Информационные технологии в деятельности уителя-предметника
Сказки А.С. Пушкина
Конспект урока
Урок литературного чтения (интегрированный урок).
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»
Цели урока: ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина;
продолжить работу по правильному, сознательному, выразительному чтению;
учить слушать и понимать музыку, представлять литературных героев;
«видеть» в сказке, что добро побеждает зло;
- интегрировать содержание изучаемого с музыкой Римского-Корсакова к сказке.
Оборудование:
Портреты А.С. Пушкина и Римского-Корсакова.
Сказочный уголок: «Три чуда» (Белка, Тридцать три богатыря, Царевна-Лебедь).
Грамзапись «Три чуда».
Грамзапись (вступление): музыкально-литературная композиция Чернышовой по сказке А.С. Пушкина и опере Римского- Корсакова.
Картина М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Продолжаем читать тексты с изучением «Букваря». Но урок у нас будет необычный, а чем он необычный, вы сейчас увидите и услышите.
Звучит грамзапись «У лукоморья дуб зеленый...».
- А сказка эта - «Сказка о царе Салтане...».
2. Беседа.
(Дополнение: любовь к ним привила Пушкину няня Арина Родионовна).
- Многие сказки Пушкина вам знакомы. Но Пушкина можно много раз читать и перечитывать, всегда в знакомой, казалось бы, сказке, найдешь что-то новое, интересное.
3. Работа с учебником над текстом.
1) В учебнике - отрывок из сказки Пушкина. Прочитайте его «про себя» и ответьте, из какой сказки Пушкина эти строки. («Сказка о царе Салтане...»).
- А теперь прочитаем вслух эти строки выразительно, правильно.
2) Работа над текстом.
Дети! Будем учиться читать правильно, выразительно.
О ком говорится в четверостишье? (О волшебной белке).
Прочитайте о волшебной белке. Что делает белка?
Прочитайте, какие орешки грызет белка?
Кто хочет прочитать правильно, выразительно отрывок о белке?
3) Прочитайте о кораблике.
а / на море / красиво звучало /
Что значит - ветер «гуляет»? (На море просторно, привольно,нет преград, препятствий, ветер гуляет).
Прочитайте, как сказано о кораблике? И почему?
А о лодке или корабле так говорят?
Прочитайте, что помогает кораблику «бежать» вперед.
Посмотрите на иллюстрацию в учебнике.
Ветру на море просторно, он помог подняться и расправиться парусам. Паруса помогают кораблику бежать вперед.
Прочитайте еще раз об этом в стихотворении.
Давайте, дети, эти строки прочитаем еще лучше, правильно, выразительно, плавно.
Физминутка.
- Отдохнем. Поплыли по морю, волны большие. Посмотрим на левый берег, на правый. Море успокоилось. Мы приплыли.
4. Прослушивание музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Дети! Понравилась вам сказка?
Она понравилась и композитору Н. А. Римскому-Корсакову, и он написал музыку к этой сказке.
В этой сказке говорится о трех чудесах.
О каких трех чудесах говорится в сказке? Сказочный уголок вам поможет с ответом.
На дом вам было дано задание найти отрывки и выразительно прочитать о трех чудесах.
Кто хочет прочитать о первом чуде?
О белке читали в учебнике, в книге прочитаем подробнее.
(Показать иллюстрацию в учебнике.)
Послушайте, как эта тема звучит в музыке Римского-Корсакова.
Прослушивание музыки (белка):
а) Вступление. Громкая музыка. Трубный клич, призыв. Появление первого чуда.
б) Вот появилась праздничная, вся в сверканье колокольного перезвона тема сказочного города с его «златоглавыми церквями,
с теремами и садами».
в) Для характеристики белочки композитор использует русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».
- Основную мелодию исполняет музыкальный инструмент оркестра (показать).
г) Все ярче, затейливее звучит песенка. Помогла ли вам музыка представить себе белку?
- Какой вы ее себе представляете?
- Кто хочет прочитать о втором чуде?
Показ иллюстрации из «сказочного уголка» (тридцать три богатыря).
Прослушивание музыки:
а) Опять звучит трубная фанфара, целый оркестр исполняет эту тему. Призыв, появление второго чуда. Слышен грозный шум моря и на его фоне появляется богатырский марш.
б) Из морской пучины выходят сильные, крепкие 33 богатыря. Помогла ли вам музыка представить второе чудо? (Сильные, могучие воины охраняют покой города).
- Кто хочет прочитать о третьем чуде?(Пава - красиво, плавно, величественно).
- Михаил Александрович Врубель написал картину «Царевна-Лебедь» (показ картины).
- А музыка вам поможет ярче представить, как лебедь-птица превращается в прекрасную девушку.
Прослушивание музыки:
а) В третий раз зовет трубный клич, призыв к появлению третьего чуда.
Звучит вновь флейта, как будто раскачиваются волны.
б) Это еще лебедь-птица. Она волнуется, кричит. Море тоже волнуется.
в) Но вот лебедь-птица превращается в девушку. Мелодия стала напевной, похожей на русскую песню. Основную мелодию исполняет скрипка. У этого инструмента голос мягкий, теплый. (Показ иллюстрации).
— Какой вы представляете себе Царевну-Лебедь?
5. Заключительная часть урока.
Каков финал сказки: счастливый или грустный?
Почему? (Добро побеждает зло).
Правильно. Во всех сказках добро побеждает зло. Так и в жизни. Добро побеждает зло.
Закончилась сказка, закончился урок.
Понравился ли вам урок?
А чем он понравился?
6. Итог урока.
- И мне урок понравился. Почему? Отвечу я. Вы мне так помогли, хорошо работали. Старались, выразительно и правильно читали, отвечали на вопросы. Спасибо вам!
Дополнительный материал
Список литературы
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и Могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Библиотека «Первого сентября», «Я иду на урок в начальную школу. Чтение. ч. I».
Поурочные планы по литературному чтению. 1 класс.2007г.
8