СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сочинение по картине "Март""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сочинение по картине "Март""»

Конспект урока русского языка

УМК: «Школа России», 3 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс:

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Развитие речи. Сочинение по картине И. И. Левитана «Март»».

Тип урока: урок развития речи.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для развития связанной речи посредством написания сочинения по коллективно составленному плану.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию умения составлять художественное описание природы на основе пейзажной живописи: композиция, определение темы, настроение.

Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, речи и творческого воображения, чувства прекрасного; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализировать личностный смысл к изучению темы, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , проявление интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируется в учебнике, определяет понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекает информацию, представленную в разных формах, находит закономерности используя ранее приобретенные знания; строит логическую цепочку рассуждений, выдвигает гипотезы и обосновывает их, осуществляет анализ, синтез, сравнение, устанавливает причинно- следственные связи, владеет общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняет учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставит цель, составляет план работы, осуществляет оценку результативности;самостоятельно планирует и выполняет свои действия на знакомом учебном материале; осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушает и понимает других, вступает в диалог; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: умеет составлять художественное описание природы на основе пейзажной живописи: композиция, определять тему, настроение, осознанно выстраивает речевое высказывание в устной форме и оформляет его письменно, соблюдает нормы речевого этикета и правила устного общения; выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения; использует правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина, раздаточный материал (для рефлексии).

































Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, меня зовут Анна Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка, садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку:

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: На слайде вы видите цитату («Истинное сокровище для людей – умение учиться» - Эзоп). Как вы ее понимаете?

О: (ответы детей).

У: Отлично. Эта цитата будет нашим девизом на сегодняшний урок.

II. Актуализация умений и знаний.

1.Проверка домашнего задания

2.Минутка чистописания

У: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

У: Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Для этого вам необходимо отгадать загадку:

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

О: Март.

У: Верно! Март – это месяц какого времени года?

О: Весны.

У: Молодцы! С какой буквы начинается слово «март»? Дайте характеристику звуку.

О: Слово начинается с буквы «м». Звук /м/ - согласный, звонкий, твердый, непарный.

У: Молодцы! Какую букву вы сегодня будете прописывать?

О: Букву «м».

У: Отлично! Сейчас вы пропишите строчную букву «эр», соединения этой буквой с другими буквами.

3.Словарно – орфографическая работа

У: Посмотрите на слайд. Вам необходимо составить слова из букв. Составьте и запишите их к себе в тетрадь.

(На слайде:

«Буквы рассыпались».

Л, Е, П, Н, А З, Я, А,Ц

П, У, Т,Х, Е П, Ь, Л, Т, А, О

М, З, Р, О, О В, Р, Н, О, О, А

О, К, Р,О, В, А Б, Р, Б, Н, А, А, А)



У: Какие это слова?

О: Словарные.

У: Молодцы! Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку, сверяя ответы с ответами на слайде.

(На доске: пенал, заяц, петух, пальто, мороз, ворона, корова, барабан).

О: Верните тетради соседям по парте. Подчеркните орфограммы в словах, поставьте ударение.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Вспомните, какое слово помогло нам отгадать, какую букву вы будете сегодня прописывать?

О: Март.

У: Правильно. Сегодня это слово поможет нам открыть тему урока. Посмотрите на слайд, что вы видите?

О: Картину.

У: Догадайтесь, как она называется?

О: «Март».

У: Верно! Автор данной картины – великий русский художник Исаак Ильич Левитан.

IV. Открытие новых умений, знаний.

У: Ребята, сегодня на уроке мы будем составлять сочинение – описание по картине Левитана «Март». Давайте прочитаем слова из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, которые служат эпиграфом к нашему уроку.

О: «Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года».(А.С.Пушкин)

У: Как вы думаете, что называет Пушкин утром года?

О: Весну.

У: Действительно, Весна – это утро года, когда всё в природе начинает просыпаться, улыбаться и радоваться. И мы эту радость и улыбку чувствуем и видим на картине Левитана. Скажите, какие приметы Весны видны в природе?

О: Тает снег, светит солнце.

У: Куда бы мы сейчас ни бросили взгляд – везде видим, как весна преображает природу, слышим весенние звуки ручейков, капели, птиц. Весна – необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается.

У: Сегодня перед нами стоит задача научиться «читать» картину, осмысливать её содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками.

У: Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда не вспоминать о нём. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он часто голодал и даже ночевал в училище, так как ему негде было жить. По характеру он был добрым и отзывчивым человеком. К своей творческой работе относился с большой любовью. За 25 лет написал около тысячи картин. Современники называли его мастером пейзажа настроений. Для своих рисунков он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник сердцем чувствовал жизнь природы. Про него поэт Евгений Баратынский писал: « С природой одною он жизнью дышал,

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье».

Русская природа была единственной темой произведений Левитана. Свою картину «Март» он написал в 1895 году. Известно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении друзей художника – Турчаниновых.

У: Теперь представьте, что мы пришли на выставку картин великого художника Левитана. Наше внимание привлекла картина под названием «Март». Всмотритесь в картину! Левитану удалось нарисовать самые первые мгновения прихода Весны. Расскажите, что вы видите на картине.

О: Дом с крыльцом, лошадь, запряжённую в сани, деревья, снег, небо, скворечник, на ветвях берёзы ждёт крылатых гостей-жильцов.

У: На картине художник изобразил самое начало Весны. Какой день изобразил художник?

О: Солнечный, тёплый.

У: Чем вы можете подтвердить это?

О: Солнечный свет лежит на деревьях, на крыльце, на стене дома, видны тени от деревьев.

У: Взгляните на небо. Какое оно?

О: Голубое, чистое.

У: Опишите снег, лежащий на земле.

О: Снег серый, рыхлый, на дороге подтаял, стал грязным, на нём лежат тени и отпечатано много следов.

У: Что вы можете сказать про ком снега на крыше?

О: Он подтаял и скоро с шумом упадёт на землю.

У: Какие краски являются главными на этой картине?

О: Жёлтый, голубой, зелёный.

У: Разнообразные сочетания этих красок с добавлением белой создают сияющую гармонию. Обратите внимание на лошадь у крыльца. Что вы можете о ней сказать?

О: Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот тёплый весенний день.

У: Несмотря на состояние безмолвия и покоя, здесь можно обнаружить и следы невидимого присутствия человека. Что указывает на это?

О: Открытая дверь, лошадка, которая смирно дожидается своего хозяина.

У: Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?

О: Покататься на лошади, побегать по снегу, погреться на крыльце под лучами солнца.

У: Что бы вы могли там услышать?

О: Весеннюю капель, крики птиц.

У: Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку написали после знакомства с этой картиной?

О: Тихую, спокойную.

У: Какие чувства и эмоции вызывает у вас эта картина?

О: Радость, спокойствие, умиротворение.

V. Физминутка.

У: Молодцы. Сейчас мы немного отдохнем и проведем физминутку.

1) И.п. - сидя, руки вверх.

1 - сжать кисти в кулак,

2 - разжать кисти.

Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.

Темп средний.

2) И.п. - сидя, руки на поясе.

1 - поворот головы направо,

2 - и.п.,

3 - поворот головы налево,

4 - и.п.

Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

У: 1. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные:

День (какой?) – тёплый, весенний, солнечный.

Небо (какое?) – голубое, ясное, высокое, чистое, лазурное.

Снег (какой?) – рыхлый, мокрый.

Деревья (какие?) – стройные.

Лошадь (какая?) – усталая, рыжая.

2. Подберите глаголы к существительным:

Солнце (что делает?) – светит, греет, освещает.

Капель (что делает?) – звенит, поёт, стучит, барабанит.

Снег (что делает?) – оседает, тает, темнеет.

Деревья (что делают?) – тянутся.

3. Подберите синонимы к словам:

Художник – автор, живописец, пейзажист.

Создал – написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил.

Орфографическая подготовка

У: Обратить внимание на написание слов, обозначающих местоположение, и цвет:

Здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, коричневый, фиолетовый.

Составление плана сочинения

У: Сколько частей будет в сочинении?

О: Три.

У: Как называются части?

О: Вступление, основная, заключение.

У: О чём будем рассказывать во вступлении?

О: Как называется картина, кто её автор, можно немного рассказать об авторе картины, об истории создания картины.

У: О чём будем рассказывать в основной части?

О: В ней будем давать описание картины.

У: О чём будем рассказывать в заключении?

О: В нём мы будем описывать своё отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею.

У: Давайте назовем примерные пункты плана.

О: (называют примерные пункты плана).

У: Молодцы. У меня получился такой план.

(На слайде: Примерный план.

  1. Вступление. Название картины, автор. Первый месяц весны.

  2. Цвет и настроение картины.

  3. Небо, солнце, воздух.

  4. Снег, деревья.

  5. Мое отношение к картине.

Устное составление описания картины по плану

У: «Передо мной картина известного художника…»

Что будете описывать в основной части? (Небо, снег, деревья, лошадь).

« На картине изображена ранняя весна.»

Как будем заканчивать сочинение?

О: Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство…»

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

У: Сейчас нам необходимо написать сочинение. Пользуйтесь планом и опорными словами, которые вы видите на слайде. Пишите аккуратно, при письме соблюдайте правила посадки.

(На слайде: Опорные слова: тёплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковое солнышко, звонкая капель)

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: Что мы сегодня делали?

О: Писали сочинение по картине.

У: По какой картине мы писали сочинение?

О: Март.

У: Кто ее автор?

О: Исаак Ильич Левитан.

У: Молодцы. Поделитесь своими мыслями об этой картине, прочитайте свои сочинения.

О: (Несколько обучающихся читают сочинения).

У: Молодцы! У всех получились отличные сочинения. Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).