СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Тема: Работа с текстом.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Тема: Работа с текстом.»

Тема: Работа с текстом.

Педагогические задачи: создать условия для отработки навыков работы с текстом: определение темы и основной мысли текста, самостоятельный подбор заголовка с опорой на тему или основную мысль, выделение частей текста (корректировка порядка предложений и частей текста), составление плана к заданным текстам.

Предметные результаты: 

  • выбирать адекватные языковые средства для заданной ситуации общения;

  • создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений);

  • строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4–6 предложений), соблюдая нормы русского литературного языка в собственной речи (в объеме изученного), оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

  • распознавать типы речи: повествование, описание, рассуждение (простые случаи)

  • получат возможность научиться исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру.

Оборудование:

Конверты с раздаточным материалом на группы, репродукция картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», карточки зелёного и красного цвета на каждую группу.


Ход урока

1. Орг. момент

2. Создание учебной ситуации.

На доске:


Листья


Листья медленно летели в прозрачном воздухе.


Листья медленно летели в прозрачном воздухе. Они срывали на своем пути тонкие паутинки и бережно укладывались на землю, готовясь к долгому зимнему сну. Впереди холода!


У. – Прочитайте записи на доске, сравните их. Подберите из записанных понятий подходящее для каждой записи.


Понятия:  слово, предложение, текст.


Д. – Первая запись – это слово, вторая запись - это высказывание или предложение, а третья – текст.

3. Постановка учебных задач

У. - Всё это языковые  понятия. Кто может объяснить, истолковать их?

Д. - Слово – это маленькая единица речи, если общаться только с помощью слов, то не всегда можно понять человека. Предложение это одно или несколько слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.


У. - Какие понятия, связанные с текстом вы знаете?

Д. – Перечисляют такие понятия (тема, мысль, заголовок, части текста, абзац, план, виды текста) и дают определения.

У. - Какую цель поставим на сегодняшний урок?

Д. – Будем работать с текстом, уточнять его признаки.

У. – Открываем тетради, записываем число, «Классная работа» и тему урока.

4. Учебно-практическая деятельность

У. – У вас на столах конверты. Достаньте содержимое и объясните, что необходимо сделать. Алгоритм выполнения задания, предложенный детьми, фиксируется на доску.

Д. – 1) Составить предложения из слов (индивидуально); 2) Из получившихся предложений составить текст.


После выполнения работы всеми группами – проверка. Каждая группа последовательно зачитывает по одному предложению.

Должно получиться так:

Семья – это самое главное богатство в жизни любого человека. Без семьи человек будет чувствовать себя одиноко.

В семье все заботятся друг о друге. Отец – это глава семьи и её защитник. Мама заботится о всех членах семьи. Дети тоже должны стараться помогать взрослым. Дедушки и бабушки делятся своей мудростью.

Чтобы семья была крепкой, каждый должен беречь её. Залогом счастливой семьи является любовь, понимание и забота друг о друге.

У. – В тетрадях поставьте цифру один и оцените свою работу, и вклад в общее дело при помощи лесенки успехов… Поднимите руки те, кто оказался на двух верхних ступеньках. Кто хочет высказаться о сложностях?


У. – Докажите, что у вас получился текст.

Д. – Предложения связаны по смыслу. Вместе они выражают законченную мысль.

У. – Какие виды работ мы можем произвести с текстом? Ответы детей фиксируются на доску.

Д. – Придумать заголовок, определить тему, мысль и вид текста, составить план.

У. – Данные вопросы обсудите в группах, и результаты ваших обсуждений запишите в тетрадь.

После выполнения работы всеми группами – проверка. Каждой группе задавать вопросы последовательно. Другие группы должны оценивать правильность ответов поднятием зелёной или красной карточки. Комментировать и корректировать ответы одноклассников.

У. – Какие получились заголовки?

- Как определили тему?

- Какова главная мысль?

- Какой это вид текста? Докажите.

- Как назвали первую часть плана?

- Как назвали вторую часть плана?

- Как назвали третью часть плана?

У. – В тетрадях поставьте цифру два и оцените свою работу, и вклад в общее дело при помощи лесенки успехов… Поднимите руки те, кто оказался на двух верхних ступеньках. Кто хочет высказаться о сложностях?


На слайде: Репродукция картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

У. – Давайте рассмотрим картину. Кто на ней изображен?

- Какое настроение передаёт картина?

- Как вы считаете, что произошло?

- Опишите, как выглядит девочка? Маленький ребёнок?

- Опишите природу.

- Что выражает лица детей?

- Как вы думаете, что их могло напугать?

- Ваше задание состоит в том, что глядя на картину, вы должны в группах составить план для сочинения. Каждая группа получит свою тему:

1) Описание девочки

2) Описание малыша

3) Описание природы

4 и 5) Текст-повествование (придумать сюжет)

После выполнения работы всеми группами – проверка. Каждая группа выступает последовательно. Другие группы должны оценивать ответы поднятием зелёной или красной карточки. Комментировать и корректировать ответы одноклассников.


5. Рефлексия

У. - Какова была тема урока? (работа с текстом)

- Какие умения мы отработали? (Придумать заголовок, определить тему, мысль и вид текста, составить план)

– В тетрадях поставьте цифру три и оцените свою работу на уроке, и вклад в общее дело при помощи лесенки успехов… Поднимите руки те, кто оказался на двух верхних ступеньках. Кто хочет высказаться о сложностях?


6. Объяснение д.з.

Написать небольшое сочинение по составленному плану. Репродукцию картины вы сможете найти в учебнике окружающего мира на с.98.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!