СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Урок литературного чтения (интегрированный урок). А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина;

Урок литературного чтения (интегрированный урок).

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Урок литературного чтения (интегрированный урок). А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»»

Информационные технологии в деятельности уителя-предметника




















Сказки А.С. Пушкина



















Конспект урока

Урок литературного чтения (интегрированный урок).

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»


Цели урока: ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина;

  • продолжить работу по правильному, сознательному, выразительному чтению;

  • учить слушать и понимать музыку, представлять ли­тературных героев;

  • «видеть» в сказке, что добро побеждает зло;

- интегрировать содержание изучаемого с музыкой Римского-Корсакова к сказке.

Оборудование:

  1. Портреты А.С. Пушкина и Римского-Корсакова.

  1. Сказочный уголок: «Три чуда» (Белка, Тридцать три богатыря, Царевна-Лебедь).

  1. Грамзапись «Три чуда».

  1. Грамзапись (вступление): музыкально-литературная композиция Чернышовой по сказке А.С. Пушкина и опере Римского- Корсакова.

  1. Картина М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».



Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Продолжаем читать тексты с изучением «Букваря». Но урок у нас будет необычный, а чем он необычный, вы сейчас увидите и услышите.

Звучит грамзапись «У лукоморья дуб зеленый...».

- А сказка эта - «Сказка о царе Салтане...».

2. Беседа.

  • Дома вы прочитали эту сказку. Кто её написал? (А.С. Пушкин).

  • Правильно, А.С. Пушкин написал эту сказку.(Показать портрет поэта).

  • Давайте почитаем, что о нем сказано в «Букваре» (стр. 116).

  • Какие сказки Пушкина вам читали, вы слышали, кто-то сам чи­тал?

(Дополнение: любовь к ним привила Пушкину няня Арина Родионов­на).

- Многие сказки Пушкина вам знакомы. Но Пушкина можно мно­го раз читать и перечитывать, всегда в знакомой, казалось бы, сказке, найдешь что-то новое, интересное.

3. Работа с учебником над текстом.

1) В учебнике - отрывок из сказки Пушкина. Прочитайте его «про себя» и ответьте, из какой сказки Пушкина эти строки. («Сказка о царе Салтане...»).

- А теперь прочитаем вслух эти строки выразительно, правильно.

2) Работа над текстом.

  • Дети! Будем учиться читать правильно, выразительно.

  • О ком говорится в четверостишье? (О волшебной белке).

  • Прочитайте о волшебной белке. Что делает белка?

  • Прочитайте, какие орешки грызет белка?

  • Кто хочет прочитать правильно, выразительно отрывок о белке?

3) Прочитайте о кораблике.

а / на море / красиво звучало /

  • Прочитайте, что сказано о ветре? (Дует).

  • Как обычно говорят о ветре?

  • Что значит - ветер «гуляет»? (На море просторно, привольно,нет преград, препятствий, ветер гуляет).

  • Прочитайте, как сказано о кораблике? И почему?

  • А о лодке или корабле так говорят?

  • Прочитайте, что помогает кораблику «бежать» вперед.

  • Посмотрите на иллюстрацию в учебнике.

  • Ветру на море просторно, он помог подняться и расправиться парусам. Паруса помогают кораблику бежать вперед.

  • Прочитайте еще раз об этом в стихотворении.

  • Давайте, дети, эти строки прочитаем еще лучше, правильно, вы­разительно, плавно.


Физминутка.

- Отдохнем. Поплыли по морю, волны большие. Посмотрим на левый берег, на правый. Море успокоилось. Мы приплыли.

4. Прослушивание музыки Николая Андреевича Рим­ского-Корсакова.

  • Дети! Понравилась вам сказка?

  • Она понравилась и композитору Н. А. Римскому-Корсакову, и он написал музыку к этой сказке.

  • В этой сказке говорится о трех чудесах.

  • О каких трех чудесах говорится в сказке? Сказочный уголок вам поможет с ответом.

  • На дом вам было дано задание найти отрывки и выразительно прочитать о трех чудесах.

  • Кто хочет прочитать о первом чуде?

  • О белке читали в учебнике, в книге прочитаем подробнее.
    (Показать иллюстрацию в учебнике.)

  • Послушайте, как эта тема звучит в музыке Римского-Корсакова.

Прослушивание музыки (белка):

а) Вступление. Громкая музыка. Трубный клич, призыв. Появле­ние первого чуда.

б) Вот появилась праздничная, вся в сверканье колокольного пе­резвона тема сказочного города с его «златоглавыми церквями,
с теремами и садами».

в) Для характеристики белочки композитор использует русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».

- Основную мелодию исполняет музыкальный инструмент оркестра (показать).

г) Все ярче, затейливее звучит песенка. Помогла ли вам музыка представить себе белку?

- Какой вы ее себе представляете?

- Кто хочет прочитать о втором чуде?

Показ иллюстрации из «сказочного уголка» (тридцать три бога­тыря).

Прослушивание музыки:

а) Опять звучит трубная фанфара, целый оркестр исполняет эту тему. Призыв, появление второго чуда. Слышен грозный шум моря и на его фоне появляется богатыр­ский марш.

б) Из морской пучины выходят сильные, крепкие 33 богатыря. Помогла ли вам музыка представить второе чудо? (Сильные, могучие воины охраняют покой города).

- Кто хочет прочитать о третьем чуде?(Пава - красиво, плавно, величественно).

- Михаил Александрович Врубель написал картину «Царевна-Лебедь» (показ картины).

- А музыка вам поможет ярче представить, как лебедь-птица пре­вращается в прекрасную девушку.

Прослушивание музыки:

а) В третий раз зовет трубный клич, призыв к появлению третьего чуда.

Звучит вновь флейта, как будто раскачиваются волны.

б) Это еще лебедь-птица. Она волнуется, кричит. Море тоже волнуется.

в) Но вот лебедь-птица превращается в девушку. Мелодия стала напевной, похожей на русскую песню. Основную мелодию исполняет скрипка. У этого инструмента голос мягкий, теплый. (Показ иллюстрации).

Какой вы представляете себе Царевну-Лебедь?

5. Заключительная часть урока.

  • Каков финал сказки: счастливый или грустный?

  • Почему? (Добро побеждает зло).

  • Правильно. Во всех сказках добро побеждает зло. Так и в жиз­ни. Добро побеждает зло.

  • Закончилась сказка, закончился урок.

  • Понравился ли вам урок?

  • А чем он понравился?

6. Итог урока.

- И мне урок понравился. Почему? Отвечу я. Вы мне так помогли, хорошо работали. Старались, вырази­тельно и правильно читали, отвечали на вопросы. Спасибо вам!

Дополнительный материал




Список литературы

  1. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и Могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

  2. Библиотека «Первого сентября», «Я иду на урок в начальную школу. Чтение. ч. I».

  3. Поурочные планы по литературному чтению. 1 класс.2007г.

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!