СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока технологии "Понятие безопасной работы со швейным оборудованием" 5 класс ФГОС

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий комбинированного урока. Техника безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии "Понятие безопасной работы со швейным оборудованием" 5 класс ФГОС»

Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами

Цели: Ознакомить учащихся с приёмами безопасного труда при использовании ручного столярного инструмента, научить ос­новным приёмам работы столярными инструментами, развивать мотивацию безопасных приёмов труда, воспитывать организован­ность и технологическую грамотность и дисциплину.

Тип урока: комбинированный (усвоение новых знаний, обоб­щение и систематизация).

Методы обучения: демонстрация учителем приёмов работы при использовании ручного столярного инструмента, практическая работа.

Наглядные пособия: Инструкция по технике безопасности при выполнении столярных работ, плакаты из комплекта кабинета по правилам безопасного труда «Техника безопасности при строгании древесины», «Техника безопасности при пилении древесины», «Техника безопасности при долблении древесины», «Техника безо­пасности при сверлении древесины»,КТ презентация.

Используемая литература: учебник, с. 54-60, 70-72, 75-76,79, 81.

Инструменты и оборудование: столярный верстак, столярный инструмент и приспособления.

Объект работы: изделие, изготовленное столярными режущи­ми инструментами (разделочная доска).

Ход урока

I. Организационно-подготовительная часть

1.Приветствие учителя, контроль посещаемости.

2.  Проверка готовности учащихся к уроку.

П. Повторение пройденного материала

/. Практическое задание.

А) Учащимся предлагается установить верстак по росту рабо­тающего, установить и закрепить заготовку:

-  для пиления;

-  для строгания.

Б) Организовать рабочее место в соответствии с практическим заданием.

2. Беседа по вопросам:

-  Почему нельзя ударять молотком по крышке верстака и за­
жима?

-  Как установить клин в гнездо крышки верстака для строгания
заготовки?

• Что может произойти, если:

•  на крышке верстака находится инструмент, не участвующий
в процессе производства?

•  собирать опилки и стружку руками, сдувать древесную пыль
с крышки верстака?

•  режущий инструмент находится на крышке верстака режу­-
щей кромкой «на себя»?

•  крышка верстака не соответствует росту учащегося?

•  заготовка в зажимах верстака установлена ненадёжно?

3.  Сообщение темы и цели урока.

4.  Сообщение учащихся

«Безопасность труда при выполнении работ в домашней мас­терской».

Домашняя мастерская - не только специальное помещение для работы, но и место, где творческие идеи её хозяина обретают зримые формы. Многое, если не всё в строительстве и украшении дома, благоустройстве усадьбы, можно сделать своими силами. И не так важно, кто хозяин домашней мастерской: тракторист или инженер, животновод или врач, молодой человек или пенсионер, - было бы желание выразить себя в работе. Тогда воплощение за­мыслов - в его руках, а домашняя мастерская будет служить в этом верным помощником. Навык же и умение, пусть не сразу, но обязательно придут. Как хорошо, когда в доме есть мастер-умелец, который сделает ремонт, пристроит веранду, запаяет ведро, починит утюг, изготовит книжную или цветочную полку, кормушку для птиц, переплетет ветхую книгу, подготовит к сезону садовый и огородный инвентарь, оборудует мансарду - да мало ли дел у настоящего хозяина! А раз так, то ему не обойтись без своей мастерской.

Что же такое домашняя мастерская? Где она может и должна быть размещена? Как и чем оборудована? Что в ней можно сделать? Вот на эти и некоторые другие вопросы мы и постараемся ответить.

Но прежде надо со всей определенностью сказать вот о чем. О какой бы работе ни шла речь, ее следует выполнять с разумной ос­торожностью, неукоснительно соблюдая требования техники безо­пасности. Ведь домашний мастер имеет дело с острыми, режущими, колющими и просто тяжелыми предметами, а значит, если пренеб­регать соответствующими правилами, всегда сохраняется опасность пораниться, получить травму. Представленные варианты организа­ции хранения рабочего инструмента не могут гарантировать безо­пасность при работе, так как это одна из причин получения травм (рис. 1). Чтобы взять для работы какой-нибудь инструмент, понадо­бится и время, и терпение, для того чтобы вытащить его из-под гру­ды не только наваленного инструмента, но и хлама.

КТ презентация:

Пример неправильной организации труда: а - домашняя мастерская; б - школьная мастерская

III. Изложение программного материала

1. Вводная беседа.

Каждая технологическая операция, выполненная столярным ин­струментом, не только сложный, но и небезопасный технологический процесс, знакомство с каждым из инструментов сопровожда­ется приёмами правильной и безопасной работы. В кабинетах про­изводственного обучения внедрены современные средства техники безопасности и созданы санитарно-гигиенические условия, при ко­торых будет исключена возможность производственного травма­тизма. Техникой безопасности называется совокупность мероприя­тий и правил, имеющих целью охрану учащихся от производствен­ных травм и несчастных случаев во время работы.

Учитель. Почему необходимо знать не только инструмент, но и правила безопасного выполнения практических работ этим инстру­ментом? (Ответы учащихся).

Правила по технике безопасности нужно не только хорошо знать, но и обязательно их выполнять. Согласно этим правилам, запрещается допускать учащихся к практическим работам без предварительного инструктажа и обучения правилам техники безопасности.

Каждый учащийся обязан выполнять установленные в учебном кабинете правила техники безопасности и руководствоваться суще­ствующими инструкциями:

1. Разрешается работать только исправным и остро заточенным режущим инструментом (презентация).

2. Топорища топоров, ручки молотков и других ударных инст­рументов должны быть изготовлены из твёрдых и вязких пород древесины (вяз, дуб, бук, берёза и т. д.), иметь гладкую поверхность и расклинены металлическим завершённым клином (презентация).


3. При работе топором ноги ставятся так, чтобы не поранить их в случае срыва топора. При работе не держите руки перед острием инструмента. Обтесывая поверхность топором, держите левую руку выше того места, по которому ударяете топором (презентация)

4. С хрупкими материалами надо работать в защитных очках. Если их у вас не оказалось, то сделайте такие очки сами из любой прозрачной пластины и резинки (презентация).

5. При работе пилами не допускается ставить палец или руку для направления пилы по риске. При запиле нужно пользоваться бруском (презентация).

6. Распиливаемый материал должен быть прочно закреплён в зажимах верстака (презентация).

7. Заканчивать пропил следует осторожно, ослабевая нажим на пилу, чтобы обрезанная часть заготовки не упала на ногу (презентация)

8. Не оставлять пилу в пропиле, если работа временно прекра­щена (презентация).

9. Во избежание получения травм при работе стамеской нельзя резать в направлении поддерживающей руки на себя, на весу, с упором детали на грудь и в том случае, когда деталь лежит на коле­нях (презентация)

10. Оставлять долота или стамески на краю крышки верстака нельзя, так как при внезапном падении инструмента можно получить травму (презентация).

11. Хвостовики стамесок, напильников и других инструментов должны быть прочно закреплены в ручке без задиров и сучков. Ни в коем случае нельзя работать неисправным молотком - с разбитым или расшлепанным бойком, с треснувшей ручкой. Работа таким инструментом может привести к травме (презентация)

12. Режущий инструмент должен быть острым и настроенным. Тупым инструментом гораздо легче пораниться, чем острым, так как к нему приходится прикладывать большие усилия, и он может соскользнуть с обрабатываемой поверхности (презентация)

13. Если вы упустили режущий инструмент, то не старайтесь поймать его на лету (презентация)

14. Сверло должно быть закреплено в патроне, коловорот или сверлилку нельзя держать так, чтобы сверло было обращено в сторону работающего. На­жимать на нажимную ручку коловорота, головку сверлилки нуж­но только руками.. Работать свёрлами, имеющими механические повреждения (слом режущей части, сгиб, тупое и т. д.) нельзя (презентация)

15. Гаечные ключи, используемые для ремонтных и настроечно - слесарных работ, должны быть исправны и соответствовать меру гаек (рис. презентация

17. На рабочих местах должен быть только тот инструмент и материалы, которые необходимы для производственного процесса (презентация)

18. По окончании работы необходимо убрать своё рабочее ме­сто, очистить от опилок и пыли инструмент, уложить его в шкафчик или на стеллаж, сдать инструменты учителю, обо всех неисправно­стях инструмента доложить учителю (презентация)

Поранить себя несложно при неправильном обращении даже с простой пилой или молотком. Поэтому, прежде чем взять в руки инструмент, необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуа­тации, которая есть в каждом кабинете практического обучения, и только потом приступать к работе. Даже если такой инструкции нет, это не значит, что можно не соблюдать элементарные правила безопасности.

Самое первое из них гласит, что для работы пригодны инстру­менты только в хорошем состоянии, то есть рукоятка должна быть целой и без трещин, удобно располагаться в руке (рис. 20, я), по­лотно ножовки должно быть без ржавых пятен, ровным, а режущие зубья остро заточены и разведены (презентация). Пользоваться на­пильниками без ручек нельзя.. Самым опасным из всех ручных инструментов является тупая пила (презентация)

Используя такую пилу в работе, можно не только глубоко поре­зать руки, но и занести в рану инфекцию. А произойти это может следующим образом.

Во-первых, тупой пилой редко когда удаётся сделать надпил на поверхности древесины: она часто срывается то вправо, то влево, а при нажиме сгибается чуть ли не пополам. В результате пила может попасть на пальцы или сломаться, а её осколки попадут в глаза. А уж что говорить, если в руках электропила или электрорубанок.

Во-вторых, это правило работы с инструментом. Производить движения необходимо правильно, а не так, как удобно, потому что результат может быть плачевным.


Например: направлять все движения режущего инструмента на­до от себя. В противном случае лезвие может соскользнуть и повредить пальцы.

19. Особо внимательным необходимо быть при работе с электроинструментами. Обязательно необходимо проверить не только режущую способность инструмента, но и электропроводку, так как при работе можно задеть оголённый провод и получить удар электротоком (презентация).

Это лишь некоторые рекомендации, которые следует соблюдать три выполнении столярных работ. При работе с древесиной необходимо подобрать специальную одежду (халат, фартук), выполнен­ную из достаточно прочного материала (презентация)

IV. Практическая работа

1. Организация рабочего места.

Учитель показывает приёмы безопасного труда при использова­нии столярного инструмента. Обращает внимание на последова­тельность выполняемых работ. Каждую технологическую операцию комментирует с учётом мер техники безопасности. Для выполнения работ понадобятся: верстак, разметочный инструмент, ножовка по дереву, рубанок, стамеска и долото, киянка, ручная дрель, заготовка из древесины.

По ходу выполнения практической работы учитель задаёт во­просы учащимся:

•  Почему карандаш при разметке должен быть остро заточен?

•  Кроме столярного угольника, какой ещё можно использовать­
разметочный инструмент, чтобы разметку выполнить под углом­
90°?

•  Для чего при разметке древесины используют рейсмус?

•  Как производят разметку по шаблону?

•  Каким инструментом можно распилить древесину?

•  Почему существует такое большое разнообразие пил по
древесине?

•  Как при строгании древесины необходимо учитывать на­
правление волокон?

•  Почему долбёжные работы выполняются только стоя?

•  Зачем на крышку верстака при долблении кладут подкла­-
дочную доску?

•  Что произойдёт, если использовать при работе неисправный
или тупой инструмент?

Ответы учащихся не просто комментируются и обсуждаются учащимися, помимо этого осуществляется практический показ учи­телем основных технологических операций по обработке древесины с учётом мер техники безопасности.

V. Итог урока

Учитель поясняет возможные ошибки при использовании сто­лярного инструмента, причины получения травм, комментирует от­веты учащихся. Уборка рабочих мест и помещения кабинета.

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины. Учащиеся получат представление о типах графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж.

2. Домашнее задание:

1)  Пользуясь примерами правил безопасной работы при ручной
обработке древесины, приведенными в учебнике на с. 54-59, разра-
ботать предложения по предупреждению травматизма при исполь-
зовании таких домашних инструментов, как нож (перочинный, ку-
хонный и т. д.), шило, ножницы.

2)  Подготовить сообщение на тему «Чертёж - язык техники».

3)  Прочитать учебник на с. 54-60, 70-72, 75-76, 79, 81. Записать
з тетрадь приёмы и правила безопасного труда при выполнении
столярных работ.

Основные требования к организации рабочего места

столяра

1. Перед началом работы рабочее место должно быть тщатель­-
но подготовленным, инструменты и приспособления проверены и
расположены в необходимом и удобном для работы порядке.

2.  Площадь рабочего места должна быть такой, чтобы рабо­-
тающий не делал лишних движений, но и не был стеснён в необхо­-
димых производственных движениях.

3.  На рабочем месте должны находиться только предметы, не­
обходимые для выполнения данного задания.

4.  Все предметы, которые берутся во время работы левой ру-­
кой, размещаются слева, а правой - справа.

5.  Часто используемые инструменты размещаются ближе к
работающему, а редко используемые - дальше, но не более чем на
расстояние вытянутой руки.

6.  Каждый предмет должен иметь своё постоянное место, ин­-
струменты нельзя класть друг на друга или на металлические пред­
меты.

7.  Обрабатываемые материалы и заготовки располагаются в
непосредственной близости от верстака, но не загромождая подхо­-
ды к нему и рабочие проходы между верстаками.

8.  При выборе способа крепления заготовки на верстаке необ-­
ходимо учитывать требования безопасной работы.

9.  По окончании работы рабочее место должно быть тщатель­-
но убрано, инструменты и приспособления очищены, проверены и
положены на отведённое для них место.

10.  Обработанные изделия и заготовки должны быть убраны на
свои места.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!