Работа с планом. Индивидуальная работа с листком исследователя. Перечисляют правила работы в группах, правила ТБ. Работа с планом. Заполняют самостоятельно таблицу, графу «предполагаемые ответы» Работа в группах. Исследуют свойство воды – растворитель. Проводят опыты под руководством учителя. Формулируют выводы. Заполняют таблицу, графу «Ответы после опытов». Самопроверка. Музыкальная физминутка «Виноватая тучка». Работа в группах. Проверяют, можно ли очистить воду. Проводят опыты под руководством учителя. Формулируют выводы. | Чтобы наша лаборатория работала успешно, нам нужно вспомнить правила, по которым работают учёные. Мы будем работать со специальным оборудованием, поэтому нам надо соблюдать правила ТБ. Будьте внимательны! ЗАПРЕЩАЕТСЯ: -Пробовать на вкус любые вещества. -С осторожностью определять запах. Запах определяют так: на расстоянии 20 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя (показать), так как если жидкость обладает резким запахом, то можно получить ожог носовой полости. -Сыпучие вещества брать только ложкой. -Запрещается брать в руки стекло, если оно случайно разбилось. - Назовите первый пункт плана. (Вода – растворитель.) -В жизни вы встречаетесь с водой ежедневно и, надеюсь, что вы очень наблюдательны. Заполните графу «предполагаемые ответы» в таблице самостоятельно. | Предполагаемые ответы | Ответы после опытов | Вода | соль | масло | песок | соль | масло | песок | Бесцветная | | | | Да | Да | Нет | Без запаха | | | | Да | Нет | Да | Прозрачная | | | | Да | Нет | Нет | Без вкуса (предполагаем) | | | | Нет | ? | ? | Растворилось ли в воде вещество? | | | | Да | Нет | Нет | -А как проверить, правильно ли вы ответили на вопросы? (Проверить на опытах.) -Для того чтобы определить обладает ли вода свойством «растворитель», мы открываем экспериментальную лабораторию. Растворение – равномерное распределение частиц одного вещества между частицами воды или другой жидкости. Опыты Проверьте возможности воды как растворителя. 1) Добавьте в один стакан с водой соль (сахар, сок, сода). В другой – измельчённый мел (песок), в третий – подсолнечное масло. 2) Размешайте и наблюдайте, что происходит с кристалликами соли. (Выберите ответ: плавают, тонут, стали незаметны Аналогично с содой, сахаром, соком.) - Изменилась ли прозрачность воды? - Изменился ли цвет воды? - Изменился ли вкус воды? - Можно ли сказать, что соль исчезла? 3) Сделайте выводы о возможностях воды как растворителя. Повтори опыт с песком, мелом, маслом. - Изменилась ли прозрачность воды? А цвет? - Исчезли ли песчинки? Вывод: Вода – растворитель. Она растворяет даже металлы (серебро). Многие старые люди пили чай с серебряной ложкой. Это старое народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Это серебряная вода. Ее можно получить в домашних условиях. Опустите в стакан с водой серебро. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворяться. Физминутка «Виноватая тучка» -Вспомните 2 пункт плана. (Очищение воды.) Можно ли очистить воду от нерастворимых веществ? При помощи чего можно очистить воду? (Фильтра) Что такое фильтр? - Работа в группах. Фильтр – это приспособление для очистки воды. Фильтрование – очистка воды или другой жидкости от нерастворимых примесей. Очистите воду от нерастворимых веществ. 1) В стакан с водой добавьте измельчённый мел (песок), размешайте. 2) В чистый пустой стакан положите воронку, с ватным диском и со свёрнутой вчетверо салфеткой. 3) Вылейте содержимое стакана в воронку с салфеткой. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте её на прозрачность. 4) Что произошло? Сделайте вывод Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него. С помощью фильтра нельзя очистить воду от веществ, которые в ней растворились. |