Тема урока: «Пришивание пуговиц. Ремонт одежды. Конструирование и изготовление изделия (из нетканого полотна) с отделкой пуговицей»
Цели. Формировать умение пришивать пуговицы с двумя отверстиями; учить планировать свою деятельность; закреплять умение работать с иглой и ножницами, комментировать свои действия; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В этот день апрельский
Рада Вас увидеть я!
Эмоционально – положительный настрой учащихся на урок.
- Ребята, на что похоже ваше настроение? На яркое солнышко или на грустную тучку?
(На партах расположены изображения тучки и солнышка. Дети выбирают то, что им подходит по настроению).
2. Мотивация учебной деятельности:
- Я держу в руках необходимый предмет, который часто встречается в нашей жизни. Предположите, что это может быть? (ответы детей). А как этот предмет называется, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Пришивают её к платью,
И к рубахе, и к пальто
Без неё твоей одежде
Будет очень нелегко. (пуговица)
- Конечно, это пуговица. Вот она красавица. У каждого из вас на одежде есть эта помощница. Давайте поработаем в парах посчитаем друг у друга пуговицы. Сколько у вас получилось?
3. Целепологание урока
- Кто уже догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Правильно мы будем работать с пуговицами.
- Чему мы должны научиться? (Мы должны научиться пришивать пуговицы)
Тема урока: «Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями.»
Целью урока: знакомство с технологией пришивания пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями.
4. Актуализация знаний
- Но прежде чем приступить к работе, давайте поближе познакомимся с пуговицей.
Что такое пуговица? Как вы думаете? Для чего нужны нам пуговицы? (ответы детей)
Пуговица — застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание.
- Всегда ли они были такими как сейчас?
5. Первичное усвоение новых знаний
- Послушайте мой рассказ: Вы знаете, что одеждой первобытного человека была шкура убитого зверя?! Шкура накидывалась на плечи и, что бы она не сползала, ее придерживали руками. Но первобытному человеку, руки нужно было освободить для труда: что бы готовить орудия для охоты, делать западню для мамонта. Поэтому на одежде и появились застежки.
Первыми застежками стали заколки из обточенных камней, завязки из прочных волокон растений.
Привычная для нас пуговица появилась гораздо позже, в 16 веке, т.е. более 400 лет тому назад. Причем женщинам пуговицы не сразу понравились, а вот мужчинам они очень понравились. Самые первые пуговицы использовались в качестве украшений, а не для застегивания
К пуговице относились как к предмету роскоши, а в обычной жизни обходились без нее. Делали пуговицы из драгоценных камней, передавали по наследству. Пуговицы вошли в моду, чем больше пуговиц, тем знатнее господин.
На Руси пуговицы появились позже. Пуговица была оберегом. На Руси особенно популярны были золотые и серебренные пуговки-гирьки.
- Как вы думаете, чем пуговицы могут отличаться друг от друга? (ответы)
- Пуговицы бывают разных размеров, цветов и форм. Изготавливают пуговицы из различных материалов – они могут быть деревянные, пластмассовые, стеклянные, металлические, обтяжные из ткани
- Из какого материала делали пуговицы в старину? (из драгоценных металлов и камней, меди, олова, дерева, кости и даже из фруктовых косточек)
- Пуговицы бывают: На ножке, с двумя и четырьмя отверстиями.
В качестве украшения пуговицы используются не только в одежде, но из них выполняют аппликацию, украшения, декоративную посуду
Пуговицам даже были установлены памятники в Чехии, в Германии. Есть музеи разных пуговиц.
6. Первичная проверка понимания
- Какой материал для изготовления пуговиц используют сейчас? (Пуговицы бывают пластмассовые, металлические, деревянные, обтянутые тканью или кожей.)
- Ребята теперь я предлагаю поиграть с пуговицами, вам нужно выложить фигуры из пуговиц. Дети работают в группах или парах.
Игра «Мозаика из пуговиц» (выкладывают бабочку, цветок, гусеницу и т.п.)
Играя с пуговкой, твори
И непременно – говори!
Друзьям своим ты покажи
И маму с папой научи,
Как новые узоры из пуговиц собрать
И мелкую моторику успешно развивать
- Какие красивые получились у вас мозаики, сколько отверстий в пуговках, которые вы выкладывали
- Вот и оторвалась пуговка, что будем делать? Ваши предложения.
- Какие инструменты и оборудование вам понадобятся, чтобы пришить пуговицу? (Кусочек ткани, пуговицы, ножницы и игла с ниткой для шитья)
- Какие особо опасные предметы есть в этом списке? (Игла и ножницы)
- Давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и иголкой
Игла:
Никогда не оставляйте иглу без нитки!
Втыкайте иглу в игольник или катушку!
Не берите иглу в рот!
Никогда не втыкайте иглу в одежду, в мягкую мебель!
Если игла сломалась, обе ее половинки отдайте взрослым.
Ножницы:
Не оставлять ножницы в раскрытом виде.
Передавать ножницы только в закрытом виде, кольцами вперёд.
Резать ножницами только над своим рабочим местом.
Учитель напоминает правила безопасной работы с ножницами.
- Ребята, какой вывод мы сделаем по технике безопасности?
7. Практическая работа.
- Как будем пришивать пуговицу, предложите ваш план работы. В какой последовательности будем выполнять работу. (проговаривание плана)
План:
1. С лицевой стороны ткани приложить пуговицу с двумя отверстиями.
2. Проколоть ткань с изнаночной стороны, вытянуть иглу в одно из отверстий пуговицы
3. Вколоть иглу во второе отверстие в пуговице и вытянуть иголку с изнаночной стороны.
4. Повторите несколько раз. (Пуговицы с двумя отверстиями пришивают 2-4стежками)
5. Заключительный этап. Остановиться на изнаночной стороне, сделать петельку на изнаночной стороне, затянуть её, чтобы закрепить нитку.
6. Обрезать нитку, пуговка пришита.
- А теперь можно приступать к пришиванию пуговицы, но перед работой давайте разомнем свои пальчики, так как шить мы будем нашими ручками. Давайте проведем пальчиковую гимнастику о пуговках:
8. ФИЗМИНУТКА. Пальчиковая гимнастика :
С нитки пуговки снимаю (Гладим каждый пальчик пальцами второй руки.)
И в коробку собираю. (Собираем в ладошку.)
Пуговичек очень много, (Играем пальчиками.)
Поиграю я немного.
Пуговицы я кручу, (Крутим кистями рук.)
И портным я стать хочу. (Шьем иголочкой.)
Раз, два, три, четыре, пять -
Снова будем мы играть. (Хлопаем в ладоши.)
Пальчики наши готовы к работе.
9. Самостоятельная работа
- А теперь можно приступать к пришиванию пуговицы. У вас на столах лежат кусочки ткани и пуговицы. Так как мы будем пришивать пуговицу впервые, никто вперед не бежит, если все сделал, помоги соседу. Постарайтесь пришить аккуратно.
10. Контроль и оценка. Рефлексия
- Какое у вас настроение? (хорошее).
- Что вам нужно было сделать? (пришить пуговицу)
- Удалось ли выполнить работу? (Да)
- Для чего нужен был этот урок?
- Когда в жизни пригодятся умения пришивать пуговицу?
- У кого вызвала затруднения эта работа?
- Что вам больше всего понравилось? (Узнали историю появления пуговицы. Поговорили о пуговице, ее внешнем виде, научились пришивать.)
- Давайте же будем следить за своими пуговками. Чтобы всегда они были у нас на месте.
Пуговка, пуговка, крепче держись
Не потеряйся, не оторвись!
На нашей поляне, ты так хороша
В природе порядок - ликует душа!