Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 3 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс:
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Развитие речи. Сочинение по картине И. И. Левитана «Март»».
Тип урока: урок развития речи.
Цель урока: организация деятельности обучающихся для развития связанной речи посредством написания сочинения по коллективно составленному плану.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию умения составлять художественное описание природы на основе пейзажной живописи: композиция, определение темы, настроение.
Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, речи и творческого воображения, чувства прекрасного; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализировать личностный смысл к изучению темы, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , проявление интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируется в учебнике, определяет понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекает информацию, представленную в разных формах, находит закономерности используя ранее приобретенные знания; строит логическую цепочку рассуждений, выдвигает гипотезы и обосновывает их, осуществляет анализ, синтез, сравнение, устанавливает причинно- следственные связи, владеет общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняет учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставит цель, составляет план работы, осуществляет оценку результативности;самостоятельно планирует и выполняет свои действия на знакомом учебном материале; осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушает и понимает других, вступает в диалог; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умеет составлять художественное описание природы на основе пейзажной живописи: композиция, определять тему, настроение, осознанно выстраивает речевое высказывание в устной форме и оформляет его письменно, соблюдает нормы речевого этикета и правила устного общения; выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения; использует правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина, раздаточный материал (для рефлексии).
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, меня зовут Анна Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка, садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку:
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: На слайде вы видите цитату («Истинное сокровище для людей – умение учиться» - Эзоп). Как вы ее понимаете?
О: (ответы детей).
У: Отлично. Эта цитата будет нашим девизом на сегодняшний урок.
II. Актуализация умений и знаний.
1.Проверка домашнего задания
2.Минутка чистописания
У: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
У: Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Для этого вам необходимо отгадать загадку:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
О: Март.
У: Верно! Март – это месяц какого времени года?
О: Весны.
У: Молодцы! С какой буквы начинается слово «март»? Дайте характеристику звуку.
О: Слово начинается с буквы «м». Звук /м/ - согласный, звонкий, твердый, непарный.
У: Молодцы! Какую букву вы сегодня будете прописывать?
О: Букву «м».
У: Отлично! Сейчас вы пропишите строчную букву «эр», соединения этой буквой с другими буквами.
3.Словарно – орфографическая работа
У: Посмотрите на слайд. Вам необходимо составить слова из букв. Составьте и запишите их к себе в тетрадь.
(На слайде:
«Буквы рассыпались».
Л, Е, П, Н, А З, Я, А,Ц
П, У, Т,Х, Е П, Ь, Л, Т, А, О
М, З, Р, О, О В, Р, Н, О, О, А
О, К, Р,О, В, А Б, Р, Б, Н, А, А, А)
У: Какие это слова?
О: Словарные.
У: Молодцы! Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку, сверяя ответы с ответами на слайде.
(На доске: пенал, заяц, петух, пальто, мороз, ворона, корова, барабан).
О: Верните тетради соседям по парте. Подчеркните орфограммы в словах, поставьте ударение.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Вспомните, какое слово помогло нам отгадать, какую букву вы будете сегодня прописывать?
О: Март.
У: Правильно. Сегодня это слово поможет нам открыть тему урока. Посмотрите на слайд, что вы видите?
О: Картину.
У: Догадайтесь, как она называется?
О: «Март».
У: Верно! Автор данной картины – великий русский художник Исаак Ильич Левитан.
IV. Открытие новых умений, знаний.
У: Ребята, сегодня на уроке мы будем составлять сочинение – описание по картине Левитана «Март». Давайте прочитаем слова из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, которые служат эпиграфом к нашему уроку.
О: «Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года».(А.С.Пушкин)
У: Как вы думаете, что называет Пушкин утром года?
О: Весну.
У: Действительно, Весна – это утро года, когда всё в природе начинает просыпаться, улыбаться и радоваться. И мы эту радость и улыбку чувствуем и видим на картине Левитана. Скажите, какие приметы Весны видны в природе?
О: Тает снег, светит солнце.
У: Куда бы мы сейчас ни бросили взгляд – везде видим, как весна преображает природу, слышим весенние звуки ручейков, капели, птиц. Весна – необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается.
У: Сегодня перед нами стоит задача научиться «читать» картину, осмысливать её содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками.
У: Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда не вспоминать о нём. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он часто голодал и даже ночевал в училище, так как ему негде было жить. По характеру он был добрым и отзывчивым человеком. К своей творческой работе относился с большой любовью. За 25 лет написал около тысячи картин. Современники называли его мастером пейзажа настроений. Для своих рисунков он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник сердцем чувствовал жизнь природы. Про него поэт Евгений Баратынский писал: « С природой одною он жизнью дышал,
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье».
Русская природа была единственной темой произведений Левитана. Свою картину «Март» он написал в 1895 году. Известно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении друзей художника – Турчаниновых.
У: Теперь представьте, что мы пришли на выставку картин великого художника Левитана. Наше внимание привлекла картина под названием «Март». Всмотритесь в картину! Левитану удалось нарисовать самые первые мгновения прихода Весны. Расскажите, что вы видите на картине.
О: Дом с крыльцом, лошадь, запряжённую в сани, деревья, снег, небо, скворечник, на ветвях берёзы ждёт крылатых гостей-жильцов.
У: На картине художник изобразил самое начало Весны. Какой день изобразил художник?
О: Солнечный, тёплый.
У: Чем вы можете подтвердить это?
О: Солнечный свет лежит на деревьях, на крыльце, на стене дома, видны тени от деревьев.
У: Взгляните на небо. Какое оно?
О: Голубое, чистое.
У: Опишите снег, лежащий на земле.
О: Снег серый, рыхлый, на дороге подтаял, стал грязным, на нём лежат тени и отпечатано много следов.
У: Что вы можете сказать про ком снега на крыше?
О: Он подтаял и скоро с шумом упадёт на землю.
У: Какие краски являются главными на этой картине?
О: Жёлтый, голубой, зелёный.
У: Разнообразные сочетания этих красок с добавлением белой создают сияющую гармонию. Обратите внимание на лошадь у крыльца. Что вы можете о ней сказать?
О: Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот тёплый весенний день.
У: Несмотря на состояние безмолвия и покоя, здесь можно обнаружить и следы невидимого присутствия человека. Что указывает на это?
О: Открытая дверь, лошадка, которая смирно дожидается своего хозяина.
У: Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?
О: Покататься на лошади, побегать по снегу, погреться на крыльце под лучами солнца.
У: Что бы вы могли там услышать?
О: Весеннюю капель, крики птиц.
У: Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку написали после знакомства с этой картиной?
О: Тихую, спокойную.
У: Какие чувства и эмоции вызывает у вас эта картина?
О: Радость, спокойствие, умиротворение.
V. Физминутка.
У: Молодцы. Сейчас мы немного отдохнем и проведем физминутку.
1) И.п. - сидя, руки вверх.
1 - сжать кисти в кулак,
2 - разжать кисти.
Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.
Темп средний.
2) И.п. - сидя, руки на поясе.
1 - поворот головы направо,
2 - и.п.,
3 - поворот головы налево,
4 - и.п.
Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)
У: 1. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные:
День (какой?) – тёплый, весенний, солнечный.
Небо (какое?) – голубое, ясное, высокое, чистое, лазурное.
Снег (какой?) – рыхлый, мокрый.
Деревья (какие?) – стройные.
Лошадь (какая?) – усталая, рыжая.
2. Подберите глаголы к существительным:
Солнце (что делает?) – светит, греет, освещает.
Капель (что делает?) – звенит, поёт, стучит, барабанит.
Снег (что делает?) – оседает, тает, темнеет.
Деревья (что делают?) – тянутся.
3. Подберите синонимы к словам:
Художник – автор, живописец, пейзажист.
Создал – написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил.
Орфографическая подготовка
У: Обратить внимание на написание слов, обозначающих местоположение, и цвет:
Здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, коричневый, фиолетовый.
Составление плана сочинения
У: Сколько частей будет в сочинении?
О: Три.
У: Как называются части?
О: Вступление, основная, заключение.
У: О чём будем рассказывать во вступлении?
О: Как называется картина, кто её автор, можно немного рассказать об авторе картины, об истории создания картины.
У: О чём будем рассказывать в основной части?
О: В ней будем давать описание картины.
У: О чём будем рассказывать в заключении?
О: В нём мы будем описывать своё отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею.
У: Давайте назовем примерные пункты плана.
О: (называют примерные пункты плана).
У: Молодцы. У меня получился такой план.
(На слайде: Примерный план.
Вступление. Название картины, автор. Первый месяц весны.
Цвет и настроение картины.
Небо, солнце, воздух.
Снег, деревья.
Мое отношение к картине.
Устное составление описания картины по плану
У: «Передо мной картина известного художника…»
Что будете описывать в основной части? (Небо, снег, деревья, лошадь).
« На картине изображена ранняя весна.»
Как будем заканчивать сочинение?
О: Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство…»
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
У: Сейчас нам необходимо написать сочинение. Пользуйтесь планом и опорными словами, которые вы видите на слайде. Пишите аккуратно, при письме соблюдайте правила посадки.
(На слайде: Опорные слова: тёплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковое солнышко, звонкая капель)
VII. Итог урока. Рефлексия.
У: Что мы сегодня делали?
О: Писали сочинение по картине.
У: По какой картине мы писали сочинение?
О: Март.
У: Кто ее автор?
О: Исаак Ильич Левитан.
У: Молодцы. Поделитесь своими мыслями об этой картине, прочитайте свои сочинения.
О: (Несколько обучающихся читают сочинения).
У: Молодцы! У всех получились отличные сочинения. Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).