СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Цифра 0. Число 0"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по математике в 1 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Цифра 0. Число 0"»

Тема.Число о. Цифра о.

Цель: Познакомить с числом «ноль». Дать возможность учащимся самостоятельно сделать выводы о роли числа «ноль», осуществить самооценку уровня удовлетворенности своей деятельностью.

Задачи:

  • создать условия для открытия правил выполнения арифметических действий с нулем, расширения представления детей о множестве целых чисел;

  • способствовать развитию логического мышления, внимания;

  • способствовать воспитанию интереса к учебной деятельности.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Личностные: формирование устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Познавательные: нахождение способов решения проблемных ситуаций; под руководством учителя осуществлять действия подведения под понятие.

Коммуникативные: умение формулировать и обосновывать свою точку зрения; принимать участие в коллективной работе и в работе пары.

Личностные
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
• Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
• Способствовать проявлению познавательной инициативы.

• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.


Предметные результаты: Осознание места числа 0 в числовом ряду. Соотношение цифры и числа. Овладение умениями анализировать данные и выбирать из них нужные, формирование умения решения простых задач (без введения термина) на основе счёта предметов с использованием схемы.


Ход урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем!

Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу. Проверьте посадку.

Вспомним правила поведения на уроке:

Глазки смотрят и видят;

  • ушки слушают и слышат;

  • Замечательно

  •  Покажите, с каким настроением вы начинаете урок.

II. Актуализация знаний.

Сегодня математика приглашает в своё царство всех, кто не боится цифр и вычислений. Мы с вами стараемся познать эту интересную науку, преодолевая трудности, ведь наш девиз: «У меня всё получится».

А сейчас, ребята, чтобы настроиться на дальнейшую учебную работу, быть
внимательными и сообразительными мы немного поразмышляем и ответим на 
некоторые вопросы.
 «Мозговой штурм»
Какое сегодня число? (23)
Какой день недели? (среда)
Какой он по счёту? третий
Между какими днями находится? (между вторником и четвергом)
Если сегодня среда, то, завтра будет? (четверг)
А какой сейчас месяц?
(октябрь)
Какой он по счёту в году? (десятый)
Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Молодцы, продолжаем работу.

У доски самостоятельно:

  1. – один ученик будет работать с карточками “Лото”, соединит карточки в порядке убывания;
    2.– другой ученик соединит карточки с цифрами в порядке возрастания;
    –3. третий ученик заполнит домик “Состав числа 7”

А мы свами :

  1. (Ш ряд)- Прямой счет 1-20

  2. (II ряд) (I ряд) – обратный счет

  3. (I ряд)– счет десятками

  4. Вместе : счет сотнями

Дети работают у доски, а мы начинаем с числовым рядом.

- Назовите число, которое стоит за числом 2. ( 3)

- Назовите число, которое стоит перед числом 7. (6)

- Какое число стоит между числами 7 и 9? (8)

- Назови соседей числа 3 (2,4)

- число 6 увеличить на 1 (7)

- число 10 уменьшить на 1(9)

- какое число меньше 2 или 1(1)

В кормушке сидели

Лишь 3 только птицы,

Но к ним прилетели

Ещё 2 синицы.

Так сколько же птиц

Здесь в кормушке у нас?

Покажет на карточке

Каждый из вас. (5)


Группировка +, -, неравенства)

4 - 3

5 + 4

9 - 2

6 2

7 - 5

6 + 1

4 + 1


Проверка у доски.

Физминутка

3. Определение темы урока и постановка целей урока (Целеполагание).


Посмотрите внимательно и сосчитайте, сколько мячей лежит на каждой полке. слайд

1полка-4

2полка-3

3полка-2

4полка-1

5полка-нет мячей

Как вы думаете, какая цифра нам поможет обозначить количество мячей на последней полке?

Среди жителей страны математики есть житель имя которому ноль

Ноль – это сколько предметов? Нет ни одного предмета

- Какой цифрой мы обозначим это количество предметов? цифрой ноль

- Кто думает по-другому?

На что похожа цифра ноль? слайды



- Давайте определим тему урока. (Число и цифра 0) Слайд

- Какие цели поставим перед собой? На экране вывести слайд

1. Научиться писать цифру 0.

2. Соотнести цифру 0 с числом ноль.

3. Выяснить, какое количество предметов может быть обозначено числом 0.

4. Определить место числа 0 в числовом ряду.

5. Формировать навыки счёта.


ΙV. «Открытие» нового знания.


- С чего, по-вашему, нужно начать? (с написания цифры)


- Число ноль записывают цифрой 0.

- Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)

Пальчиковая гимнастика.

Физминутка для пальчиков.

( Сжимают и разжимают пальчики).

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут цифры нам писать.


- Покажите ладошку, давайте почувствуем на ладошке, какой 0 круглый. Нарисуйте его пальчиком.

Цифра о приглашает нас на свои именины. Вы хотите? А что мы подарим этой цифре? Ведь без подарков не ходят. Ваши предложения.

- По секрету скажу, что эта цифра хотела бы, чтобы вы ей подарили сегодня красивое письмо. Она будет очень рада. Постараемся красиво написать цифру 0?

Объяснение написания цифры 0.

-.На экране написание цифры

-На доске

- С правой стороны клетки, немного ниже верхнего угла, начинаем писать овал влево вверх (верхний мостик), который опускается на середину нижней стороны клетки, прописываем овал (нижний мостик). Потом опять округло двигаемся вверх к началу верхнего овала.

3.Работа с тетрадью.

- Находим образец, определяем начало написания цифры.


1.Обводим цифры, ещё 3 раза и ещё 3раза, пробуем написать самостоятельно на строке с образцами.

- Подчеркните карандашом самую красивую вашу цифру, покажите ее соседу по парте.

2.Самостоятельная работа.. Обводим цифры самостоятельно и записываем пропущенные цифры. 1,2,3,4,5, ,7,8, ,10.

Подчеркните пропущенные числа.

Работа с тетрадью.

1.Как называется запись в рамочке? (неравенство) Какое задание нужно выполнить? Справа от рамочки обвести цифры и написать знак сравнения

Прочитаем получившиеся записи.

2.Самаостоятельная работа. Соотнести рисунок и математическую запись.

Вывод.

-Какое количество предметов может быть обозначено числом 0.


Какой цифрой записывается число 0? (цифрой 0)


3.Используя рисунки, запиши в окошки нужные числа.

Какой вывод можно сделать по последнему рисунку?

Когда в значении выражения получается о?(когда из любого числа вычитаем это же число)

Цифра 0 довольна вашими подарками, вашим письмом. Вам от цифры 0 музыкальный подарок.

Физминутка под музыку

Глазки закрыли…..






- Ребята, на что похожа цифра 0? (Высказывания детей.)


Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

- Что же обозначает число 0, попробуем ответить на этот вопрос, прочитав фразы? 11групповая работа

- Как вы понимаете такие фразы? Слайд

3ряд. Ноль внимания на кого-что (разг.) — никакого внимания.

2.ряд Ноль без палочки (разг. шутл.) — о том, кто не имеет никакого влияния, значения.

1.ряд.С нуля начинать (разг.) — на пустом месте, когда ничего ещё нет.


- Где в жизни мы встречаемся с числом 0?

А если ноль поставим слева от числа (показать рисунок),то получим странные числа.

Вам они встречались?

(01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)



- Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз. (показать рисунок)

-Кто сможет назвать числа, в которых используют ноль? (10,100,500,2000)


А в какой школе мы учимся ? Мы учимся в школе №20, в записи этого числа есть 0.

2.Индивидуальные карточки. Выбираем для себя задание (по сложности) красный прямоугольник – самое сложное, синий – 2 уровень, зелёный – 1 уровень (простое).

3. Это интересно! А знаете ли вы, что

Ребята! Назовите столицу нашей республики.(г.Уфа) Мы с вами много интересного узнали про нашу Республику в субботу во время нашего путешествия по станциям.

«Ноль»- стал одной из достопримечательностей столицы нашей Республики. В .гУфа установлен Знак «Нулевой километр» — символическая отметка которая служит начальной точкой отсчета протяженности дорог между Уфой и городами Российской Федерации и мира.

Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей



6. Работа по учебнику:

(Страница 70.) Задание 1.

Рассмотрите рисунки.

- Сколько ягод на первой тарелке?

- Какой цифрой это запишем?

- Сколько ягод на второй тарелке?

Как записать число ягод на второй тарелке с помощью цифры (с помощью цифры 0.)

Мы ответили на главный вопрос, который ставили на уроке?


- Как покажем, что на ней нет ягод?цифра 0

Какое равенство подходит к рисунку? 3-3=0


1. - Сколько смородинок на первой веточке?

Сколько смородинок на второй веточке?

Давайте составим математический рассказ по картинке

………

Какое равенство подходит к рисунку? 5-5=0

Прочитаем последнее равенство. 8-8=0

Посмотрите ещё раз на равенства.

Какой вывод можно сделать?

Когда в значении выражения получается о?(когда из любого числа вычитаем это же число)


Просигнальте, пожалуйста мне, кто чувствует себя уверенно –солнышко, кто немного неуверенно –солнышко за облачком. Спасибо. Шагаем дальше.

3.Следующий рисунок.

Сколько листочков на первой веточке?

Сколько листочков на второй веточке?

Увеличилось или уменьшилось число листочков?

На сколько листочков уменьшилось? (на 1)

Прочитаем выражение 3-1=2

Сравним числа 2 и 3. Какой знак поставим?

Что изменилось дальше? 2-1=1

И последний рисунок. 1-1=0

Сравним число 0 с числом1. 0 меньше, чем 1

Мы с вами открыли ещё не все секреты .

Давайте определим место 0 на числовом луче


Почему число 0 записали перед числом 1?

- Что можете сказать про 0, если сравнивать с другими числами? Мньше любого натурального числа

- 0 – это натуральное число? Почему?

Назовите свойства натурального ряда. Самое маленькое число1. Натуральный ряд бесконечен. Каждое следующее число больше предыдущего на 1

- Как вы думаете, есть числа меньше 0?

Посмотрите на термометр.

Для чего он? (для измерения температуры воздуха)

Нуль помещен между двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз. Вверх идут градусы тепла (выше 0), вниз – градусы холода (ниже 0, т.е.меньше 0).Такие числа называются отрицательными и при записи ставят перед ними знак «минус»









.


Физминутка. (Стоя) 

Я буду вам показывать карточку с цифрой, а вы столько раз выполняйте движения.

Столько раз ногами топнем (3).

Столько раз в ладоши хлопнем (5).

 Мы присядем столько раз (2).

 Мы наклонимся сейчас (3 )

  И тихонечко подпрыгнем

  Столько раз (0)



Самостоятельная работа

Найдите значение выражений

1вариант

3+2=

5-1=

8-8=

4-2=

7+2=

2вариант

4+3=

5-2=

7+1=

6-6=

9-8=

Проверка,верно, рисуем зелёный кружочек, ошибки- красный кружочек

Найдите и по



Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Как вы считаете, ваших знаний и умений по теме урока стало больше.



-Что нового вы открыли для себя на уроке?

- Мы познакомились с новым интересным числом. Что вы можете рассказать о нем? (без него нельзя обойтись в математике. Оно меньше любого известного нам числа. Мы не можем показать соответствующее ему количество предметов.)

- Смогли ли мы выполнить цели, которые ставили себе?

-Кому было трудно? Что?

-А кому легко?

-Кому интересно?

-Кто расскажет дома об уроке?

Просигнальте своё настроение.

Я рада.

Я благодарю вас за работу на уроке





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!