Подготовила учитель математики МБОУСОШ с. Никульевка Бабкова Наталия Ивановна
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического»
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой. Учитель: На столах у вас лежат листочки. Они называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то вам необходимо в квадрат, находящийся справа от задания, поставить знак «+». Те из вас, кто решит задания быстрее класса, могут заработать дополнительную оценку, выполнив задания на отдельном листе | Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |
Вводная беседа. Актуализация знаний | Вступительное слово учителя. Повторение действий с десятичными дробями. Учитель начинает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока. Задает учащимся наводящие вопросы. Учитель: Ребята, а познакомиться с новой темой нам помогут сказочные гномы. В это же время в сказочном лесу проходили соревнования «Кто больше ?». Давайте посмотрим участников (слайд 2), 2. Комментарий учителя к просмотренному фрагменту, вопросы А) Как видите результаты таковы (слайд 3): Как вы думаете, кто победил в соревнованиях? Б) Как вы определили? В) Как можно одним словом назвать выражение? Г) Назовите компоненты при сложении. Д) Какие еще знаете действия с числами? Е) Назовите компоненты при делении. А) А как оценивают спортсменов в настоящем спорте? Б) А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний». В) А что «среднее» в математике можно найти? Г) Назовите тему урока. Д) Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока (слайд 4). Е) Что вы знаете о среднем арифметическом нескольких чисел? Ж) Что вы хотите узнать? Это и будет нашими целями на урок. | Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. Учащиеся решают примеры устно. Отвечают на вопросы: А)победителей нет, победила дружба Б) «Сложили числа». В) «Сумма» Г) «Слагаемые, сумма» Д) «Деление, умножение, вычитание» Е) «Делимое , делитель, частное» А) «Находят среднюю оценку» Б) «Средняя температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя заработная плата и т.д.» В) «Среднее чисел» Г) «Среднее чисел» Д) Записывают тему урока в технологических картах. Е) «Ничего» Ж) «Что это такое?» «Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?» «Для чего применяется среднее арифметическое (Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют таблицу в технологических картах: | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог |
Изучение нового материала | Вместе с учениками определяет цель урока. Демонстрирует ЭОР 1. Работа над определением «среднего арифметического» (слайд 5) Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел? 2. Задача А) Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел, решим задачу (слайд 7). Б) Составьте план решения задачи. В) А почему вы делили на 7, ведь этого числа не было в условии задачи. Что означает это число? Г) Вывод: Мы нашли среднее арифметическое семи чисел. Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел. 3. Работа над определением «среднего арифметического» (слайд 8) В) Сформулируйте определение «среднего арифметического чисел». Г) Откройте учебник на с.226, найдите определение «среднего арифметического». Прочитайте. Д) Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе. Е) Теперь расскажите это определение друг другу. Определение нужно запомнить! Для лучшего запоминания напечатанное определение вывешивается на доску | Учащиеся выполняют в технологических картах Задание №1 Учащиеся выполняют в технологических картах Задание №1. Б) «Найти рост всех гномов», «Разделить на 7 В) 7 гномов Г) Алгоритм: «Найти сумму всех чисел» «Найти количество слагаемых» «Разделить сумму чисел на количество» Определение: «Это частное суммы нескольких чисел на их количество» Учащиеся записывают формулу нахождения среднего арифметического нескольких чисел: Ср. арифметическое = (сумма слагаемых): (количество слагаемых) Г) Читают: один вслух, остальные - про себя. Д) Рассказывают себе. Е) Рассказывают друг другу по очереди. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Регулятивные: Целеполагание, выдвижение гипотез Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог |
Первичное осмысление и закрепление знаний.
| Комментирует, направляет работу учащихся Давайте вернемся к спорту и оценим их результаты, как настоящих спортсменов. (слайд 12)
| Один ученик на доске, а остальные в тетради выполняют задание №2-3 Учащиеся, используя алгоритм, находят средний балл участницы, проговаривая порядок выполнения действий. | Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.Анализ объектов и синтез Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем |
Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учитель: Ребята, а вы знаете, что фигуристка победила в соревнованиях не случайно – она каждое утро делала зарядку. Давайте и мы немного позанимаемся физкультурой. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
| Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. | |
Закрепление изученного на уроке, решение задач | Помогает «слабым» ученикам Учитель: Иногда мы любим помечтать. В будущем кто-нибудь из вас захочет стать статистиком. Это специалист, занимающийся сбором и обработкой информации. Эти данные используются государственными учреждениями для разработки планов. Например, статистики выяснили, что за последние 5 лет в России средняя продолжительность жизни увеличилась на 3 года. Еще среднее арифметическое можно применить в метеорологии. Например, в результате наблюдений за погодой и измерений температуры выяснилось, что средняя температура воздуха в Кинеле в 2011 году составила + 30. 3. Самостоятельная работа Учитель: Я предлагаю вам сегодня побывать в роли статистика и обработать предложенную информацию (слайд 13). 4.Решение более сложных задач, развивает интерес. Вопросы: -Сколько слагаемых? -Первое слагаемое известно? -Второе слагаемое известно? - Что еще известно? | Учащиеся выполняют задания 4-6 из технологической карты Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку. Учащиеся в технологических картах решают задачу, один ученик решает задачу у доски. Внимательно слушают рассказ учителя о новой профессии. 3. Самостоятельно решают задачу. | Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в группу
|
Подведение итогов урока | Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями): Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3». Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. Учитель: А) Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? Б) Давайте еще раз вспомним определение среднего арифметического нескольких чисел. Слайды 20- 22. | Проставляют в лист контроля баллы, набранные на 1 уроке Учащиеся поднимают руки с учетом проставленных оценок Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Б) Учащиеся заполняют пропуски в определении: Средним арифметическим нескольких чисел называется ………….. суммы нескольких чисел на ………… | Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна |
Домашнее задание | Задает дозированное домашнее задание Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.38 на стр.226 и решите № 1524. А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: определить стоимость 1 булки белого пшеничного хлеба в 3-х магазинах и вычислить её среднюю стоимость, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать хлеб. Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока Учащиеся внимательно слушают. Всем: п.38, с 226, выучить определение. По желанию: определить стоимость 1 булки белого пшеничного хлеба в 3-х магазинах и вычислить её среднюю стоимость. | |