СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока тряпичная кукла Счастье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной задачей в воспитании подрастающего поколения  для себя считаю развитие творческих способностей, самостоятельности и трудовых навыков, знакомить школьников с различнми видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение их к различнм видам рукоделия 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока тряпичная кукла Счастье»

Конспект занятия «НАРОДНАЯ ИГРУШКА. КУКЛА «СЧАСТЬЕ»

Цель: развить интерес обучающихся к народному творчеству в процессе изготовления народной куклы «Счастье».

Задачи занятия:

Образовательная – продолжить знакомить обучающихся с народными куклами, расширить кругозор обучающихся в области народного творчества, учить изготавливать народную куклу Счастье.

Развивающая- развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию.

Воспитательная- воспитание художественного и эстетического вкуса, уважения к народным традициям и промыслам.

Коррекционная - развитие речи, побуждение обучающихся к речевым высказываниям.

Методы обучения: устное изложение нового материала с использованием презентации «Народные куклы», беседа, сообщение, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов «Последовательность изготовления куклы Счастье».

Оборудование и материалы: лоскуты тканей, пряжа, тесьма, кружево, нитки, иголки, игольницы, ножницы.

Словарь:

  • тесьма

  • кружево

  • пряжа

  • народная тряпичная кукла

  • обереговая кукла

  • обрядовая кукла

Наглядно-демонстрационный материал:

  • Образцы готовых кукол.

  • Презентация «Народные куклы».

  • Технологические карты «Последовательность изготовления народной куклы Счастье».

  • К арточки по охране труда


Межпредметные связи: история, литература.

Тип занятия: комбинированное.

Физкультминутки: каждые 20 минут занятия.




Ход занятия

I . Организационная часть.

  • Подготовка дежурными рабочих мест.

  • Подготовка учащихся к занятию.

  • Приветствие.

  • Получение сведений об отсутствующих учащихся.


II. Актуализация опорных знаний и умений.

1. Создание позитивного эмоционального настроения: тренинг «Подари улыбку»:

– Я рада приветствовать вас на занятии. Повернитесь друг к другу и подарите окружающим свои улыбки.

Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места.

2. Сообщение темы и цели занятия.

В начале нашего занятия я хочу загадать вам загадку. Скажите, о какой игрушке идет речь?

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

Девочки, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в прошлое. Также, как и в наше время, в прошлом любимым развлечением девочек было играть в куклы. Но куклы стоили очень дорого. И поэтому их изготавливали самостоятельно. Сначала девочкам их шила мама, а когда они подрастали, то сами уже шили себе подружек. И сегодня вы продолжите знакомиться и изготавливать такие куклы.

О народных куклах я вам расскажу.

А если вам понравится, - как сделать подскажу.

К вам пришла я не одна,

Со мной помощница моя –

Куколка – красавица, красная девица.

Куколка – красавица, чудо мастерица!

- Красивая кукла у нас?



Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивление,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!


Итак, тема нашего занятия: народная кукла, кукла «Счастье».

3. Повторение.

Прежде чем мы познакомимся с куклой «Счастье», я хочу, чтобы вы вспомнили, что вы уже знаете о тряпичных куклах.

  • Какие виды тряпичных кукол вы знаете?

(игровые, обережные и обрядовые)

  • С какой целью изготавливали обережные куклы?

(Они служили оберегом, служили защитой дома, семьи от злых сил, они оберегали человека от несчастья.)

  • Какие материалы используют для изготовления народных кукол?

(Материалом служило все, что было под рукой: ткани, нитки, солома)

  • Скажите, какие куклы вы уже изготовили?

(Мартинички, Колокольчик, Подорожница, Крупеничка),

  • Какие из этих кукол являются обережными?

(Колокольчик, Подорожница, Крупеничка),

  • А к какому виду относится Мартиничка?

(Куклы Мартинички относятся к обрядовым куклам. Они изготавливаются к встрече весны.)

  • Почему тряпичным куклам не рисовали лицо?

(У славянских кукол оберегов есть еще одна особенность – отсутствие лица. Считалось, что отсутствие лица не позволяет вселиться в куклу злому духу.)

А сейчас я предлагаю вам следующее задание.

У меня на столе стоят различные куколки: обережные и обрядовые. Ваша задача, расположить их на полке, согласно их классификации.

О БРЯДОВЫЕ

О БЕРЕЖНЫЕ

ІІІ. Изучение нового материала.

В старину существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливей и моложе она будет». Кукол «крутили», пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

    1. Кукла Счастье.

Кукла - «Счастье» - это одна из самых маленьких народных кукол-оберегов, и тем самым, самая очаровательная. Кукла настолько мала, что без труда помещается даже в ладошке ребёнка, в этом и есть её символический смысл. Человек, взяв куколку в руки, понимает, что его счастье находится у него в руках. Куколка «Счастье» действительно способна помочь своему владельцу стать счастливым и радостным.

В традиционной кукле «Счастье» главное – это волосы. В них заключается женская сила и красота. Волосы служили проводником энергии, поэтому девушка с длинной и толстой косой была энергетически сильнее, успешнее, счастливее. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой к любому ненастью, к любой беде.

Кукла «Счастье» - очень милый и забавный талисман. Она непременно поможет вам в достижении вашей цели и вдохновит на добрые дела.

Сегодня вы тоже изготовите такую куколку, которая может принести много счастья.

К уколка Счастье - это народная кукла-оберег. Эта маленькая девочка с очень длинной косой и поднятыми к Солнцу ручками. Коса, как символ женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту и долгую жизнь. Лучше всего, если коса направлена вверх и вперед - к новым достижениям и новым успехам, так же это делает куколку более устойчивой.

 В русских народных сказках, где герои ищут свое счастье, упоминается эта куколка как кукла-помощница. Так и сейчас считается, что если носить такую куколку собой, тебе будет сопутствовать успех и найдешь ты свое счастье.


    1. Рассматривание образца и последовательности изготовления.


Давайте рассмотрим образец. Вот она, малышка.  Росточком 5,5 см, коса 15 см.

Одета в традиционный народный костюм. Наряд её состоит из рубахи и сарафана. Необходимые материалы: 
- 2 квадрата светлой ткани 10*10см.

- 2 кружочка диаметром 3-5 см.

- полоска яркой ткани длиной 10-14см, высотой 4-5 см.
- набивка (синтепон).

- для волос пряжа.
- красные крепкие нитки
- ленточки, тесемочки и кружева
- иголки, ножницы

По традиции в любом наряде, даже у кукол, должен присутствовать красный цвет. Он считался цветом Солнца и нес в себе радость, тепло, здоровье, оберегал от сглаза и бед.


Вначале делаем ножки. Из квадрата светлой ткани делаем скрутку и зашиваем долевой край:

Теперь делаем обувочку. Края можно просто обшить или обвязать.

А можно сделать ботиночки. Берем кружочек и собираем через край. Затем стягиваем:


Пришиваем его к нашей скруточке:

То же самое проделываем с другого конца скрутки:

Затем сгибаем пополам и обматываем крепкой красной ниткой, от верха совсем немного, примерно 1-1,5 см. Так мы определяем голову.

Затем наматываем нашу набивку, туго и равномерно, примерно до 3-х см.

Затем кладем нашу головку в центр второго светлого квадрата по диагонали:

Складываем так, чтоб не было складочек на лице

Крепко обматываем по шее красной крепкой ниткой, формируем головку и лицо куколки:

Справа и слева у нас уголки от квадрата - из них делаем ручки. Подгибаем ткань с обеих сторон. Затем складываем пополам и крепко подвязываем, формируя ладошку. То же самое проделываем со второй ручкой. Затем подвязываем обе ручки - это будут плечики сарафана и крест-накрест спереди и разок под шеей.

Далее одеваем сарафан. Берем нашу яркую полоску, сшиваем сбоку. Смотрим какой размер юбки желателен для нашей куколки, подшиваем снизу, можно добавить еще кружева для красоты, сверху проходим швом вперед иголку и немного стягиваем. Стягиваем до конца на куколке и пришиваем юбку к куколке:

Теперь делаем волосы. Заранее заготовленную пряжу длиной 40 см связываем посередине.

Накладываем на куколку и очень туго завязываем красной ниткой.

Очень туго заплетаем косичку. Тогда она будет сама завиваться вверх. Ну вот и все, наша маленькая  куколка Счатье готова:

ІV. Практическая самостоятельная работа.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАРОДНОЙ КУКЛЫ СЧАСТЬЕ

Вводный инструктаж.

Формирование умений и навыков учащихся.

    1. Определение последовательности работы.

Работа по технологическим карточкам.  Перед вами карточки с этапами работы над куклой оберегом. Перед выполнением практической работы рассмотрим последовательность выполнения.

Вот этапы ее изготовления.

1. Сделать ножки и обувочку.

2. Согнуть ножки и сформировать голову.

3. Сформировать ручки.

4. Изготовить сарафан.

5. Сделать волосы, заплести косу.

6. Можно украсить одежду или волосы тесьмой, кружевом. Куколка готова.


    1. Повторение правил безопасной работы с иглой, утюгом, ножницами.

Перед тем как приступить к работе, нам необходимо повторить правила безопасности








ИНСТРУКЦИЯ №16

по безопасности жизнедеятельности учащихся
при изготовлении игрушек из текстильных материалов

  1. Требования безопасности до начала работы
    1.1. Перед выполнением работ вымойте руки, чтобы не испачкать материалы.
    1.2. Наденьте спецодежду.

  2. Требования безопасности во время проведения работы
    2.1. Сидите прямо, не сутулясь.
    2.2. Иглой работайте осторожно. Не подносите иглу близко к лицу.
    2.3. Иглу и булавки храните только в игольнице. Не оставляйте иглу без нитки.
    2.4. Ножницы во время работы кладите на столе с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

2.6. Передавайте ножницы с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.
2.7. На рабочем месте соблюдайте чистоту и порядок.
2.8. Утюжить детали игрушки очень осторожно, чтобы не коснуться пальцев руки.

  1. Требования после окончания работы
    3.1. Уберите рабочее место, сдайте учителю принадлежности, которыми вы пользовались во время работы.
    3.2. Снимите спецодежду.

































Труд – дело очень важное, Правила должны вы знать,

Порой небезопасное. Безопасность соблюдать.



  • Интерактивное упражнение на внимание «Светофор»

(с использованием цветных карточек):

Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимайте карточки:

  • красная карточка – неправильный ответ;

  • зеленая карточка – правильный ответ.

Вопросы:

  1. Не обязательно поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте.

  2. Использовать инструменты и материалы аккуратно, бережно, только по назначению.

  3. Во время выполнения работ необходимо сидеть прямо.

  4. Близко наклоняться над изготавливаемым изделием.

  5. Во время работы свет должен падать сзади.

  6. Ножницы на рабочий стол класть с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

  7. Во время работы держите ножницы лезвием вверх.

  8. Ножницы необходимо передавать закрытыми, кольцами вперед.

  9. Иглу можно брать в рот.

  10. Иглу хранить в игольнице.

  11. Иглу можно вкалывать в одежду.

  12. Н е оставлять утюг включенным без присмотра.

    1. Позитивный эмоциональный настрой учащихся.

Сегодня вам предстоит изготовить тряпичную куклу Счастье.

В первую очередь необходимо настроиться на то, что вы сейчас вы будете делать что-то очень важное. Отбросьте все мысли, отвлекающие вас от процесса. Будьте только здесь и сейчас. Это лучшее состояние для создания куклы-оберега.

В процессе выполнения этих оберегов важно думать о хорошем, в плохом настроении за работу лучше не садиться.


Практическая работа и текущий инструктаж.

  1. Проверка наличия необходимых инструментов и материалов.

  2. Задание 1.

Записать в тетрадь план работы по изготовлению куклы Счастье.

1. Делаем ножки и обувочку.

2. Сгибаем ножки и формируем голову.

3. Формируем ручки.

4. Изготавливаем сарафан.

5. Делаем волосы, заплетаем косу.

6. Можно украсить одежду или волосы тесьмой, кружевом.


  1. Задание 2.

Выполнение обучающимися практической работы.

Постарайтесь аккуратно, соблюдая правила безопасной работы, собрать куклу. В этом вам помогут инструкционно-технологические карты, на которых изображена последовательность вашей работы. 

Подвигайте к себе детали куклы и за работу.

Можно помогать друг другу.

Учитель обходит рабочие места с целью выявления недостатков и проводит при необходимости индивидуальный или групповой текущий инструктаж.

Заключительный инструктаж.


  1. Проверка и оценивание выполненной работы учащимися.

  2. Демонстрация лучших работ.

  3. Краткий анализ ошибок.


V. Итог занятия.


Наша  кукла-оберег  готова! Вы молодцы! Славно потрудились!

  1. Закрепление.

Перед вами карточки с этапами работы над куклой. Расставьте этапы по порядку. Самостоятельно обозначьте цифрами правильную последовательность в этапах работы. Проверка у доски.


  • Изготовить сарафан.

  • Сделать ножки и обувочку.

  • Можно украсить одежду или волосы тесьмой,

кружевом

  • Сформировать ручки.

  • Сделать волосы, заплести косу.

  • Согнуть ножки и сформировать голову.



  1. Рефлексия

1. Что вам понравилось на занятии?

2. Что было для вас трудно в практической части?

3. Какую работу выполняли?

4. Понравились ли вам ваши изделия?

  1. Заключительное слово учителя.

Молодцы, вы прекрасные мастера.

Видов русской тряпичной куклы очень много. И чтобы изучить их все, наверное, можно потратить целую жизнь.


Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полёты на луну.

Вспомним славянские обычаи, вспомним нашу старину.











  1. Уборка рабочих мест.



В

Е

С

Н

Я

Н

К

А



К

Р

У

П

Е

Н

И

Ч

К

А

М

А

Р

Т

И

Н

И

Ч

К

А



К

О

Л

О

К

О

Л

Ь

Ч

И

К



Т

Р

А

В

Н

И

Ц

А







В






К




К


У








М








К




К






Л














Т


А