Объяснение темы урока Цель: пробудить ассоциации, вызвать интерес к теме урока. | Для начала послушаем музыку. (Звучит музыка из «Ералаша») – Я смотрю, вы заулыбались? Что вызвало вашу улыбку? - Как называются произведения, которые вызывают наш смех, улыбку? Обратимся к словарю: Найдём определение слова «юмор». Прочитайте его. – С каким юмористическим произведением вы уже встречались в этом году? - Литературные традиции продолжает в своём творчестве Фазиль Искандер. Тема нашего урока «Детские образы в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла». Какие цели можете поставить перед собой, исходя из нашей беседы и темы урока? | Обратить внимание на то, что продолжается работа по общей тематике произведений в разделе. |
Рассказ учителя о биографии писателя. Работа с портретом писателя (слово учителя) Цель: познакомить учащихся с биографией писателя, обратить внимание на взаимосвязь биографии и творчества. | Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 в Сухуми (Абхазия), в семье владельца кирпичного завода. Школу закончил в Абхазии. После окончания школы Фазиль Искандер поступил в Московский Библиотечный институт, но в 1951 перевелся в Литературный институт им. А.М.Горького, окончив его в 1954. После два года работал журналистом в Брянске и Курске, затем переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х. Первый сборник стихов Искандера, «Горные тропы», вышел на русском языке в 1957 в Сухуми, прозу начал писать позже. Жил в Москве до 2016 года, к сожалению всего два года назад его не стало. Среди произведений Фазиля Искандера - стихотворения, рассказы, повести, романы, сценарии. - Посмотрите, какие произведения написал этот писатель. Названия записаны на доске, только вот буквы в них перепутались. Придётся вам разобраться! Запись на доске: «К л о и р и к и И ы у д в а», « О с з е в д и е з З о к л у о т а р», «О й м И у к м р», « З п р т н й а е ы О п д л» («Кролики и удавы», «Созвездие Козлотура», «Мой кумир», «Запретный плод»). - Искандера нельзя назвать детским писателем, поскольку он не адресует свои произведения специально детям. Но в его рассказах, повестях и романах часто фигурирую дети. В одном интервью писателя спросили, почему для него так важна тема детства. Вот что он ответил: «Детство формирует человека, и многие впечатления детства становятся основой характера взрослого человека. В этом смысле детство - это основа будущего взрослого человека». | Активизировать внимание, создать условия для осознания особенностей характера писателя, визуально подкрепив образ портретом. |
Проверка вторичного восприятия текста, анализ Цель: обеспечить самостоятельность наблюдения за образами героев произведения | Где происходят события рассказа? Когда происходят действия рассказа? По каким деталям это определили? Что вы можете сказать о героях произведения? Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите их. Первый ряд составит цитатный план и сделает вывод по образу Шурика Авдеенко. Второй ряд проделает такую же работу по образу Сахарова. Третий ряд по образу Адольфа Комарова. Шурик Авдеенко | Отличник Сахаров | Адольф Комаров | Загорелое угрюмое лицо; Показывая мощные усилия ума и воли и другое. | Умное добросовестное лицо; Во время смеха не перестал быть отличником и другое. | – Опрятный, худой и тихий; Привычка держать руки на промокашке и другое. | Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика. | Обратить внимание на особенности поэтики писателя, создать условия для характеристики персонажей. |
Подведение итогов урока Цель: подвести учеников к самостоятельно сделанному выводу | – Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики Харлампий Диогенович. ( устная характеристика) - Запишите ассоциативный ряд. – Обратите внимание на имя учителя. – Почему герой с благодарностью говорит об учителе? | Обратить внимание на то, что герои рассказа запоминаются надолго, на особенности поэтики. |