СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОЦ 02 "Литература": "Тема исторического прошлого в лирике А.А. Блока"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал разработки предназначен для преподавателей и студентов 2-х курсов педагогического колледжа

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОЦ 02 "Литература": "Тема исторического прошлого в лирике А.А. Блока"»

Предмет: Литература

Тема урока: «Александр Александрович Блок (1880 - 1921). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока».

Цель урока:

образовательная: познакомить студентов с биографией А.А. Блока и его патриотической лирикой; проследить, как тема России звучит в поэзии Блока, как представлен ее исторический путь в цикле «На поле Куликовом»; углубить понятие образа-символа;

развивающая: совершенствовать навыки анализа лирического произведения; способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей обучающихся, навыков работы с текстовым материалом; формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной и парной работы;

воспитательная: воспитывать любовь к Родине, к русской классической литературе, творчеству А.А. Блока.

Тип урока: урок применения метапредметных и предметных знаний

Прогнозируемые результаты

- личностные: формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

- метапредметные: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- предметные: использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности.

Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование:  компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник, тексты художественных произведений А.А. Блока.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Актуализация субъективного опыта студентов.

- К какому литературному направлению мы отнесем творчество А.А. Блока?

- Что такое символизм? Каковы его отличительные черты?

- Расскажите о значении образов-символов в стихах Блока.

- Послушайте, как представляет систему символов поэзии Блока исследователь его творчества В.С. Баевский.

Блок создал цельную, всеобъемлющую систему символов, в основе которой лежит постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и т.п. Заря, звезда, солнце, белый цвет – все это синонимы Прекрасной Дамы... Размыкание кругов – порыв к ней. Ветер – знак ее приближения. Утро, весна – время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь – разлука и торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в самую возможность встречи с Прекрасной Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь. Желтые фонари, желтая заря (Блок писал прилагательное «желтый» через «о» и придавал этому большое значение) символизируют пошлость повседневности.

Это лишь небольшой фрагмент «словаря» символов Блока. Он весьма упрощен: в зависимости от контекста значения символов колеблются в широких пределах... Чтобы постичь систему символов Блока, следует изучить и продумать всю его поэзию. Здесь необходима работа души.

III. Изучение новых знаний и способов деятельности.

1) Вступительное слово преподавателя (видео).

Символы пронизывают и произведения Блока о России. Тема родины, России – сквозная блоковская тема. На одно из последних его выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все – о России», – ответил Блок и не покривил душой, ибо тема России была для него поистине всеобъемлюща.

В письме к К. Станиславскому в декабре 1908 года Блок писал: «...стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни».

«Родина» для Блока – понятие настолько широкое, что он посчитал возможным включить в цикл и стихотворения сугубо интимные («Посещение», «Дым от костра струею сизой...»), и стихотворения, прямым образом связанные с проблематикой «страшного мира» («Грешить бесстыдно, непробудно...», «На железной дороге»). О своей неразрывной связи с родиной, с ее во многом темной и трудной судьбой говорит поэт в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»

Заранее подготовленный студент читает наизусть.

В этом стихотворении поэт не только подчеркивает свое единство с судьбой родины, но и обращается к ее истории: называет племена Чудь и Меря, вспоминает народного героя Ермака, использует образы-символы фольклора и древней русской литературы (соколы, лебеди – русские воины: «...Соколов, лебедей в степь распустила ты – / Кинулась из степи черная мгла...»).

Возникающий в последней его строфе символический образ («Тихое, долгое, красное зарево / Каждую ночь над становьем твоим») – предвестие грядущих перемен.

Совсем по-иному раскрывается тема России в стихотворении «Новая Америка». Поначалу перед читателем все та же «убогая» Русь с ее «страшным простором» и «непонятной ширью». Однако постепенно лицо России проясняется («Нет, не старческий лик и не постный / Под московским платочком цветным»). На ее просторах появляются фабричные трубы, корпуса заводов, «города из рабочих лачуг». В последних строфах Блок говорит о том, что ископаемые богатства родины помогут ее обновлению. С первого взгляда такое утверждение для поэта кажется неожиданным, но Блок на самом деле серьезно размышлял о роли национальной промышленности в «великом возрождении» России. «Будущее России, – писал он, – лежит в еле еще тронутых силах народных масс и подземных богатств». Его «Новая Америка» – поэтический образ будущей России, «нового света», «Великой Демократии».

Цикл «Родина» завершает небольшое стихотворение «Коршун». В нем сосредоточены все ведущие мотивы, прозвучавшие в цикле. Тут и приметы неброского российского пейзажа, и напоминание о подневольной судьбе русского человека, и черты отечественной истории, и обобщенный образ самой родины. Все это глубоко народно и неразрывно связано с фольклорной стихией. А сам Коршун – символ тех зловещих сил, которые тяготеют над Россией. Вопросы, поставленные в конце стихотворения и усиленные анафорой «доколе», не являются обычными риторическими вопросами. Автор обращает их и к себе, и к читателям, и, быть может, к самой Истории как активный призыв к действию: Доколе матери тужить? Доколе ворону кружить?

Смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России. Среди самых значительных – цикл «На поле Куликовом» и стихотворение «Россия».

I V. Первичная проверка понимания изученного.

1) Анализ стихотворения А.А. Блока «Россия» (восприятие, истолкование, оценка).

Стихотворение Блока «Россия» – самое известное из цикла «Родина». В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее  возрождение. 

Интересна  история  его  создания. В первой публикации оно содержало вдвое больше строф, чем в последующих. Блок изъял ряд строф полностью, а некоторые переделал. Что же убрал поэт и почему?

Во-первых,  две  строфы,  где  говорится  об  ископаемых  богатствах России:

Сулишь ты горы золотые,

Ты дразнишь дивным мраком недр.

Россия, нищая Россия,

Обетованный край твой щедр!

Казалось бы, это неопровержимая истина. Еще Некрасов писал: «ты и убогая, ты и обильная...» Но для Блока важно, что его любовь к России не связана с ее богатствами. Он принимает ее в унижении и нищете, и в этом проявляется подлинная любовь («Да, и такой, моя Россия, / Ты всех краев дороже мне»).

Подверглись сокращению и три строфы, предшествующие концовке. В них поэт создает живой и пленительный портрет красавицы крестьянки:

Она пред встречным опускает

Глаза лукавые свои...

… … …

Ручей бежит, бурля и пенясь,

Взглянула – взором обожгла,

Мы поравнялись, – подбоченясь,

Как лебедь, плавно прочь пошла...

«На этот раз поэта, видимо, не удовлетворила чисто иллюстративная функция  этого  описания.  Здесь  образ  России не сливается с образом женщины, что было характерно для блоковской символистской концепции («О, Русь моя! Жена моя!»), а подменяется им. К тому же блоковская женщина в этом эпизоде слишком напоминает некрасовскую красавицу (у Блока: «Взглянула – взором обожгла»; у Некрасова: «Посмотрит – рублем подарит»).

В окончательном варианте в стихотворении выражено чувство нераздельности личной судьбы и судьбы родины, органическое ощущение национальной стихии, любовь к неброской деревенской природе, внимание к народному слову, наконец, к традициям отечественной литературы.

Уже в первой строфе образ тройки может вызвать ассоциацию с гоголевской Русью-тройкой. А следующая строфа вновь заставляет вспомнить о лермонтовской «странной любви» к отчизне:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни – ветровые

Как слезы первые любви!

И далее развертывается чисто блоковское чудо «перетекания» образа женщины в образ родины и наоборот. Его Россия – женщина-красавица то ли из сказки, то ли из жизни. Ее красота – «разбойная», непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она «не пропадет», «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты». А далее снова образ женщины незаметно переходит в образ родины:

Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней,

А ты все та же – лес, да поле...

И опять женщина:

Да плат узорный до бровей...

Заключительная строфа – шестистишие. Она возвращает к началу стихотворения – теме тройки, теме пути. Она устремлена в будущее («И невозможное возможно»). А блеснувший «в дали дорожной мгновенный взор из-под платка» и звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращают к непокорной, «разбойной красе» России. Напоминают о «высоких и мятежных днях», приближение которых пророчески предсказано поэтом и в его цикле «На поле Куликовом», с которым мы ближе познакомимся сегодня на уроке.

V. Закрепление пройденного материала.

Работа в творческих группах.

Работают  5  групп  (по  количеству  глав  в  произведении  «На  поле Куликовом»).

1. Слово преподавателя.

Подобно всем символистам, Блок воспринимал Россию как средоточие «западной» и «восточной» стихий. Именно такой предстает Родина в его одноименном цикле, частью которого является «На поле Куликовом». «Восток» – это торжество безличия, растворение (вплоть до полной потери воли) человека в родовом и шире – природном начале. Это – источник мирового нигилизма. «Запад» же, с точки зрения символистов, – обособление личности, дерзнувшей на самообожествление, на замену собою Бога. Обращение к этой проблеме характерно для творчества Блока.

– Что вы знаете о Куликовской битве как историческом событии?

В 70-е годы XIV века Русь стала менее зависимой от Золотой Орды: русские князья все чаще давали отпор ее набегам. Московский князь Дмитрий Иванович повел открытую борьбу с Ордой. Правитель Мамай создал большое войско для битвы с русским князем. Две страшные силы сошлись на Куликовом поле, и не могло быть между ними примирения. Десятки тысяч всадников сталкивались вплотную, рубили мечами, кололи копьями. И татары, и русичи были мужественны, отважны и выносливы. Но ратники Мамая мечтали о грабежах и разорении, русские же воины помышляли о защите и спасении своей земли, и русская дружина...

нанесла такой удар

С отвагою такою,

Что в страхе сонмища татар

Бежали с поля боя.

Никто остановить не мог

Смятенного потока –

Орда катилась на восток,

Гонимая жестоко.

                Н. Кончаловская

– Чем же эта тема стала интересна Александру Блоку?

В смутные времена, в канун великих событий, всегда обостряется интерес к истории. Раздумья о судьбах Родины на рубеже веков: «Двадцатый век... Еще бездомней, еще страшнее жизни мгла...» – приводят Блока к созданию поэтического цикла, где звучит не только история, но и современность. Судьба России осмысливается им как трагическая, поэтому и мотив служения Родине, призыв к ее защите – центральный, ведущий. Традиционный для русской литературы жанр гражданской лирики дает Блоку возможность напрямую выражать те чувства, которыми было продиктовано его известное письмо К. Станиславскому: «Произношу я имя Россия... Ведь здесь – жизнь и смерть. Счастье или погибель».

Куликовская битва, в результате которой победа князя Дмитрия Донского над ханом Мамаем положила начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига, была воспринята поэтом в качестве символического события, имеющего современное значение. Для Блока она, прежде всего, означала победу воли над безволием, личности над безличностью.

Образ лирического героя у Блока сливается с образом защитника Родины. Это и голос древнерусского воина на Куликовом поле перед битвой, и голос поэта в канун великих исторических событий: «Я – не первый воин, не последний...» Это клятва русского воина и русского поэта «за святое дело мертвым лечь».

Начальное «мы, сам-друг» – очень характерно для блоковской лирической системы, которая насквозь диалогична. «Мы» объединяет не только лирического героя и читателя, не только автора и его современников. Блоковское «мы» объединяет автора и его соотечественников, независимо, в каком времени они находятся. Это духовное единение, наша общая любовь и общая тревога за русскую землю.

Цикл отчетливо распадается на три части.

Первое стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» – зачин. Следующие два рисуют лирического героя как одного из участников легендарной битвы. Четвертое и заключительное пятое стихотворения повернуты в современность, они призваны знаменовать победу героя над проклятым «татарским игом» сомнений, противоречий, иронии, то есть тем темным, что властвовало и продолжает властвовать над его «лирической» душой.

Поскольку в основу цикла положен конкретный исторический факт, у него есть и своеобразный «сюжет».

Ваша групповая работа поможет «проследить» этот сюжет, а анализ текста даст возможность лучше разобраться в авторском замысле.

2. Примерный план анализа поэтического текста (дан каждому студенту как памятка).

План разбора лирического стихотворения.

1. Дата написания.

2. Реально-биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие.

4. Идейное содержание (ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации).

5. Структура стихотворения:

а) сопоставление и развитие основных словесных образов: по сходству, по контрасту, по смежности, ассоциативности, по умозаключению;

б) основные изобразительные средства: метафора, метонимия, сравнение,  аллегория,  символ,  гипербола,  литота,  ирония,  сарказм,  перифраза и т. д.;

в) речевые интонационно-синтаксические особенности: эпитет, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание и т. д.;

г) основные  особенности  ритма,  рифмы,  строфика,  инструментовка (эвфония, звукопись).

6. Черты лирического героя.

Помните, что один из принципов литературного анализа гласит, что нужно рассмотреть минимальное количество максимально характерных для текста признаков. Такой анализ позволит приблизить интерпретацию текста к авторскому замыслу.

3. Групповая работа. Анализ текста. Результат работы представляется в форме защиты (это может быть выступление одного представителя группы или каждый из членов группы отвечает на один из вопросов предложенного плана).

В  первом  стихотворении  показано  движение  воинов  по  полю  боя («Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами / Степную даль»). Но содержание его неизмеримо богаче. Оно играет роль пролога и вводит в цикл широкую тему России. Необычна его ритмическая организация: сочетание длинных (5 и 6-стопных) и коротких (3 и 2-стопных) ямбов передает противоречие между внешним спокойствием («Река раскинулась, течет, грустит лениво / И моет берега») и напряженным, тревожным ожиданием предстоящего («Летит, летит / Степная кобылица / И мнет ковыль»). Постепенно настроение тревоги нарастает.

Именно в этом стихотворении поэт «дерзнул» вместо привычного эпитета «Матушка-Русь» предложить свой, предельно личный: «О, Русь моя! Жена моя!» Некоторых современников такая вольность шокировала. Поэт Сельвинский уже в 1960 году заявил: «Меня... коробит от того, что моя родина оказывается... женой Александра Александровича». Но необходимо уяснить, что в блоковском контексте слово «жена» употребляется вовсе не в обычном житейском, а в символическом смысле, напоминая о высоком поэтическом идеале молодого Блока, «вечной женственности». Это стихотворение содержит также строки, выразившие сущность времени, да, пожалуй, и человеческой жизни в целом: «И вечный бой! Покой нам только снится / Сквозь кровь и пыль...».

Своеобразна композиция второго стихотворения.

В первой строфе наблюдаем типичное для народной поэзии единство жизни природы и человека. Пейзаж открывается читателю через восприятие лирического героя – участника описываемых событий. Обращает на себя внимание общая атмосфера тревоги, обреченности («Не вернуться, не взглянуть назад»). Тревожные крики лебедей предвещают недоброе.

В поэтическом языке Древней Руси лебеди – символ верности, чистоты. Но одновременно – и тревоги, смятения. Тонко чувствуя и понимая «простые знаки великого мира», Блок точно воспроизводит образный строй, соответствующий древнерусской литературе.

Во второй строфе – тот же параллелизм внешнего (природного) и внутреннего (человеческого). Безглагольный синтаксис, неполные предложения ускоряют внутренний ритм стихотворения. Нарастает эмоциональное напряжение, обостряется предчувствие беды («горючий белый камень», «поганая орда», «не взыграет... никогда»).

В третьей строфе звучание прямой речи создает эффект присутствия, акцентирует внимание читателя на кульминационных строках, выражающих авторскую идею, причем призыв к защите Родины, наполненный высоким патриотическим пафосом, утверждающий святость освободительной борьбы, произносится не только от имени друга, а, возможно, и от лица всего поколения.

Четвертая строфа носит философский характер: «Я – не первый воин, не последний...». Там же звучит неприкрытая горечь: «Долго будет родина больна». Последние две строки рождают ассоциации с плачем – традиционным фольклорным жанром (это и плач Ярославны из «Слова...», и соответствующие эпизоды из «Задонщины»).

Послушайте, как звучат эти поэтические строки в «Задонщине»:

И воспели бяше жалостные песни – восплакашася ecu княгини и боярыни и ecu воеводские жены о избиенных. Микулина жена Васильевича Марья рано плаката у Москвы града на забралах, аркучи тако: «Доне, Доне, быстрая река, прорыла ты ecu каменные горы и текеши в землю Половецкую. Прилелей моего господина Микулу Васильевича ко мне!» А Тимофеева жена Валуевича Федосъя тако же плакашеся, аркучи тако: «Се уже веселие мое пониче во славном граде Москве. И уже не вижу государя Тимофея Волуевича в животе!»...

«Жена» у Блока – и любимая женщина, и Родина («О, Русь моя! Жена моя!»), так что просьба о поминании обращена и к родине тоже, а может быть, к Родине – прежде всего. Это главное утешение для идущего на битву воина – положить голову «за други своя», за святое дело. И в звуковом строе  финала  –  напевность,  покой,  уверенность  в  правоте  принятого решения.

Слово «жена», часто встречающаяся в поэтике Блока, восходит к библейской традиции. В данном случае это стилистически окрашенное слово: «жена» – в значении «женщина», а не синоним «супруги».

В лексике этого стихотворения ярко выражено фольклорное начало и книжное, характерное для древнерусской литературы.

Вся совокупность художественных средств: метафоры (стяг взыграет), эпитеты  (гордочий  камень),  антитеза  (первый  –  последний),  инверсия (чтоб недаром биться с татарвою...) и др. – используется Блоком с одной целью – как можно полнее донести главную идею единения героя со своей страной, с ее трагической судьбой. В третьем стихотворении ритм меняется. Возникает новая тема. На берегу Непрядвы перед героем возникает символический образ – «Ты». Сначала герой только предчувствует ее появление («В темном поле были мы с Тобою...», «слышал я Твой голос сердцем вещим / В криках лебедей»). Но вот «Ты» здесь

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Осветила пыльную кольчугу

На моем плече.

Но кто же эта загадочная «Ты»? Быть может, просто любимая женщина? Или Божья матерь? Или сама Россия? Символический образ допускает различные толкования.

В четвертом стихотворении образ «Ты» продолжает развиваться. Бесспорно  «Ты»  –  это  воплощение  светлого  идеала,  который  помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени, который зовет за собой:

...Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали...

...Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

К этому идеалу стремится лирический герой стихотворения:

«Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!».

Эти строки будто раздвигают временные рамки произведения: герой летит на белом коне,

Вздымается конская грива...

За ветром взывают мечи...

Его мысли уже не только о Древней Руси, измученной татаро-монгольским игом, но и о России настоящей и будущей:

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моем,

И падают светлые мысли,

Сожженные темным огнем.

Завершающее стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел. Обращаясь к прошлому, Блок не ставил перед собой цели воспитания современников в духе воинской доблести и патриотизма. В прошлом он искал соответствия настоящему, а в настоящем – прошлому. «Куликовская битва, – писал он в примечании к циклу, – принадлежит... к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». И, по его убеждению, время «возвращения» наступает в начале XX века. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее.

В заключительной части Блок обращается к более «строгому» классическому четырехстопному ямбу:

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

… … …

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. – Молись!

Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.

V I. Применение изученного материала.

- Проследите изменение и обогащение образа России в творчестве Блока – от стихов «Осенняя воля» и «Русь» до цикла «Родина», вошедшего в третий том собрания сочинений.

- Что такое «соловьиный сад» в одноименной поэме Блока – простой «соблазн» или образ счастья, которое представляется автору морально невозможным в окружающем его «страшном мире»? Есть ли связь содержания этой поэмы с темой Родины в лирике Блока?

V II. Обобщение и систематизация.

Таким образом, в «Стихах о России» нет ни одного «былинного» образа, никаких молодечеств и «гой ecu». Но в них – Россия былин и татарского владычества, Россия Лермонтова и Некрасова, волжских скитов и 1905 года... Книга Блока – точно чистый воздух, от соприкосновения с которым рассыпаются в прах стилизаторские мумии «под народ».

Стихи Блока истинно классичны... Это естественная классичность мастера, прошедшего все искусы творческого пути, некоторые из них стоят уже на той ступени просветления простоты, когда стихи, как песня, становятся доступными каждому сердцу.

VIII. Контроль и самоконтроль.

Тема Родины в творчестве различных писателей и поэтов «воспевается» совершенно по-разному. Некоторые описывают ее в образе матери, другие в образе возлюбленной. Кто-то уверен, что родной край — это именно то место, где человек родился. Многие поэты персонифицировали Родину, пытаясь показать ее в образе какого-то отдельно взятого человека, который способен, как и тысячи других людей, испытывать чувства, вроде любви, страданий, переживаний, волнений...

Александр Александрович Блок, в свою очередь, объединил в своих произведениях понятие Родины, совместил несколько вариантов воедино. Следует отметить, что, несмотря на подобное объединение, в каждом новом произведении Родина в лирике Блока представляется совершенно по-разному, каждый раз открывается ее новый образ. Это совсем не означает того, что восприятие родного края рассеивается или к нему у писателя изменяется отношение – нет. Все дело в том, что, по мнению самого поэта, Родина многогранна, она велика.

Рассуждения о Родине и России не сразу появились в произведениях Блока. Эта тема пришла к нему несколько позже, стала своеобразным подытоживающим этапом в жизни человека, но даже несмотря на то, что она пришла к нему поздно, это был один из самых важных этапов в жизни и судьбе человека.

Родина в произведения Александра Блока пришла после длительных скитаний по стране, множества пережитых страданий, что только еще больше способствовало погружению писателя в саму тему, стало подталкивать его к написанию, интриговало больше и больше. Именно это и является причиной тому, почему писатель отказался описывать Родину в образе некоего абстрактного явления. Такой шаблонный подход к описанию родного края ему не подходил, чем «грешило» в свое время множество известных личностей.

Россия для Блока существовала и существует всегда, как константа, у которой значение остается неизменным. Она не существует только сейчас, она была и будет оставаться всегда, несмотря ни на что. Родной край способен проникать в вещи, судьбы человека, рассеиваться в воздухе, впитываться в землю, в общем – он существует везде и что-то несомненно будет напоминать о Родине. Таким образом, становится вполне ясно, почему в творчестве Блока у Родины нет какого-то единого лица.

Как уже было сказано выше – Блок регулярно использовал несколько различных подходов для описания Родины. Специалисты выделяют несколько:

• Сказочность. В данном случае Родина у Блока является не персонифицированным волшебным краем, где обитают разные загадочные существа, присутствуют загадки, тайны.

• Романтичность. Один из самых популярных приемов у писателей, когда родной край описывается в образе возлюбленной, а главный герой предстает молодым человеком, не способным устоять перед нежностью, трепетностью любимой.

• Историзм. В данном случае родные места описываются с исторической точки зрения. События, которые происходили на этом месте в прошлом, обладают своей историей, которая и рассказывается читателю.

• Бедность и страдание. Здесь следует отметить, что писатель описывает не Родину, а скорее, ее жителей. Они живут не в самые лучшие времена, испытывают сложности, трудности, с которыми пытаются как-то бороться. Люди принимают родной край таким, какой он есть и живут не покидая его, но надеются на положительные изменения в скором будущем.

• Оптимистичность. Своеобразный аналог предыдущего подхода. Писатель опять же описывает настроения людей, которые жаждут хороших изменений в будущем.

• Образ живого существа. Подход тоже очень часто используется писателями для описания Родины. Родные края – некое живое существо, подобное самому человеку, но оно не обладает какими-то внешними отличительными чертами, их можно только почувствовать.

IX. Коррекция.

Россия, как некая сказочная страна присутствует в произведении Блока «Русь». На это указывает описанный поэтом пейзаж, который больше похож на фольклорное описание местности. Также здесь присутствует упоминание мифических существ вроде: ведунов, ворожеи и других. Такие слова, как «дебри», «болота» тоже чаще всего упоминаются именно в мифологических сказаниях. Загадочность Руси подчеркивает цветовой контраст. Сначала в воображении читателя начинают появляться черные, серые, коричневые и грязно-зеленые цвета.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь.

Она и в снах необычайна,

Ее одежды не коснусь.

Потом становится ясно, что таким образом писатель подчеркивает неординарность Руси, ее контрастность. Романтизация присуща стихотворениям о «Прекрасной даме». Здесь Родина у поэта выступает в образе прекрасной, молодой красавицы, собственно, так же представляли родные края и предшественники Блока. Женщина эта обладает весьма неординарным характером, она одновременно необузданная, сильная и тем самым, манящая к самой себе дива, но также она и нежная, смирная и красивая. Страдания, по мнению Блока, тоже являются возвышенными чувствами. Собственно, в отношениях людей они присутствуют очень часто. Это должен почувствовать и пропустить через себя каждый человек, но самое важное и главное при этом – не потерять самого себя. С Россией все обстоит так же. Чтобы полюбить этот прекрасный и такой неоднообразный край, требуется почувствовать к нему сострадание, постичь и прочувствовать на себе глубину всех ее горестей.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви!

Историзм очень хорошо заметен в цикле стихов «На поле Куликовом». Здесь, как можно догадаться из названия, описываются события исторического характера, которые происходили с родным краем Блока. Здесь буквально подается панорамное изображение жизни страны от монголо-татарского ига до современности. Также Блок говорит и о светлом будущем своего родного края, о надеждах, о том, что стремясь вперёд Россия многое одолела, перестрадала, и достойна благоденствия.

Несмотря на то, что во многом Россия в произведениях Блока обладает каким-то пессимистичным образом, тема родины у него высветляется в оптимистичном русле. Автор говорит о своих предположениях, мыслях о том, что в будущем непременно все изменится, станет гораздо лучше, чем сейчас. Объясняется это все так же просто, как и говорится об этом. Простой закон справедливости, вот почему перемены обязательно должны произойти в жизни страны. Конечно, когда точно это произойдет – одному Богу известно, но тем не менее, без изменений, причем положительных – никуда. Страна претерпела огромное количество войн, революций, нищеты попросту не может не стать действительно сильной державой, которую будут бояться и уважать.

В цикле стихотворений «Родина» она выступает в персонифицированном виде перед читателем. При всем этом, Блок добился того, что родина не привязывается к какому-то конкретному образу, личности. Она является обобщенной – одновременно живым и эфемерным существом, которая стоит за душой человека, в качестве его главного, основного богатства, которым надо всегда дорожить. При этом, она же часто приносит страдания ему. Страна в буквальном смысле отрывается от земного, материального, того к чему привыкли мы все и появляется в качестве высшей материи.
«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»

Множество предшественников этого поэта олицетворяли родные края в своих произведениях. Чаще всего Родина описывалась в образе женщины, но, как правило, она выступала в роли матери, которая дает жизнь человеку. В творчестве Блока все несколько иначе. Да, конечно, он ее тоже олицетворял, но только не делал из нее мать. Он представлял родной край, как подругу, невесту или жену человека. Родина всегда рядом с лирическим героем, будь то радость, печаль или что-то другое. Она его никогда не покинет и всегда станет надежной опорой, поддержкой, если это действительно нужно. При всем этом она не покровительствует человеком, а более того – сама нуждается и просит у человека защиты.

Как правило, такая тема, как Родина в произведениях Блока раскрывается посредством развития образа. На этом приеме построены буквально все варианты подачи, о которых было сказано выше. Несмотря на то, что образ Родины часто воспринимается абстрактно, поэт старался сделать свою Родину живой, вдохнуть в неё жизнь. Александр Александрович не хотел, чтобы читатель видел только изображение или картинку, он старался затронуть глубокие чувства. Заслуга поэта в том, что он смог объединить прошлое и настоящее, и этим внёс большой вклад в развитие поэтической культуры нашей страны.

X. Домашнее задание:

1. На основе прослушанной лекции составить устное сочинение «Образ России в лирике Блока».

2. Выучить стихотворение Блока о Родине («Осенняя воля», «Русь», «Россия», из цикла «На поле Куликовом»).

  XI. Рефлексия.

- Какой урок вы извлекли из нашего занятия?

10