СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ".10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи занятия:

  1.  сформировать у учащихся адекватное знание о че­ловеке, обосновывающее преобладание его духовно-нрав­ственных качеств;
  2.  показать неразрывную связь и взаимообусловлен­ность биологической и социальной природы человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ".10 класс»

Дата проведения___________ Класс_______________

Урок №

Тема: СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА (§ 4)

  1. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в дости­жение результатов

личностных:

  • осознание значимости проблемы сущности человека как ключевой в курсе обществознания;

  • формирование современных представлений о сущно­сти человека;

метапредметных:

  • умение раскрывать специфику взаимовлияния двух миров — социального (человеческого) и природного, его ключевую роль в понимании природы человека и его миро­воззрения;

  • понимание междисциплинарного характера проблемы человека;

предметных:

  • владение понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»; умение проводить различие в трак­товке понятий «природа человека» и «сущность человека»;

  • осознание односторонности ряда интерпретаций сущ­ности человека, выдвинутых в ходе исторического разви­тия наукой, философией и религией;

  • уяснение непосредственного влияния социального окружения, характера общественных отношений на фор­мирование сущностных качеств человека, его самоопреде­ление в качестве личности.

Задачи занятия:

  1. сформировать у учащихся адекватное знание о че­ловеке, обосновывающее преобладание его духовно-нрав­ственных качеств;

  2. показать неразрывную связь и взаимообусловлен­ность биологической и социальной природы человека.

  1. Место темы в системе учебных занятий

Данная тема является ключевой в обществоведческом курсе. Она замыкается на все без исключения разделы учеб­ ника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы современности.

Особенно тесно тема связана с последующими парагра­фами учебника: «Деятельность — способ существования людей», «Познавательная и коммуникативная деятель­ность», «Свобода и необходимость в деятельности челове­ка». Дальнейшее углубление знаний учащихся о сущности человека происходит при изучении § 11 «Духовный мир личности».

Опорой для осмысления темы может явиться материал § 1 «Что такое общество» (роль человеческой деятельности; изготовление орудий труда; целеполагание и коллектив­ность как основы человеческой жизнедеятельности; человек как творец культуры и её результат).

Оборудование:

Раздаточный материал: фрагмент из работы академика А. А. Гу­сейнова для мотивационной части; отрывок из работы Т. Гоббса «Человеческая природа» для проведения диспута; классная доска (запись формы таблицы «Биологическое и социальное в человеке») и схема «Социобиологический путь человека».

  1. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

  1. й вариант. Два комбинированных урока с последова­тельным изучением вопросов плана, работой учащихся с текстом параграфа и выполнением учебных заданий (№ 1, 3 из рубрики «Задания»).

  2. й вариант (для более подготовленных учащихся).

  1. й час: школьная лекция «Преемственность взглядов на сущность человека в философии» с освещением вопросов из рубрики «Вопросы для самопроверки». 2-й час: первичное изучение содержания параграфа с последующим составле­нием развёрнутого плана и работой с документом — фраг­ментом работы С. Л. Франка. 3-й час: диспут «Изменяется ли человеческая природа?» (по отрывку из работы Т. Гоббса «Человеческая природа»).


Мотивационный этап

Сообщаются особенности изучаемой темы: её слож­ность и многогранность, зависящая от тех контекстов, в которых выступает и в которых рассматривается человек; формулируется основная идея занятия: ни общество невоз­можно без человека, ни человек немыслим вне общества.

Логическим переходом к изучению вопросов плана за­нятия может стать выяснение перечня наук, изучающих человека. В ходе обсуждения устанавливается, что пробле­мами природы и сущности человека занимаются дисци­плины, относящиеся к различным отраслям знания — гу­манитарным, общественным, естественным. Учащиеся под­водятся к мысли, что практически все науки в той или иной степени связаны с проблемой человека. Из того факта, что человек является субъектом познания, вытекает важное следствие: человек всегда больше того, что он о себе знает или может знать. Учащимся предлагается найти в обсуж­даемом тексте место, указывающее на это обстоятельство.

Выясняется, что на это указывает концовка первого предложения фрагмента: «...единственным предметом ис­следования, его ограничивающим условием».

Учащимся разъясняется, что научное знание есть знание объективное (знание об объекте). Оно всегда является зна­нием о чём-то, что существует само по себе, независимо от субъекта, и выносится на суд субъекта. Научное знание как объективное, т. е. независимое от воли и идеологических устремлений исследователя, только потому и может состо­яться, что гносеологический (познавательный) субъект вы­несен за объект познания. В случае с человеком, когда он одновременно выступает в роли объекта и субъекта позна­ния, всё обстоит гораздо сложнее («или человек как пред­мет исследования — или человек как свобода» (К. Ясперс).

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

  1. Что такое человек?

  2. Природа и сущность человека.

  3. Индивид. Человек. Личность.

Важные термины и понятия: человек, природа человека, сущность человека, антропогенез, индивид, индивидуальность, личность.

Данный этап занятия призван способствовать более глубокому осмыслению учащимися понятия «человек», со­отношения природных и культурных факторов в человече­ском поведении, в самой человеческой природе. В изуче­нии такого феномена жизни, как человек, особенно важна проблема его происхождения. И хотя название параграфа однозначно ориентирует на социальный аспект проблемы, тем не менее без обращения к антропогенезу трудно отве­тить на целый ряд важных вопросов: что оказалось суще­ственным в становлении человека в мире, который он соз­даёт? Каким образом формируются социальные качества, что и кто этому способствует? Какие открытия человек сделал, обуреваемый страхом и мужеством? Как сложились взаимоотношения полов? В чём особенности отношения человека к матери и отцу, жизни и смерти, своему пред­назначению в этом мире? Чем заполнялось время, свобод­ное от добывания пищи (охоты и собирательства)?

Прежде чем предложить учащимся эти вопросы к ос­мыслению, логично выяснить, как они отвечают на вопрос «Что такое человек?» (с учётом знаний из курсов естество­знания и обществознания, а также отталкиваясь от анализа текста учёного). Можно рекомендовать проведение рабо­ты учащихся с различными определениями в параграфе учебника, в школьном словаре и других изданиях (наибо­лее надёжным вариантом является использование раз­даточного материала для проведения сопоставительного анализа).

После этого можно переходить к обсуждению первого из сформулированных выше вопросов: что оказалось существен­ным в становлении человека в мире, который он создаёт? Прокомментировав несколько ответов учащихся, можно сообщить им лаконично выраженную позицию К. Ясперса. Существенным, как он считает, здесь является следующее:

«1. Использование огня и орудий. Живое существо, не имею­щее ни того ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком.

  1. Появление речи. Радикальное отличие от взаимопонима­ния животных посредством спонтанного выражения своих ощу­щений составляет присущая только человеку способность выра­жать осознаваемый в речи и передаваемый ею смысл предметно­го мира, который является объектом мышления и речи.

  2. Способы формирующего человека насилия над самим со­бой, например, посредством табу. В самой природе человека за­ложено то, что он не может быть только частью природы, напро­тив, он формирует себя посредством искусства. Природа челове­ка — это его искусственность.

  3. Образование групп и сообществ. Человеческое сообщество коренным образом отличается от инстинктивно-автоматически соз­данных государств у насекомых. Основное отличие человеческого сообщества от групп и отношений господства и подчинения, обра­зуемых приматами, состоит в осознании людьми его смыслового значения.

  4. Жизнь, формируемая мифами, формирование жизни по­средством образов, подчинение всего существования, семейного уклада, общественного устройства, характера труда и борьбы этим образам, которые в своём бесконечном толковании и углублении, по существу, являются просто носителями самосознания и осозна­ния своего бытия, дают ощущение укрытости и уверенности, всё

это в своих истоках неразличимо. В начале истории и позже че­ловек живёт в этом мире». (Ясперс К. Истоки истории и её цель. М., 1991. — Гл. 4. «Что произошло в доисторический период»).

  1. Элемент наглядности в обсуждаемую проблематику внесёт обращение к таблице «Человеческая деятельность (Отличия деятельности людей от поведения животных)» из § 1 учебника. Учащимся предлагается с опорой на учебник, знания по другим предметам и личный опыт заполнить таблицу:





Биологические свойства человека

Социокультурные качества человека

  • Прямохождение;

  • большой и развитый мозг;

  • своеобразие телесной организации;

  • гены

(наследственность);

  • мускулатура и многофункциональность развитой руки;

  • наличие развитых мышц лица (способность смеяться);

  • способность к членораздельной речи;

  • половая дифференциация;

  • расовые различия;

  • конечность жизни и др.

  • Орудийная деятельность;

  • труд и коллективная деятельность;

  • сознание;

  • язык, речь, общение;

  • нравственность;

  • способность к духовному творчеству и фантазиям;

  • проектирование своей жизнедеятельности (целеполагание);

  • совершенствование своей биологической природы;

  • способность приспосабливаться к различным климатическим условиям;

  • ответственное отношение к своим действиям и поведению;

  • осознание своей смертности

Учащиеся разделяются на две группы. Первая работа­ет по выявлению биологических свойств человека, вторая группа определяет социокультурные качества человека. По завершении работы обсуждаются результаты: представите­ли каждой из групп поочерёдно выступают в роли экспер­тов и вносят коррективы. Уместно предложить учащимся подумать о наличии у человека негативных особенностей (приверженность к суевериям и предрассудкам; безжалост­ное отношение к природе и жестокое — к себе подобным, чего не наблюдается в животном мире).

  1. Логическим продолжением изучения биологических и социокультурных особенностей человека является обраще­ние к смысловым различиям таких важных понятий темы,

  2. как «природа человека» и «сущность человека». Учитывая сложность проблематики, можно посоветовать учителю про­вести эту часть занятия в форме сообщения, предварительно выяснив толкование этих системообразующих понятий са­мими учащимися.

  3. Отмечается, что понятия «природа человека» и «сущ­ность человека» нередко встречаются в литературе как сино­нимы. Под человеческой природой в философской антропо­логии понимают совокупность неизменных черт, общих за­датков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа, которые присущи человеку разумному во все времена независимо от биологической эволюции и исто­рического процесса.

  4. При рассмотрении понятия «сущность человека» важно учитывать, в каком контексте рассматривается человек, в рамках каких параметров и масштабов его бытия исследу­ется его сущность.

  5. Например, наука в этом вопросе исходит из того, что че­ловек, хотя и завершает лестницу живых существ, возникает и существует в мире в соответствии с законами эволюции.

  6. Философия исходит из разумности, свободы, автоном­ности познающего человека, который овладевает действи­тельным миром сначала в сознании, а затем практически.

  7. Можно обратить внимание учащихся на то, что суще­ствующие в истории философской мысли определения сущ­ности человека страдают односторонностью. Сущность чело­века в них сводится преимущественно к какому-то одному качеству или какой-то части человеческой жизнедеятель­ности, не являющимся для человека характерными и все­объемлющими. Например, орудийная деятельность, челове­ческое сознание, абсолютный дух, божественный абсолют, совокупность общественных отношений, человеческая жизне­деятельность. Из некоторых из этих интерпретаций сущ­ности человека следует, что она (сущность) как бы отделя­ется от самого человека (будь это всемогущий Бог или со­вокупность общественных отношений в марксизме). О том, что проблема сущности человека до настоящего времени не утратила своей актуальности, свидетельствуют попытки расширить диапазон её системообразующих понятий (на­пример, «человек — биопсихосоциальное существо», «че­ловек — биосоциально-нравственное существо» или «чело­век — культуросозидающее существо»).

  8. На сопоставлении этих подходов к определению сущно­сти человека с последующим аргументированным опреде­лением наиболее предпочтительного целесообразно постро­ить учебное задание.

  9. В последнее время в философской антропологии утвер­дился иной подход к осмыслению сущности человека. Она

рассматривается как процесс, как непрерывное взаимодей­ствие, всесторонняя взаимосвязь человека и общественного мира. Она (сущность) олицетворяет непрерывное творение человеком общественного мира, его, человека, воплоще­ние в нём с последующей трансформацией общественного мира в человеке. Такое понимание сущности человека как общей взаимосвязи, взаимопревращений человека и его общественного мира указывает на неизменно основопола­гающую роль человека в сложном, вариативном процессе взаимоотношений человека и общества.

  1. Изучение третьего пункта плана целесообразно осущест­влять в контексте работы учащихся с учебником (подтема «Социальные качества личности»). Учащимся предлагается сопоставить понятие «личность» с близкими по содержанию понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек» и, ис­пользуя логическую аргументацию и полученные в ходе за­нятия знания, доказать, что понятия «индивид», «индиви­дуальность» и «человек» действительно являются социаль­ными понятиями.

Подобная работа имеет большое значение не только для углубления понятия «личность», но и для системного вос­приятия фундаментального социально-гуманитарного по­нятия «человек».

Понятия индивида, индивидуальности и личности пред­ставляют собой взаимосвязанные сущностные характеристи­ки человека. Уяснение учащимися их смысловых особен­ностей позволит в дальнейшем лучше разбираться в социо- гуманитарных процессах и явлениях, понимать смысловые различия употребления этих понятий в различных по со­держанию текстах и коммуникационных ситуациях (напри­мер, личность как результат социализации; ребёнок как личность; личность преступника).

Представляется, что успешного усвоения учащимися этих понятий можно достигнуть в контексте формулы А. Г. Асмолова: «Индивидом рождаются. Личностью становят­ся. Индивидуальность отстаивают».

Формула хорошая. Тем не менее, как представляется, из неё «выпал» человек. Учащимся можно будет предло­жить призадуматься при разрешении следующего очевид­ного парадокса. В некоторых жизненных ситуациях, когда необходимо кого-то призвать к выполнению важного дей­ствия или долга, используются обращения: «Будь же чело­веком!», «Ты же человек!». Почему же при этом не приме­няется более социально престижное — «личность»? А в ка­кой разряд занести «Человека с большой буквы»? Полага­ем, что при организации этой работы с учащимися целесо­образно использовать схему, которая придаст ей нагляд­ность:




Этап закрепления

В качестве материала на закрепление полученных зна­ний целесообразно использовать позиции 1, 3 из рубрики «Задания».

Комментируя выполнение учебного задания, связанно­го с составлением схемы «Социальные качества личности» (задание № 3), важно подчеркнуть следующую мысль: про­явление спектра личностных качеств и типов поведения в обществе определяется спецификой отношений в различ­ных сферах общественной жизни. Уместно также связать обсуждаемый вопрос с российскими реалиями. Так, раз­витие рыночных отношений в стране стимулирует прояв­ления в людях предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчётливости, авантюризма, желания из-за карьерных це­лей предстать в выгодном свете и др.

Самореализация как важное условие формирования личности чаще осуществляется в таких сферах жизнеде­ятельности индивида, как профессиональная сфера, сфера семейных и дружеских отношений, творческие организа­ции и объединения и др.

В случае реализации 2-го варианта занятия (для бо­лее подготовленных учащихся) при организации лекции «Преемственность взглядов на сущность человека в фило­софии» рекомендуем опираться на положения и идеи, со­держащиеся в учебной таблице «Образ человека в истории философии», приведённой на с. 54.

Для проведения диспута на тему «Изменяется ли чело­веческая природа?» учащимся следует раздать распечатку отрывка из работы Т. Гоббса «Человеческая природа»:

«Человеческую жизнь можно сравнить с состязанием в беге, и, хотя это сравнение не может считаться правильным во всех отношениях, оно всё же достаточно для того, чтобы дать нам наглядное представление почти обо всех страстях, о которых мы говорили. Надо только представить себе, что единственная цель и единственная награда каждого из участников этого со­стязания — оказаться впереди своих конкурентов. В этом беге:

Усиление соответствует желанию, или вожделению. Расслаб­ленность есть сластолюбие, или чувственность. Смотреть на тех, кто находится позади, есть слава. Смотреть на тех, кто находит­ся впереди, есть смирение.

Сбиться с пути, оглядываясь назад, есть тщеславие. Быть за­держанным есть источник ненависти. Возвращение есть раскаяние. Бодрое настроение есть надежда. Изнурённость есть отчаяние.

Попытка догнать того, кто находится впереди, есть соревно­вание.

Стремление сбить с ног и опрокинуть вырвавшегося вперёд соперника есть зависть.

Решение преодолеть препятствие, которое предвидится в бу­дущем, есть храбрость. Стремление преодолеть неожиданно воз­никшее препятствие есть гнев.

Преодоление препятствий с лёгкостью есть величие души.

Растерянность перед лицом незначительных препятствий есть малодушие.

Неожиданное падение располагает к плачу. Зрелище чужого падения располагает к смеху. Видеть, как другие обгоняют того, к кому мы чувствуем расположение, есть жалость. Видеть, как обгоняет других тот, кого мы не любим, есть негодование.

Держаться вблизи от кого-нибудь есть любовь. Толкать впе­рёд того, вблизи кого ты держишься, есть доброжелательность.

Причинять себе вред благодаря поспешности есть стыд.

Быть постоянно опережаемым другими есть несчастье.

Постоянно обгонять всех есть счастье.

Оставить ристалища — значит умереть»

(Гоббс Т. Человеческая природа. 1640. Соч. в 2 т. Т. 1. — М., 1989. — С. 553).

Перед тем как учащиеся начнут ознакомление с источни­ком, учитель даёт краткую справку о его авторе Т. Гоббсе. Он поясняет огромный вклад философа в разработку про­блем социальной и политической философии (как автора теории общественного договора), моральной философии,


Образ человека в истории философии

Историческая

эпоха

Человек в картине мира

Сущностные особенности человека

Ценностные

ориентации

Соотношение общества и личности. Идеал

Античность

Космоцентризм

(человек —

микрокосм,

являющийся

отражением

макрокосмоса)

«Человек — мера всех вещей». Человека человеком делает душа. Социальная природа человека («Человек — социальное животное»). Сущность человека не зависит от внешних обстоятельств

Стремление к свободе и нравственному совершенству

Приоритет социального над личностным.

Духовное развитие в сочетании с физическим совершенством

Средние

века

Теоцентризм

Человек есть «образ и подобие Бога», единство божественной и человеческой природы, души и тела. Сущность человека определяет душа, устремлённая к Богу

Приобщиться к Богу и обрести спасение. Утверждение ценности разума и его замена верой

Человек — пассивный участник божественного порядка.

Человек, который способен на всеобъемлющую любовь

Новое

время

Антропоцентризм

Человек — продукт природы.

Величие и достоинство человека «в его способности мыслить» («знание — сила»;

«я мыслю, следовательно, я существую»). Деятельность как сущностная особенность человека

Приоритет личных интересов. Беспредельная вера в науку

Индивидуализм и эгоизм как порождение частного интереса. Всеобщая конкуренция между людьми. Благовоспитанный человек, стремящийся, к приобретению знаний, полезных для, предприниматель­ской, коммерческой деятельности

изучающей последствия человеческих страстей как прояв­лений человеческой сущности. В поле внимания мыслите­ля — различные аспекты жизнедеятельности формирую­щегося буржуазного общества с его специфическим обра­зом жизни, базовыми ценностями, нравами, желаниями и страстями человека.

Вопросы к источнику: 1. С какими идеями философа вы согласны? 2. Какие из приведённых определений вызы­вают у вас желание поспорить? 3. Можно ли на основании этого аллегорического сюжета охарактеризовать сущност­ные качества человека одним-двумя обществоведческими понятиями?


Домашнее задание

  1. Учебник, § 4 (обратить особое внимание на рубрику «Вопросы для самопроверки»).

  2. Провести сравнительный анализ смысловых раз­личий понятий «человек», «личность» и «индивидуаль­ность», опираясь на наиболее значимые эпитеты к этим словам.

  3. Подготовить эссе на основе высказываний «Чело­век — самая большая загадка в мире», «Достойный чело­век не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть досто­инство» (В. О. Ключевский) или по высказыванию из руб­рики «Мысли мудрых» (по выбору).



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!