Изучение нового материала Теоретический материал § 11 Сформулировать теорему Фалеса. Теорема (теорема Фалеса). Если на одной стороне угла отложить равные отрезки и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие другую сторону угла, то на другой стороне угла отложатся равные отрезки. Д ано: АВ = ВС, АА1||ВВ1||СС1 Доказать: A1B1 = B1C1. Доказательство. 1) Проведем AK A1C1, BM A1C1, тогда AK BM. 2) ABK= BCM по 2-му признаку (AB=BC по условию, ∠BAK=∠CBM и ∠ABK=∠BCM), значит AK=BM. 3) Т.к. AA1B1K и BB1C1M — параллелограммы (их противоположные стороны параллельны), то A1B1 = AK, B1C1 = BM. Значит, A1B1 = B1C1 ЧТД. Замечания: 1. Отложенных равных отрезков может быть два, три и более. 2. Теорема Фалеса справедлива не только для сторон угла, но и для произвольных прямых. Сформулировать теорему, обратную теореме Фалеса. Теорема (обратная теореме Фалеса). Если на сторонах угла от его вершины отложить равные отрезки, то прямые, проходящие через их концы, будут параллельны. Алгоритм деления отрезка на равные части: Построить отрезок. Построить луч, исходящий из одного из концов отрезка. С помощью циркуля отложить на луче необходимое количество отрезков равной длины. Провести прямую через последнюю точку на луче и другой конец отрезка. Провести прямые, проходящие через оставшиеся точки на луче, параллельные прямой, построенной в предыдущем пункте. Обозначить точки пересечения прямых с отрезком. Разделить отрезок на три равные части по данному алгоритму на доске. Физкультминутка Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Задача на готовом чертеже: № 368, 370, 372–375, 377, 379 |