Тема «Бюджет семьи»
Авторы:
Женихова Н.М., учитель начальных классов
Технологическая карта урока
Основные понятия: доходы семьи, расходы семьи, бюджет, виды бюджета.
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Цель урока:
Сформировать у обучающихся умение рационально использовать денежные средства из доходов получаемой семьёй
Задачи:
1. Повторить и обобщить полученные ранее теоретические знания о доходных и расходных частях семейного бюджета.
2. Развивать умение рационально мыслить при планировании семейного бюджета и предстоящих статей необходимых расходов.
3. Воспитывать бережное отношение к поступающей в семейный бюджет денежным средствам.
Планируемые результаты
Предметные образовательные результаты:
Составлять и распределять бюджет семьи.
Метапредметные образовательные результаты:
Уметь правильно распределять и вычислять денежные суммы. Грамотно формулировать свои доводы в диалогах.
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
выстраивать уважительно-доброжелательное отношение к тому, кто не похож на тебя;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- оценка верности выполнения действий;
умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Коммуникативные:
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Организационный момент | Разделение на группы | Каждая команда – это семья (бабушка, дедушка, мама, папа, 3-4 ребенка) | У каждой группы карточки семьи с заданными параметрами |
Актуализация субъектного опыта учащихся | Актуализация знаний. Обозначение проблемы | Обучающиеся в группе обсуждают ответы на поставленный вопрос | Для чего нужно планировать бюджет семьи? |
Изучение новых знаний и способов деятельности | Что такое доходная часть бюджета? Что такое расходная часть бюджета? | - это денежная прибыль, получаемая членами семьи. – это общие финансовые затраты семьи на какие-то приобретения, покупки | бюджет сбалансированный бюджет дефицитный бюджет избыточный |
Первичная проверка понимания изученного | Выдает группам таблицы, что входит в доходы и расходы семьи | Доходы: 1. Заработная плата членов семьи 2. Пенсии, стипендии, пособия 3. Доход от личного подсобного хозяйства 4. Доход от других источников (ценные бумаги, сдача недвижимости и других средств в аренду; выплаты и льготы от общественных организаций; от предпринимательской деятельности) | |
Применение изученного Обобщение и систематизация | Выдает группам маршрутные листы | Определить вид бюджета у своей группы. Прохождение станций по маршрутному листу. | |
Рефлексия | Подведение итогов прохождения по станциям | Оценивание работы в группы, личная рефлексия | |
Домашнее задание | Предлагает обсудить обучающимся со своими родителями бюджет семьи на месяц | | |
Список литературы
Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010.
Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
Сасова И.А., Землянская Е.Н. Тетрадь творческих заданий, 2 класс, 2012.
Матвеев Э.В. «Дима и Совенок», 2014.
Книги серии «Деньги? Деньги…Деньги!»
Приложение
Пример карточки семьи
Семья _________________________________(сами называют фамилию)
Состав: мама, папа, бабушка, 3 детей (школьник, школьник, ребёнок д/сада)
Доходы семьи:
Заработная плата папы: 55 000 рублей
Заработная плата мамы: 30 000 рублей
Пенсия бабушки: 14 000 рублей
Зарплата дедушки: 21 000 рублей
Примеры станций
Станция № 1 «Вопросы». Участникам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.
1. Что такое бюджет?
2. Что такое доход?
3. Что такое деньги?
4. Назовите денежные единицы трех разных стран.
5. Что такое расходы?
6. Что такое семейный бюджет?
Станция № 2 «Мудрые мысли». Командам необходимо составить пословицы и поговорки.
Пословицы:
Не было ни гроша – да вдруг алтын
Восьми гривен до рубля не хватает
Пожалел алтын – потерял полтину
Три денежки в день – куда хочешь, туда и день
Лучше на гривенник убытку, чем на алтын стыда
Сделал на пятак, а испортил на гривенник
Старинное название денег | Современное значение |
алтын | 3 копейки |
грош | 2 копейки |
гривна (гривенник) | 10 копеек |
полтина | 50 копеек |
денежка | 1\2копейки |
пятак | 5 копеек |
Станция № 3 «Покупки». Участникам необходимо выбрать основные виды продуктов для продовольственной корзины «семьи» на месяц из предложенных. При выборе продуктов, необходимо учитывать условия семьи, роль которой они играют. Также участникам необходимо сделать запись в расходах в таблице «бюджет семьи». Свой выбор игроки должны обосновать.
Станция № 4 «Меню». Команда предлагается выбрать карточки, на которых изображен набор продуктов. Задача команде – составить бюджетное меню на 3 дня (завтрак, обед и ужин) используя различные варианты блюд из предложенных продуктов. Условие – варианты блюд не должны повторяться. Используя данные «потребительской корзины» рассчитать стоимость трехдневного меню.