В их названиях присутствуют числительные, которые обозначают несколько предметов как одно целое. То есть, собирательные числительные.
– Давайте с вами выполним тренировочное упражнение.
Тренировочное упражнение
- У каждого из вас, на парте, лежит таблица….
Задание по таблице
- Заполним первую свободную колонку все вместе устно. (Устно с классом)
Таким образом, мы образовали собирательные числительные.
(- К данной группе относятся числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе.)
А теперь задание по рядам: согласуйте собирательные числительные с существительными в р.п. мн.ч. (задание выполняется в тетради), образцом для вас будет верхняя строка.
Работа с таблицей
1 | 2 |
Образуются | Сочетаются |
Два | Двое | Мужчин | ?Телят | ?Ворот |
Три | ? | ?Воин( | ? Котенок | ? Ножницы |
Четыр | ? | ? Студент( | ?Медвежонок | ? Брюки |
Пять | ? | ? Товарищ | ? Мышонок | 7 Очки |
Шесть | ? | ?Друг | ?Волчонок | ?Сани |
Семь | ? | ?Одноклассник | ?Лисенок | ?Сутки |
Восемь | ? | ? Спортсмен | ?Крольчонок | ?Коньки |
Девять | ? | ?Победитель | ?Бельчонок | ?Перила |
Десять | ? | ?Богатырь | ?Слоненок | ?Плоскогубцы |
Проверка по рядам (по цепочке)
– Какой же вывод мы можем сделать? (Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детенышей животных и существительными, употребляемыми только во множествен числе)
– Давайте откроем учебники и сверим правильные ли ответы мы дали.
Работа с учебником
(Чтение текста правила в учебнике стр. 56).
- Следует запомнить, что собирательные числительные, кроме слова обе, употребляются только с существительными мужского рода.
Как вы думаете, а какие собирательные числительные употребляются реже, чем остальные? (восьмеро, девятеро, десятеро)
С какими еще существительными сочетаются собирательные числительные? (с сущ., называющими детей.) Приведите примеры и давайте устно составим с ними предложения. (Малыш, ребята ит.д.)
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Вывод по второму вопросу.
Работа с учебником (стр. 57. устно)
- Продолжаем нашу работу с учебником.
– Почему под картинками, на которых изображены девочки, имеются прочерки?
- Правильно. Грубым нарушением литературной нормы, является сочетание: трое подруг, двое или четверо учениц. Правильно будет: три подруги, две или четыре ученицы.
Давайте выполним практическую работу, просклоняем словосочетание «трое лучших друзей» и выделим окончания в собирательном числительном и прилагательном (работа у доски и в тетрадях)
Практическая работа
И.п. трое лучших друзей
Р.п. троих лучших друзей
Д.п. троим лучшим друзьям
В.п. троих лучших друзей
Т.п. троими лучшими друзьями
П.п. о троих лучших друзьях
Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе. (Лист 1)
- Закрепим знания…
Работа по учебнику: Упр. 422 «Комментированное письмо» (У доски работают 2 ученика)
Р. п. – нет семерых конькобежцев, Т.п. – семерыми конькобежцами
Д.п. – к пятерым товарищам, П.п. – о пятерых товарищах
Р.п. – нет четверых велосипедистов, Д.п. – четверым велосипедистам
Т.п. – двоим мотоциклистам, П.п. – о двоих мотоциклистах
Т.п. – троими лисятами, П.п. – о троих лисятах
Р.п. – нет семерых козлят, Д.п. к семерым козлятам
И у нас остался еще один вопрос.
– Какие еще собирательные числительные есть в русском языке?
(Оба, обе) Лист 2
Оба обе
Найдите информацию в учебнике и ответьте на вопрос:
– С какими существительными сочетаются собирательные числительные оба, обе. (Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода и имеет основу “обо”, а числительное “обе”с существительными женского рода) (стр. 58)
Упр. 424 (письменно на доске и в тетрадях) Самостоятельная работа
4. Закрепление
в) Задание на доске Лингвистическая разминка
Прочитайте предложения, укажите номера предложений (письменно), в которых допущены ошибки в употреблении собирательных числительных. Исправьте их.
1. Трое подруг живут в одном дворе
2. А за ним едва поспевали двое жеребят.
3. На столе стояло четверо стаканов
4. Трое котят забрались в папину шляпу.
5. Подведение итогов урока. Обобщение пройденного
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Давайте еще раз вернемся к вопросам и ответим на них: (Лист 3)
1. Что обозначают собирательные числительные? (собирательные числительные обозначают количество предметов как целое)
2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные? (с существительными, которые называют лиц мужского пола,…..)
3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные? (числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, как и прилагательные во множественном числе – ых, их)
4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?
8. Домашнее задание
§ 74, учить теорию; стр. 58, упр. 423.
Резерв.
Задание 1. Замените числа в скобках словами и запишите их.
Один рубит, а (7) в кулаки трубят.
Один с сошкой, а (7)с ложкой.
(Задание выполняется на листочках)
Задание 2. Выберите и подчеркните нужную форму
а) (Шесть – шестеро) друзей учатся на курсах.
б) У (обоих – обеих) сестер одинаковые платья.
в) Недоставало (трех – троих) ножей.
г) (Двое – две) лошади скакали во весь опор.
д) Город расположен по (обоим – обеим) берегам реки.
е) (Семь – семеро) бед – один ответ.
Приложение