СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сочинение 9.3 ОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

формирование у обучающихся навыка написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

Задачи:                                                                                                                      

предметные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; систематизация знаний обучающихся о типах речи, отработка написания сочинения-рассуждения по алгоритму; формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста с помощью приемов смыслового чтения; формирование умения создавать связное монологическое высказывание;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сочинение 9.3 ОГЭ"»

Урок № 27-28

от 15.10.

16.10.

от 15.10.

16.10.

от 15.10.

16.10.

2020

Тема

Р.Р. №7-8 Обучение сочинению-рассуждению по теме 9.3 ОГЭ (практикум)

Цель урока:

формирование у обучающихся навыка написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

Задачи:

предметные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; систематизация знаний обучающихся о типах речи, отработка написания сочинения-рассуждения по алгоритму; формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста с помощью приемов смыслового чтения; формирование умения создавать связное монологическое высказывание;

метапредметные:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений;

личностные:

формирование нравственных качеств учащихся; воспитание сострадания, чуткого, доброго отношения к людям.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся, развитие умения решать образовательные («лингвистические») задачи.

Методы урока: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Технология: модерации.

Оборудование: презентация.

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить наличие определений понятий.

Показывают работы.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работу по подготовке к итоговой аттестации. Мы с вами будем готовить материал для написания сочинения - рассуждения на тему, связанную с анализом текста - задание 9.3. Что нам нужно знать и уметь, чтобы хорошо написать сочинение9.3?

Оформление тетради.

Запись темы урока.

(Знать понятия «рассуждение», «тезис», «аргументы», «вывод»; уметь аргументировать тезис, подбирать примеры из текста, создавать связный текст-рассуждение с сохранением тезиса, на основе алгоритма).

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

Исходя из того, что было перечислено, как бы мы могли сформулировать основные задачи нашего урока?


(Отработать алгоритм написания сочинения-рассуждения с использованием приемов «было-случилось-стало», «с одной стороны – с другой стороны»; продолжить работу по формулировке тезиса, его аргументации).

  1. Актуализация опорных знаний

Мы с вами уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку. Из каких трех частей она состоит?

Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Почему?

Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения 9.3. Для этого вспомним все этапы работы над сочинением-рассуждением 9.3, вспомним, как строится данный текст, основные понятия, необходимые для работы

(изложение, тестовая часть и сочинение-рассуждение).

(Сочинение, потому что легче воспроизвести авторский готовый текст, чем создать свой собственный. Сложно сохранять определенный тип речи, тему текста, тезис; подбирать необходимые примеры из текста; следить за тем, чтобы текст был логичным, композиционно цельным).

(Типы речи, рассуждение, тема, тезис, аргументы, вывод; критерии оценивания текста сочинения 9.3)

  1. Работа над темой

I. Работа над критерием 1: толкование слова



  1. Приём «На подступах к сочинению»



  • Давайте прочитаем первую часть задания 9.3.



9.3. Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем опасно малодушие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  • Что такое нравственный выбор? (это выбор в ситуации, когда человеку приходится принимать трудные для себя решения во благо другой личности в соответствии со своими взглядами и убеждениями)

  • Запишите это утверждение в свои блокноты.

  • Можно ли использовать для обозначения нравственного выбора математические знаки? Какие?

  • Скажите, а если человек не умеет или не может принять правильное решение, сделать правильный выбор в той или иной ситуации, то какие качества характера проявляются в тот момент.

  • Заполните таблицу, условно названную «Плюс-минус»: какие качества человека проявляются при правильном выборе? При неправильном?



Проявление качеств характера при нравственном выборе



Плюс:

Минус:

правильное решение

неправильное решение

гуманность (человеколюбие),

эгоизм,

совесть,

высокомерие,

честь,

бесчестие,

товарищество,

замкнутость,

сильный волей

безволие (малодушие),

смелость,

трусость,

забота

равнодушие

  • Прочитайте вторую часть задания.

  • От какого словосочетания образовано слово «малодушие»?

  • Выделите в данном слове корни. Что они означают?

  • Расшифруйте значение словосочетание «малая душа».

  • Чем же опасно малодушие?

  • Связано ли оно с теми словами, которые мы записали во втором столбике, обозначив минусом?



  • Какой вред малодушие несёт человеку и людям, его окружающим?

ВРЕД при малодушии

СЕБЕ

ЛЮДЯМ


человек теряет своё лицо:


окружающие страдают:



проявляет эгоизм, трусость,

испытывают разочарование,


теряет честь,

испытывают душевную боль от предательства,


мучает совесть




  • Составьте «Облако мыслей», записав синонимы к слову «малодушие». Добавьте примеры из литературы, высказывания выдающихся людей, чтобы этот материал можно было использовать при написании сочинения.






«Облако мыслей»




Грушницкий, герой романа

Малодушие — нехватка

Швабрин, герой романа


М.Ю.Лермонтова «Герой

духа в душе.

А.С.Пушкина «Капитанская


нашего времени»

(Александр Круглов)

дочка» (предал Родину, боясь


(трусость, мелкая зависть и




за свою жизнь)






непроизвольная агрессия)















слабость


характера

безволие

трусость













Берегись малодушия — это

МАЛОДУШИЕ

Трусость отнимает разум


ржавчина духа.



(Ф. Энгельс)


(Вильгельм Фишер)







слабоволие

недостаток

подверженность чужому





мужества, твёрдости

влиянию, страх перед





духа, веры и

общественным мнением


Азамат (брат Бэлы), герой

решительности
















Евгений Онегин, герой


романа М.Ю.Лермонтова

Дима Сомов, герой

романа А.С.Пушкина


(имел слабость - хотел владеть

повести В.Железникова

(побоялся общественного


прекрасной лошадью. И не

«Чучело»

мнения)


устоял – продал сестру)








Приложение к уроку

  1. Рефлексия

  • Что нового узнали на уроке?

  • Что было особенно интересно?

  • Какие затруднения испытывали?

Анализируют, обобщают, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание

Выучить алгоритм работы над сочинением.

Написать сочинение ОГЭ 9.3 (вариант 2)

Запись в дневник.











4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!