Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Александровна, сегодня я у вас проведу урок русского языка. Слайд 1. - Какое у вас сегодня настроение? Посмотрите на доску и поднимите руку если ваше настроение соответствует смайлику, который вы увидите. - Я думаю, что хорошее настроение сохранится у вас до конца урока. Ведь сегодня нас вновь ждут открытия, мы продолжим развивать вашу память, ваше внимание и логическое мышление. - Кто знает, какое сегодня число и месяц? - Какими цифрами записано число 27? Карточка на доску - Посмотрите на доску, та поговорка будет девизом нашего урока: «Семеро одного не ждут». Как вы его понимаете? - Как вы думаете, какая цифра будет нас сопровождать весь урок? - Желаю вам удачи! | Приветствуют учителя. Поднимают руку. - 27 февраля - Цифрами 2 и 7. Говорят, предположения как учащиеся понимают девиз урока. - Цифра 7. |
2. Актуализация знаний | Слайд 2 - Посмотрите на доску, что вы видите? Посчитайте сколько изображено треугольников. - Сколько треугольников в этой геометрической фигуре? - Сейчас мы будем работать с вами в парах. У вас на столах лежат карточки, в них выражения, решите их и запишите ответ. Далее в пустые клетки под цифрами впишите соответствующие ответам буквы и у вас получится слово. Слайд 3 - Какое слово получилось? - Это вам комплимент от меня, ведь вы молодцы, смогли справиться с непростыми заданиями. - Давайте вернемся к геометрической фигуре (к треугольнику), сколько было треугольников? - А теперь назовите выражения (примеры), указанные на карточке с этим числом? - А в каких примерах результатом выражения является число 7? - Верно, молодцы! | - Геометрическую фигуру. Считают сколько треугольников изображено. - 7 треугольников - Молодцы. - Было 7 треугольников. - 7-3=4; 8-7=1; 7-6=2 - 2+5=7; 3+4=7. |
3. Формулирование темы и целеполагание | Слайд 4 - Рассмотрите рисунок, Подберите соответствующее ему математическое выражение: (О О О □ □ □ □) 1) 7 – 1 = 6 2) 5 + 2 = 7 3) 3 + 4 = 7 4) 5 – 2 = 3 - Прочитайте это выражение, используя знание компонентов действия сложения. - Как еще можно прочитать это выражение? - Кто знает, что такое компоненты? - Верно, компонент - это составная часть, элемент чего-либо. Слайд 5 - Правильно. А теперь подберите выражение к такому рисунку, было 7 шариков, а 1 шарик улетел. О О О О О О Ø 1) 7 – 1 = 6 2) 5 + 2 = 7 3) 3 + 4 = 7 4) 5 – 2 = 3 - Как вы назовёте число 7? 1? 6? Можно ли его прочитать это выражение, используя термины, как в предыдущем? Почему? - Почему не получилось? - Значит, чего мы ещё не знаем? - На какой вопрос нам предстоит ответить? - Кто хочет узнать ответ на поставленный вопрос? Карточка на доску - Какая тема нашего урока? - А для чего нам нужно знать компоненты действия вычитания? - А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения. Карточки на доску - Поэтому, какие цели поставим себе на уроке? | Рассматривают рисунок и подбирают математическое выражение. - Первое слагаемое 3, второе слагаемое 4, значение суммы 7. - Сумма чисел 3 и 4 равна 7 - Компонент - это составная часть, элемент чего-либо. Рассматривают рисунок и подбирают математическое выражение. - Это выражение нельзя прочитать так, как первое. Потому что в выражении записан знак «минус», а в сумме используется «плюс». - Мы не знаем, как называются числа при вычитании. Мы не знаем компонентов действия вычитания. - Мы должны узнать, как называются компоненты при вычитании. Ответы учащихся. - Название компонентов действия вычитания. (Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.) - Чтобы грамотно говорить и хорошо считать. - 1) Узнать, как называются компоненты при вычитании и научиться по-новому читать выражения на вычитание. 2) Запомнить названия чисел при вычитании. 3) Применить новые знания при решении выражений (примеров), задач. |
4. ОНЗ | Пирожные на доске Вызываю 1 ученика к доске - Перед вами пирожные. Сколько их? - Мы уберем 1. Что произошло с количеством пирожных? - А что произошло с числом 7? - Как же мы будем называть это число при вычитании? У вас на партах лежат карточки с выражением названием компонентов (чисел): уменьшаемое, вычитаемое, разность. Поработайте в паре друг с другом, выберите подходящий компонент для первого числа и соедините название с цифрой стрелкой, а ученик(имя) самостоятельно подберет у доски. - Не торопитесь, думайте, советуйтесь. - Давайте проверим как выполнил(а) у доски ученик(имя), у вас есть на столах сигнальные карточки, покажите «+», если верно или «-» ошибка. - Давайте вспомним, а что мы сделали с 1 пирожным? - Подумайте, как можно назвать это число? Выберите другое название этого числа и соедините стрелкой. А ученик(имя) самостоятельно подберет у доски. - Давайте проверим как выполнил(а) у доски ученик(имя), у вас есть на столах сигнальные карточки, покажите «+», если верно или «-» ошибка. - А теперь вы должны подумать и решить, как мы будем называть результат этого действия? Соедините стрелкой оставшееся название компонента с цифрой. А ученик(имя) самостоятельно подберет у доски. - Давайте проверим как выполнил(а) у доски ученик(имя), у вас есть на столах сигнальные карточки, покажите «+», если верно или «-» ошибка. - Работая в паре, вы сделали свои предположения. Как проверить их правильность? - Откройте учебник стр.29. Сравните со своей работой. Слайд 7 Проверка со слайда - Покажите мне результат своей работы с помощью сигнальной карточки (+ верно, - ошибка). - Какое открытие мы с вами сделали? Слайд 8 - Попробуйте, опираясь на новые знания, прочитать выражение. - Как еще можно прочитать выражение? | 1 ученик у доски - 7 пирожных. - Количество пирожных уменьшилось. - Число 7 тоже уменьшилось. Выполняют задание в парах, 1 ученик у доски. Проверка учениками другого ученика с помощью сигнальных карточек (+ самопроверка). - Убрали (вычли, отняли). Выполняют задание в парах, 1 ученик у доски. Проверка учениками другого ученика с помощью сигнальных карточек (+ самопроверка). Проверка учениками другого ученика с помощью сигнальных карточек (+ самопроверка). - Можно спросить у учителя или посмотреть в учебнике. - Узнали компоненты действия вычитания. - Уменьшаемое 7, вычитаемое 4, значение разности равно 6. - Разность чисел 7 и 1 равна 6. |
5. Физминутка | Сколько раз ногою топнем, (2+1=3) Столько раз руками хлопнем. (3+2=5) Мы присядем столько раз, (5–3=2) Мы наклонимся сейчас, (2+2=4) Мы подпрыгнем ровно столько! (6–5=1) Ай да счет! Игра, и только! | Топают ногами 3 раза. Хлопки руками 5 раз. Приседания 2 раза Наклоны 4 раза. Прыжки 1 раз. |
6. Первичное закрепление | - А сейчас нам предстоит научиться пользоваться новыми знаниями. Слайд 9 - Составьте задачу по иллюстрации в учебнике. - Когда снегири улетели, их осталось больше, чем было или меньше? - Что произошло с количеством снегирей на ветке? -Как узнать, сколько снегирей осталось? - Прочитайте получившееся выражение. - Как еще можно прочитать выражение? | - На ветке сидело 5 снегирей. 2 снегиря улетели. Сколько снегирей осталось? - Их осталось меньше на 2. - Количеством снегирей уменьшилось. - Надо от 5 отнять 2 и получится 3. - Уменьшаемое 5, вычитаемое 2, значение разности равно 3. - Разность чисел 5 и 2 равна 3. |
7. Физминутка | Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять — Начинаем разгибать. (2-3 раза) | Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | - Прочитайте самостоятельно задание в учебнике под №2. - Кто прочитает вслух? Читаю еще раз сама. - О чем говорится в задаче? - Записываем условие задачи, ответы на мои вопросы вы найдете в учебнике в упражнении под №2. - Сколько яблок было в вазе утром? В условии запишем слово было. - Что произошло с количеством яблок вечером? В условии запишем слово взяли. - Что значит меньше на 4? - Что нам надо найти? Условие записываю на доске: Было – 6 яблок Взяли – 4 яблока Осталось – ? ябл. - Каким действием запишем решение задачи? - Решите задачу у себя в тетради самостоятельно. - Кто уже решил задачу? Приглашаю 1 ученика к доске записать решение задачи. - У кого получилось так же? Покажите мне результат своей работы с помощью сигнальной карточки (+ верно, - ошибка). - Прочитайте получившееся выражение. - Как еще можно прочитать выражение? | Читают задачу самостоятельно. 1 ученик читает вслух задачу. - В задаче говорится о яблоках. - Утром в вазе было 6 яблок. - Яблок стало меньше на 4 (уменьшилось на 4) - Это 6 без 4. - Сколько яблок осталось в вазе к вечеру. - Вычитанием Решают задачу в тетради. 1 ученик записывает решение на доске. 6-4=2 - Уменьшаемое 6, вычитаемое 4, значение разности равно 2. - Разность чисел 6 и 4 равна 2. |
9. Самостоятельная работа | - Поработайте самостоятельно, у вас на партах лежат карточки с выражениями и названиями компонентов. Выберите подходящий компонент для первого числа, второго и третьего, соедините цифру и название стрелочками. На эту работу у вас есть 1 минута. Слайд 10 - Поменяйтесь с соседом по парте карточка и проверьте друг друга с доски: 1) 7-5=2 2) 9-2=7 3) 7-2=5 4) 8-7=1 - Покажите мне результат своей работы с помощью сигнальной карточки (+ верно, - ошибка). | Самостоятельная работа. Взаимопроверка. |
10. Итог урока и рефлексия деятельности | - Вот и подошёл к концу ещё один урок. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогли повторить изученный материал и открыть новые знания. - Какие цели ставили? - Каких целей достигли? - Какие новые знания получили на уроке? - Что вам особенно понравилось? - Что не совсем получилось, какие вы испытали трудности? - На партах у вас лежат круги, нарисуйте веселый смайлик если у вас все получилось, вы поняли тему, вам все понравилось, или грустный, если у вас были затруднения в работе, и вы что-то не поняли по новой теме урока. - Давайте вспомним, какая цифра сопровождала нас на протяжении всего урока? - Разгадайте ребус, что получилось? - Верно, у нас получилось слово семья, ведь мы с вами работали дружно и помогали друг другу. Все ребята - молодцы! - Желаю вам удачи! | - 1) Узнать, как называются компоненты при вычитании и научиться по-новому читать выражения на вычитание. 2) Запомнить названия чисел при вычитании. 3) Применить новые знания при решении выражений (примеров), задач. Перечисляют какие достигли цели. - Узнали компоненты действия вычитания. Ответы учащихся. Самооценка. - Цифра 7. - Семья. |
12. Домашнее задание | Не задано | |