СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока технологии " Инструменты и приспособления для ручных работ" 5 класс ФГОС

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды инструментов и приспособлений. Классификация. Техника безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии " Инструменты и приспособления для ручных работ" 5 класс ФГОС»


Тема: Инструменты и приспособления
для швейных работ

Цель: познакомить учащихся с инструментами и приспособлени-ями для швейных работ, создать условия:

  • для формирования навыков правильного и безопасного использования инструментов и приспособлений;

  • воспитания уважительного и ответственного отношения к труду;

  • развития познавательного интереса, способности к обобщению, классификации;

  • актуализации знаний и опыта учащихся;

  • обогащения словарного запаса;

  • коррекции речи, развития культуры общения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки 3, электронное приложение, шкатулка со швейными принадлежностями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Приятно входить в класс и видеть, что материал предыдущего урока все выучили! Достаточно только посмотреть на чистую доску, порядок на партах, аккуратно спрятанные под спецодеждой волосы. Молодцы, ребята! Мне остается уточнить несколько вопросов:

1. Что мы называем специальной одеждой и для чего она нужна?

2. Для чего нужны правила внутреннего распорядка?

3. Какие правила поведения в мастерской надо выполнять?

4. Как навести порядок в мастерской после работы?

5. Что входит в обязанности дежурных?

Ответы детей.

III. Объяснение нового материала.

Учитель. Хорошо запомнив правила поведения и работы в мастерской, мы взяли их на вооружение и продолжаем знакомиться с секретами швейного дела. Тема сегодняшнего урока скрыта в этой замечательной шкатулке. Многое из того, что здесь находится, вам хорошо знакомо. Но для вас они – знакомые незнакомцы, поэтому о каждом предмете в шкатулке мы поговорим подробно. Отгадайте загадку:

Одноглазая старушка

Узоры вышивает,

Весь мир одевает.

Что сошьёт – не надевает.

Что это? (Игла.)

Ответы детей. Если отгадки нет, загадывается еще одна загадка:

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Игла.)

Ответы детей.

Учитель. Правильно, это ручная игла. Один конец у нее острый – это острие, а другой утолщенный. На утолщенном конце иглы находится ушко – отверстие для нитки. Острым концом игла прокалывает ткань. Посмотрите, какие разные иглы находятся в шкатулке: большие и толстые, маленькие и тоненькие. Их различают по номерам – от 1 (самые тонкие) до 12 (самые толстые). Для каждой ткани нужна своя – по размеру и толщине – иголка. Запомните: для толстой нитки всегда выбирают иглу с большим игольным ушком, а для тонкой – с маленьким. Держать иголку надо крепко и аккуратно за середину указательным и большим пальцами.

Иголка – одна из самых полезных вещей на свете. Но эта полезная вещь становится коварной и даже опасной, когда она попадает в руки небрежного, невнимательного человека. Пользоваться иглой надо осторожно, соблюдая правила техники безопасности.

Слайд «Правила безопасной работы иглой»

1. Хранить иглы необходимо в определенном месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой (так она заметнее, ее легче обнаружить).

2. Всегда нужно знать, сколько у вас иголок.

3. Окончив работу, необходимо проверить количество иголок.

4. Не допускать потери иглы.

5. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.

6. Сломанную иглу надо сдать учителю.

7. Нельзя откусывать нитку зубами.

Чтобы узнать, какой предмет я извлеку из шкатулки следующим, отгадайте загадку:

Два конца, два кольца,

Посредине гвоздик.

Ответы детей.

– Правильно, это ножницы. Состоят они из двух лезвий – «два конца», ручек и колец – «два кольца», и винта – «посредине гвоздик». Для чего применяют ножницы? (Ответы детей.)

– Правильно, ножницы нужны, чтобы резать бумагу, ткань, нитки. Лезвия ножниц должны быть острыми и резать по всей длине. В шкатулке лежат большие и маленькие ножницы. У больших ножниц длинные концы, поэтому они могут резать большие куски ткани или вырезать основные детали будущих швейных изделий. У маленьких ножниц концы короткие, ими удобно обрезать куски ниток, разрезать петли, то есть выполнять мелкую работу.

Слайд «Правила безопасной работы ножницами»

– Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами нужно осторожно.

1. Хранить ножницы в строго определенном месте.

2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.

3. Передавая ножницы, необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед.

4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.

5. Нельзя класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.

– Ножницы и иголки называются рабочими инструментами. Еще загадка:

Я люблю прямоту.

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

(Линейка.)

– Что это, отгадали? Правильно, это линейка. Ну а для чего нужна линейка? Правильно, для построения чертежей. При этом отсчет ведется от отметки 0. Линейка – измерительный инструмент. К измерительным инструментам также относятся угольник и сантиметровая лента.

Кто знает, как выглядит сантиметровая лента? Пожалуйста, достаньте ее из шкатулки. Сантиметровая лента, или сантиметр, служит для снятия мерок с фигуры человека и объемных предметов. Ее используют также при измерении длины и ширины ткани, при проверке размеров изделия. Изготовлена она из прорезиненной ткани, имеет длину 150 см и ширину 2 см. При измерении ленту не следует излишне натягивать или ослаблять.

И снова загадка:

У дядюшки у Никона

Вся лысина истыкана.

Что это?

(Наперсток.)

Ответы детей.

– Для работы иглой люди придумали приспособление, которое защищает палец от уколов, – наперсток. Не случайно он похож на шлем воина. Наперсток – приспособление для швейных работ. Наперсток подбирают индивидуально по размеру среднего пальца руки так, чтобы он плотно обхватывал палец.

К приспособлениям также относятся булавки – ими скалывают ткань при раскрое, прикрепляют выкройку к ткани. Пользоваться булавками надо очень осторожно, так как один конец у них острый. Хранить их надо в специальной подушечке для иголок и булавок.

IV. Практическая работа «Знакомство с инструментами и приспособлениями для швейных работ».

Учитель. Запишите в рабочих тетрадях дату, название практической работы – «Знакомство с инструментами и приспособлениями для швейных работ». Во время практической работы мы сегодня поиграем в игру «Назови правильно». Игра состоит из 2 частей.

Часть 1. Перед вами на экране будут появляться изображения предметов, названия которых вы должны будете записать в своей тетради. Записывать названия предметов необходимо в столбик, в той последовательности, в какой они будут появляться на экране. Если вы не знаете на-звания предмета, под этим номером не пишите ничего и переходите к следующему номеру, на строку ниже. Внимание на экран! (При отсутствии компьютера предметы показывает учитель, называя номер каждого предмета: № 6 – игла, № 7 – ножницы, № 8 – булавки, № 9 – наперсток, № 10 – сантиметровая лента, № 11 – линейка, № 12 – угольник.)

Часть 2. Отметьте фигурной скобкой предметы, относящиеся:

а) к измерительным инструментам;

б) к рабочим инструментам;

в) к приспособлениям для швейных работ.

Показать образец выполнения на доске. Проверить правильность выполнения работы, внести необходимые исправления.

V. Закрепление нового материала.

Учитель. Ребята, кто из вас может правильно найти в нашей шкатулке рабочие инструменты и правильно их назвать? (Выполнение задания учащимися.)

– А какие правила нужно выполнять при работе с этими инструментами? (Ответы учащихся.)

– Покажите и назовите измерительные инструменты, применяемые в швейном деле. (Выполнение задания учащимися.)

– Какие еще предметы остались в шкатулке? К какой группе они относятся? (Ответы учащихся.)

– Правильно, это приспособления для швейных работ: наперсток и булавки.

VI. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Учитель. К следующему уроку необходимо, чтобы у каждого из вас была такая же шкатулочка со швейными принадлежностями, как у меня, а называть мы их будем рабочими коробками. В ваших рабочих тетрадях записаны принадлежности, которые должны находиться в рабочих коробках. Ребята, а что еще нужно положить в рабочие коробки для шитья? (Ответы детей.)

Правильно, еще нам понадобятся материалы для швейных работ: нитки, ткань, тесьма, картон, бумага. Не забудьте положить их в свои рабочие коробки. А еще для работы понадобится портновский мел для обозначения на материале линий и меток при раскрое или примерке. Мел можно заменить тонким сухим кусочком обычного мыла. Полный список содержимого ваших рабочих коробок выглядит так:

Слайд «Содержимое рабочей коробки учащегося»

(То же – на карточках 3)

1. Ткань.

2. Швейные нитки разного цвета.

3. Набор игл.

4. Ножницы.

5. Наперсток.

6. Булавки.

7. Подушечка для игл и булавок.

8. Сантиметровая лента.

9. Линейка.

10. Угольник.

11. Портновский мел или тонкий кусочек мыла.

– Вклейте, пожалуйста, карточки 3 в свои рабочие тетради.

Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: изучить теоретический материал; собрать вместе с родителями рабочие коробки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!