Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.
Целевой план действий для учащихся:
-добиться усвоения темы «Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов»
-развивать речь аналитическое и образное мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию
-воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе
-активизировать творческие способности учащихся
Банк информации:
а) входной контроль
-Из чего состоит наша речь?
-Из чего состоят предложения?
-Из чего состоят слова?
б) объяснение нового материала ( лекция с элементами беседы (адаптирование для всех) )
Сейчас мы вместе выясним, что такое ударение, какой слог в слове называется ударным, а какой – безударным?
Прочитайте.
Ударный слог, ударный слог –
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток,
Отметь его ударом!
И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,
И четко речь моЯ звуЧИТ! А.Шибаев
- О каком невидимке – молотке говорится в стихотворении? Почему один из слогов в слове назван ударным?
Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.
Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными.
Запомни! Знак ударения не ставится в односложных словах (шар, лес) и в словах с буквой ё (свёкла, шофёр). Для выделения ударного слога надо произнести слово целиком (не по слогам) с интонацией обращения или вопросительной интонацией.
в) закрепление нового материала
Уровень А
Задание 1.
Цель: закрепить теоретический материал лекции.
Методический комментарий для учащихся: Догадайся, почему каждое слово написано три раза. Назови слова, в которых знак ударения поставлен верно.
воробей | тетерев | ворона |
воробей | тетерев | ворона |
воробей | тетерев | ворона |
Уровень Б
Задание 1.
Цель: закрепить теоретический материал лекции
Методический комментарий для учащихся: познакомьтесь с орфоэпическим словарем. Найди в нем данные слова. Прочитай их с правильным ударением.
Звонить, банты, портфель, туфля.
Уровень С
Задание 1.
Цель: закрепить теоретический материал лекции
Методический комментарий для учащихся: найди в толковом словаре слова атлас и атлас. Прочитай, что обозначают эти слова. Составь предложение с каждым из этих слов.
Выходной контроль
Уровень А
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал/а…
Самым интересным для меня было…
Методический комментарий для учащихся: Что такое ударение?
Поставь знак ударения в словах: магазин, повторим, шофёр, позвоним, щавель, стакан.
Уровень В
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал/а…
Самым интересным для меня было…
Методический комментарий для учащихся: Что такое ударение? Обведи в каждом слове ударный слог. Составь слово из ударных слогов слов каждой строки.
окунь кофе болото молоко лагерь кожа крыло кони лапа
Уровень С
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал/а…
Самым интересным для меня было…
Методический комментарий для учащихся: Что такое ударение? Обведи в каждом слове ударный слог. Составь слово из ударных слогов слов каждой строки.
окунь кофе болото молоко лагерь кожа крыло кони лапа
Прочитай все слова по порядку, у тебя получится скороговорка. Напиши ее. Обозначь в словах ударение.
Использованные ресурсы:
1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011
2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» Москва «Просвещение» 2011
3. В.П.Канакина «Русский язык» Рабочая тетрадь Москва «Просвещение» 2011
4. А. Ундзенкова, О.Сагирова «Русский с увлечением!» Екатеринбург, 1999