СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Таёжная зона"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Таёжная зона"»

Тема: «Таежная зона»

Цели: 1. Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России.    2.Познакомить с особенностями природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России.

Планируемые результаты: личностные: выдвигать идеи и принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение, определять и высказывать правила поведения

Метапредменые: регулятивные УУД: определять и формулировать цель, давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные УУД: преобразовывать информацию, осуществлять поиск информации. Предметные: узнать особенности таежной зоны.

Оборудование: Физическая карта России, карты природных зон, растительности, таблицы, учебники.

Ход  урока

1. Организационный момент.

2.  Актуализация опорных знаний. Ребята, скажите пожалуйста, какие природные зоны нашей родины мы изучили?

– Покажите на карте, где расположены зона арктической пустыни и зона тундры.

Географический диктант

Расставить цифры к природным зонам: арктические пустыни, тундра.

  1. Природа зоны легко ранима.

  2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.

  3. Значительные площади покрыты ледниками.

  4. Средняя температура января – 26…– 28о, а июля + 1…+ 4 о С.

  5. Сильные ветры.

  6. В этой зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

  7. Расположена на островах Арктики.

  8. Увлажнение избыточное много озер и болот.

  9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).

  10. На южной границе средняя температура июля +10оС.

  11. На скалах «птичьи базары».

  12. Лето короткое и холодное.

  13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

  14. В реках и озерах много рыбы.

  15. Воды– в твердом виде, только летом образуются талые воды.

  16. Много перелётных птиц летом (утки, гуси, лебеди).

  17. Полярная ночь длится до 5 месяцев.

Ответы: Арктические пустыни: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 17. Тундра: 1, 2, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 16.

3. Мотивация. Из всего растительного царства –это более всего требует участия. Его огромный объем, медленное возрастание, долголетие и прочность, готовое к возрождению и многосторонняя польза и красота внушают уважение. - О какой природной зоне пойдет речь? (определение темы урока). Определение целей урока.

4. Изучение нового материала

Вводная беседа. Леса помогали защищаться русским людям от врагов, отстаивать независимость, свой язык, культуру. Согласны ли вы с этим утверждением?

-Какое определение тайги вы предложите? Работа с текстом учебника)

-Какие компоненты природы сочетает природная зона тайги?

Какими природными условиями отличается тайга? (тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем…Астафьев.

  Под словом «тайга» издавна и понимают хвойный лес. Вечнозеленые хвойные деревья: ель, пихта, сосна, а также лиственница — прекрасно приспособились к суровым климатическим условиям этой зоны. Хвойные леса могут переносить длительные холода, так как их иголки покрыты слоем воска и пропитаны смолой. Высокие цилиндрические стволы противостоят снегам, а длинные корни обвиты многочисленными микроскопическими грибами, позволяющими максимально использовать скудные минеральные вещества таежных почв.

    Эта зона, по сравнению с тундрой, в целом получает значительно больше солнечного тепла и больше осадков, хотя зима в тайге существенно холоднее.

Поверхностный сток в тайге высокий, реки, соответственно, многоводны, а паутина речной сети очень густая. Грунтовые воды залегают неглубоко.

- Хорошо это или плохо?

       С одной стороны, это хорошо, так как способствует водоснабжению населенных пунктов — не надо рыть глубокие колодцы. С другой стороны, близко лежащие к поверхности воды легко подвергаются загрязнению, что делает их непригодными для питья. 

Работа с атласом.

— Каков климат лесов? (Умеренный пояс, лето теплое, зима от снежной умеренно-холодной до суровой.)

— Найдите на климатической карте средние температуры зимы и лета. (Средние температуры июля от +15 до +17°С, января - от +8 до —40°С.)

— Найдите вегетационный период (карта «агроклиматические ресурсы»), увлажнение территории. (Увлажнение избыточное.)

— Как часто меняется погода в зоне лесов? (Возможны заморозки в июне и августе, затяжные дожди, ливни.)

   Безморозный период (с выше +1О°С) непродолжительный, крестьянин должен быстро посеять, убрать сено, урожай пока хорошая погода. Т. к. чаще в лесной зоне Русской равнины пасмурная циклональная погода. Отсюда поговорка

--Какие бывают таежные леса? Работа с текстом. Составление таблицы.

       Для лесов характерна ярусность, а в таежных лесах двухъярусная структура. Какими видами растений представлены ярусы?

        В районах сведенных лесов в таежной зоне достаточно широко распространились луговые массивы. Особенно много лугов возникло по поймам рек. Виды лугов: заливные, незаливные—суходольные и низинные.

-Как вы думаете, почему пойменные луга безвозмездно потеряны?

5. Самостоятельная работа в парах

Учащиеся работают, изучая особенности тайги.

Задание

— Чем отличается тайга Русской равнины, Западной Сибири и Восточной Сибири?

— Сравните тайгу Русской равнины, Западной Сибири, Восточной Сибири и заполните таблицу со сравнительной характеристикой.

Компоненты природы

Русская равнина

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Климат




Воды




Почва




Растительность




Животные




 6. Первичное закрепление. Вопросы:

— Назовите самую распространенную породу дерева в России. (Лиственница.)

— Почему в таежной зоне Восточной Сибири растет только лиственница? (Суровая зима, вечная мерзлота не дают возможности укорениться.)

— Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны? (деревья многолетние, хвоя — неблагоприятный опад, образует кислоты, промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса.)

Какое дерево в сибирской тайге называют ореховой сосной? (Кедр — сосна сибирская.)

— Лиственница хвойное или лиственное дерево? (Хвойное.)

— Как лиственница приспособилась к условиям суровой зимы и к вечной мерзлоте? (Сбрасывает хвою на зиму, корни — в поверхностном слое почвы.)

— Как животные приспособились к условиям тайги? (Спячка, линька, запасы пищи на зиму.)

— Почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной? (Тайга темнохвойная состоит из ели, пихты — теневыносливых пород.  Светлохвойные леса — сосновые и лиственничные леса Восточной Сибири,  т. к. лиственница, имеющая корни в поверхностном слое почвы, не образует густых зарослей.)



Подумайте почему меняются таежные ландшафты? Учащиеся отвечают на вопрос.

  Можно ли терять леса, даже не вырубая их?»

       Каждый год на территории России полыхают пожары. Горят леса Сибири, Дальнего Востока, европейской части России. В среднем за год сгорает 1 млн га леса. Много это или мало? 1 млн га — это 10 тыс, км2, или площадь 100 км х 100 км. От природных и неустановленных факторов (молнии и др.) происходит 10—20% пожаров, в остальных 80—90% виновен человек (костры, окурки, машины, бутылки, стекло...).

       Ежегодно 2—З млн га (20—ЗО тыс, км2) лесов гибнет от вредителей. Особый вред наносят гусеницы шелкопрядов, дубовая листовертка, личинки короедов, усачей, златок, рогохвостов, гусеницы древоточцев.

    Большим изменениям подверглись ландшафты в районах сельскохозяйственного освоения. Они имеют уже лесопольный облик. Леса чередуются с участками пашен (полей), луговых и пастбищных угодий.

Изучите текст стр.194 и ответьте на вопросы:

-Каковы традиционные занятия людей, живущих в тайге?

-Какие жилища распространены на Европейском Севере и в ряде районов Сибири?        

-Какое основное направление в сельском хозяйстве?

-Что необходимо предпринимать на таких участках?

-Какие агротехнические приемы необходимо применять?

-Как изменяется тайга сегодня?

-Каково значение леса для человека? Источник кислорода на Земле. Защита почвы

Улучшает климат приземного слоя воздуха. Водоохранная роль. Кладовая. Аптека

Источник древесины. Источник топлива. Место отдыха.


– А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? \

-   Постановка проблемы: Рационально ли мы используем российские леса?

 - Какая задача стоит перед нами — пользователями лесов?

«Сохранить», — скажут одни. «Сохранить и умножить», — скажут другие. «Умножать и использовать», — скажут третьи. С последним высказыванием можно согласиться, во-первых, потому, что лес — возобновимый ресурс, и его можно увеличивать, во-вторых, потому, что не использовать его нельзя, лес — ценное сырье.

 -Можно ли зря рубить лес?

На местах рубок остается много брошенной древесины. Потери доходят до 1 млн м3. Уничтожается подрост и молодняк на общей площади примерно 13,5 тыс. га. При лесозаготовках недорубы составляют 2 млн м3.

Много потерь при длительной транспортировке, когда древесина портится при сплаве по рекам, долгом хранении под открытым небом.

При обработке и переработке древесины остается много отходов, которые нигде не используются.

 Восстановление леса — трудоемкий и длительный процесс.

7. Вывод.  «Леса помогали русским людям защищаться от врагов, отстаивать независимость, свой язык и культуру».     - Согласны ли вы теперь с этим утверждением?

8. Подведение итогов

9.Домашнее задание: § 30.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!