СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Творческое разнообразие и «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»". 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Творческое разнообразие и «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»". 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Творческое разнообразие и «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»". 7 класс»

7 класс Программа Г. С. Меркина

Тема. Творческое разнообразие и «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Цель:

  • выявить особенности авторского взгляда на высокое предназначение русской поэзии, проблему традиции и новаторства;

  • познакомить учащихся со стихотворением В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

  • развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями; навыки выразительного чтения;

  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления проблемы традиций и новаторства поэзии.

Задачи: Приобщить учащихся к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Развивать навык анализа художественного произведения.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

Эпиграф написан на доске: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!»

І.Актуализация прежних знаний учащихся.

Ответы на вопросы учебника после вводной статьи о В. В. Маяковском. (было домашнее задание).

- Как вы представляете себе атмосферу в Политехническом музее на вечере поэзии В. В. Маяковского? (Большое количество людей стекаются к Политехническому музею, бегут, обгоняя лошадей, протискиваются в открытые двери, царит особое ожидание: что-то будет? Какой он будет сегодня?)

- Каким представляли себе поэта пришедшие первый раз на такой вечер? (Ожидали чудо-человека, гиганта, что-то вроде колокольни Ивана Великого, который разговаривает с домами)

Слово учителя (слайд): Маяковский одевался не по сезону легко — в черную пелерину с львиной застежкой и широкополую шляпу, надвинутую на брови, и напоминал в таком виде «члена сицилийской мафии, игрою случая заброшенного на Петроградскую сторону». Потом гардероб Маяковского пополнился модными и интеллигентными вещами — например, розовым муаровым смокингом с черными атласными отворотами, красным бархатным жилетом и блестящим пиджаком, из кармана которого выглядывала большая желтая визитка с надписью «Владимир Маяковский» (желтый был любимым цветом поэта).

- Давайте посмотрим на фотографию в учебнике на с. 106. Есть что-то необычное в одежде Маяковского? (Нет. На нём приличный костюм, галстук с геометрическим рисунком)

Маяковский усвоил одно важное правило: одежда — действенный участник его выступлений. Поэтому он научился радикально менять свой имидж и в зависимости от ситуации прикидываться франтом, интеллигентом и простаком. 

- Как вы думаете, подражали ли манере Маяковского? (Да) А насколько сильно он повлиял на моду? В 1923 году Маяковский создал журнал «ЛЕФ», в котором, кроме коммунистических произведений, публиковал рисунки одежды для улиц и быта. Разработкой костюмов занимались и художницы-авангардистки и в результате девушки вместе с Маяковским ввели в моду геометрический орнамент тканей — до этого ситец украшали только цветочками.


II. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

- Сегодня мы познакомимся с разнообразными видами творчества Владимира Владимировича Маяковского, одним из его стихотворений и приёмом звукописи.

Слово учителя.

Человека, приехавшего в Москву в конце голодного 1919 г., обычно поражали плакаты. Смотря на них, читая хлесткие подписи, невозможно было сдержать улыбки; на душе становилось теплее.

Москвичи называли плакаты «Окнами РОСТа». Но немногие знали, что они были созданы Владимиром Маяковским. Сам он вспоминал, что нарисовал их около трех тысяч. (слайды, примеры в конце документа) Маяковский постоянно использовал в своих агитационных плакатах и стихах то, что знал и любил с детства, - образы народной сказки, песни, частушки. От этой работы требовалась, как говорил сам поэт, «машинная быстрота». Каждое утро стол в мастерской был завален телеграммами, фронтовыми сводками, стенограммами, письмами. Надо было выбрать самые главные, важные темы. А затем написать стихи, сделать плакаты, размножить их. Через два-три часа плакаты развешивались по городу. И так каждый день. В это время Маяковский почти ничего не писал. И все-таки у него есть одно стихотворение, в котором отразились раздумья поэта о своем труде, о месте художника в «рабочем строю».

- Прочитайте название стихотворения (с.108). Чем оно необычно?

(Очень длинное, какое-то исчерпывающее, мы узнаем из него ответы на все возможные вопросы: когда произошло действие, с кем, где, что произошло)


Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Почему приключение поэта объявлено необычайным? (В реальности этого не могло произойти)

- За счет чего в стихотворении возникает фантастическая ситуация? - Вы помните, что в любом тексте, в предложении есть ключевые позиции. Это начало, конец и кульминация.

- Найдите ключевые слова в названии стихотворения: (необычайное, на даче, Владимир Маяковский). Если связать все эти три слова, мы увидим переплетение фантастики, исключительного и вполне реального, даже прозаического. Сам Маяковский говорил, что это стихотворение можно назвать «Фантазия-факт». И мы заметили, что данное определение отразилось уже в названии.


- Назовите главных героев стихотворения. (Поэт и Солнце) В чем суть работы Поэта? (писать стихи) Чем поэт недоволен? (Что приходится рисовать без отдыха, работать) А что делает Солнце? (светит, греет). Как Солнце относится к своей работе? (Считает, что это нелёгкий труд)

- На какие части можно разделить стихотворение? Дайте условные названия эпизодам стихотворения в соответствии с сюжетом и с главными героями.

1 – Поэт приглашает Солнце на чай.

2 – Беседа Поэта и Солнца.

3 – Друзья.

- Обращение к иллюстрациям. Опишите героев иллюстрации. (1-я иллюстрация: Рассерженный Маяковский гневно смотрит на заходящее солнце и стучит кулаком по столу, на котором тушь, перья, начатый плакат. 2-я иллюстрация: Спокойно улыбающееся Солнце занимает почти всю картину, а Маяковский растерян, прижался к столу, стоит спиной к нам и жестом приглашает гостя к самовару, варенье уже на столе)

Беседа.

- Определите размер стихотворения.

Ямб — «пушкинский метр».

- В чем необычность построения стиха у Маяковского?

Маяковский не выделяет катрены, разбивает строки посредством «лесенки». Попробуем записать строчки стихотворения не лесенкой, как у Маяковского, а привычной строфой.

- Почему для В. Маяковского важно иное написание стихов, почему существенна именно «лесенка»? Чего достигает этим поэт?

Поэт подчеркивает таким образом значение отдельных слов.


Слово учителя.

Поэт писал с иронией: «А попробуй // в ямб // пойти и запихни // какое-нибудь слово, // например, млекопитающееся».

Преобразование ритмического рисунка приводит к тому, что слова в потоке речи, во-первых, выделены в большей степени, чем в классике (за счет пауз), и, во-вторых, группируются по иному принципу.

Маяковский говорил, что самые значимые, важные слова он всегда ставит в рифму, ибо здесь, в конце стиха, еще более увеличивается пауза, и слово в рифме приобретает особое значение.

- Составьте словарь рифмующихся слов от начала стихотворения до слов «...на чай зашло бы!» Насколько содержательна рифма в этом отрывке? (лето – это; жара – плыла; горою – корою; наверно – верно; залить – злить; ало – стало; поблекло – пекло; ты – плакаты; златолобо – зашло бы).

Обращение к статье учебника «В мире художественного слова В. Маяковского» и определение понятия «аллитерация».

- Найдите аллитерации в стихотворении. Объясните их выразительную роль.

В сто соРок соЛнц закат пыЛаЛ, // в июЛь катиЛось Лето, // быЛа жаРа // жаРа пЛыЛа — // на даче быЛо это. // ПРигоРок Пушкина гоРбил // АкуЛовой гоРою, а низ гоРы — // деРевней быЛ, // кРивиЛся кРыш коРою.

Слова, несущие основную смысловую нагрузку, акцентированы при помощи аллитераций. Таким образом создается особое звучание стихотворения - торжественное, приподнятое.


Выразительное чтение стихотворения от начала до слов «...на чай зашло бы!».

- Назовите слова, нетрадиционные для стихотворной речи. Чего достигает поэт, используя высокую лексику одновременно с просторечными словами?

Дыра, слазь, шляться, дармоед. (Использование высокой лексики одновременно с просторечными словами рождает комический эффект).

- Назовите в данном фрагменте слова, созданные самим Маяковским (авторские неологизмы). Какой прием использует автор, воссоздавая картину ежедневного шествия Солнца?

Занежен в облака, раскинув луч-шаги, пригорок... горбил горою, златолобо. (В стихотворении использован прием олицетворения.)

С помощью чего усиливается выразительность в первой строчке: «В сто сорок солнц закат пылал?» (гипербола) Где ещё использована гипербола? (так разозлясь, что в страхе всё поблекло). Что она подчеркивает? (силу эмоции).

Итак, при помощи каких художественных средств поэт проводит идею своего стихотворения в данном фрагменте текста? При ответе опирайтесь на фрагмент статьи Маяковского «Как делать стихи?» (Маяковский использует аллитерации, неологизмы, метафоры, гиперболы, игру словами, важные слова ставит в концовке)

Слово учителя.

Используя яркие эпитеты, свойственные народной поэзии, поэт подчеркивает, что при всей необычайности приключение, якобы бывшее с Владимиром Маяковским, не плод авторской фантазии, а узаконенный фольклором прием олицетворения явлений природы. Сказка введена в стих через отражение ее в детском сознании или в детском же рисунке. Прежде чем ввалиться в дом и обернуться громогласной массой, Солнце шагает полем точь-в-точь так, как рисуют его дети, — «раскину луч-шаги».

- Как обращается Маяковский к солнцу? Запишем слова-обращения героев друг к другу (Дармоед, златолобо, Светило, поэт, товарищ). – Что можно сказать о динамике отношений? (у поэта меняется отношение от осуждения к уважению) – Как можно охарактеризовать героев по их речи? (Маяковский грубый, прямой, решительный, но может отвечать за свои поступки, как бы ни было тяжело. Солнце отзывчивое, не зазнаётся, беседует с поэтом на равных, спокойное, утешает, и само – поэт, высокие образы взорим, вспоем)

«Ты да я, нас, товарищ, двое». О каких отношениях говорит эта фраза? (О дружеских, товарищеских, что они будут делать одно дело). Какое? «Взорим, вспоём» Поэт и Солнце, становясь друзьями, удваивают свет, который не оставляет места недостаткам мира.

- Какой смысл приобретает фраза: «Стена теней, ночей тюрьма под солнц двустволкой пала»? Какую двустволку имеет в виду поэт? Почему он использует именно этот образ?

Поэзия для Маяковского — солнце, освещающее путь во тьме, мощное оружие в руках поэта, открывающего людям путь к истине.

Назовите образы, с которыми предстоит борьба. (Это «стена теней», «мира серый хлам», «ночей тюрьма»). Как называется такое образное сравнение? (метафоры). Так же, как является метафорой и сторона борющаяся, то есть Солнце, Поэт – поэзия. Поэзия призвана высвечивать недостатки, дабы искоренить их.

- Определим конкретные реалии стены теней, серого хлама. Что это? (Это все недостатки старого мира, которым нет дороги в будущее, их необходимо искоренить. Например, равнодушие к проблемам общества. Хлам – все старое, ненужное, серый – цвет обыденности, белое становится серым от многочисленных стирок, то же и с черным. Серый – промежуточный цвет, свидетельствующий о необходимости перемен. Иногда говорят «серость» о чем-то неинтересном, обыденном).

- Солнце необходимо, чтобы серости было меньше. Существует выражение «тени исчезают в полдень»; когда солнце в зените, теней нет. Поэзия – это и есть солнце. Каким образом поэзия несет свет? (Поэт говорит правду, иногда горькую, обличает, не молчит, произведения автора иногда не печатают, но он не может не писать. Это его предназначение)

- Хорошо. Солнце нужно. Поэзия - Солнце. А скажите, составление лозунгов, работа над плакатами – это очень творческая работа? Столько сил человеческих забирает, времени. Поэт мог бы писать стихи, поэмы, а он рисует плакаты. Да, это не очень творческая работа, но необходимая. Время требовало, чтобы поэт был в строю. Нет, не на войне, а на фронте искусств. Поэтому и возникает образ оружия в стихотворении. Найдите его. «Стена теней, ночей тюрьма // Под солнц двустволкой пала». Почему «двустволка»? Вместе, вдвоем трудятся Поэт и Солнце, воюют со стеной теней. А что же является своеобразными патронами для этой двустволки?

- Очевидно, что основную смысловую нагрузку в стихотворении несут последние строки. Они написаны у нас на доске. Прочитайте их выразительно. О чем они? Какая важная для поэта тема здесь прозвучала и какая сформулирована Мысль? Найдите в тексте стихотворения то место, где впервые появляется эта тема.

(Герой стихотворения восклицает: «А тут не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!» В финале стихотворения звучит фраза, которая объясняет необходимость таких усилий.

Светить — значит нести людям добро и красоту, выполнять высокую миссию поэта.)

Подумайте: слова Маяковского расходятся с его делами? Докажите?

Послушайте выразительное чтение стихотворения. Как вы считаете, удалось ли чтецу верно передать пафос и основную мысль произведения? (Ответы детей).

III. Подведение итогов урока.

- Почему и названии стихотворения упомянуто имя Пушкина?

Стихотворение Маяковского — размышление о месте поэта в рабочем строю. Создавая новое искусство («делая стихи»), Маяковский чувствует себя наследником лучших традиций русской поэзии.

- Как вы думаете, можно ли «делать» стихи? (есть правила стихосложения, но просто зарифмованные строчки стихами не будут являться. Они «бездушные» и «плоские»). Не считаете ли вы, что «сделанных» стихов теперь слишком много? (Ответы детей).

- Что больше всего вас поразило в творчестве Владимира Владимировича Маяковского? (Ответы детей).

Выставление оценок.

IV. Домашнее задание.

1. Желающие могут нарисовать плакат, освещающий какую-нибудь современную проблему.

2. Прочитать фрагменты автобиографии С.А.Есенина, помещённые в учебнике.

3. Индивидуальное задание:

подготовить сообщение о цветовой символике в поэзии С.А.Есенина, об образе клёна в его лирике.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!