Куликова Наталья Павловна, учитель СБО
КОУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская школа
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Интегрированный урок по теме «Бюджет семьи» (СБО и математика) был проведён 20.03.2015 года в 8 классе в рамках программы семинара - практикума «II Окружные психолого-педагогические чтения. Организация обучения и воспитания детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС для обучающихся с нарушениями интеллекта ».
Цель: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме «Экономика домашнего хозяйства»
Задачи:
-упражнение в выполнении математических действий с многозначными числами;
-развитие познавательной способности учащихся на основе упражнений;
-воспитание интереса к урокам СБО и математики, мотивации учебной деятельности.
Словарь: бюджет, зарплата, пенсия, стипендия.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация (задания и правильные ответы для самопроверки); карточки - задания «Обязательные и текущие расходы семьи»; карточки-тесты на каждого учащегося.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме «Экономика домашнего хозяйства»; закрепление навыков математических действий с числами.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Разминка: « Загадки – складки и загадки- обманки»:
-Знают все ребята в мире: дважды два всегда…(четыре).
-Чем украсим мы тетрадь? Ну, конечно ,цифрой…(пять).
-Знайте ,шестёрка у нас акробатка: вниз головой это будет…(девятка).
-А теперь, ребята, предлагаю удвоить внимание, т.к. «раньше рифма помогала, а теперь коварной стала. Ты, дружок, не торопись, на крючок не попадись!»
-Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается: (не два, а шесть).
-Пакет молока на весах если взвесить, то стрелка весов вам укажет на: (один).
-Отличник тетрадкой своею гордится : внизу, под контрольной стоит: (пять).
-На уроках будешь спать – за ответ получишь: ( не пять, а два).
2. Введение в тему.
Стихотворение:
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
-Можно ли купить столько товаров на три копейки? (нет).
-Почему? Как вы считаете? (потому что, три копейки это мало денег).
Учитель: Сегодня на уроке вам понадобятся знания ,которые вы получили на уроках математики, СБО. Здесь уместно вспомнить пословицу «Каков работник, такова ему плата».
-Ребята, сейчас вам необходимо выполнить цифровое задание, чтобы узнать ключевое слово, которое будет использоваться на уроке.
Цифровое задание: расшифровать ключевое слово.
73=ю 91=т
20=ж 40=д
42=б 10=е
Примеры для решения:
Буква 1 (126:3=) Буква 2 (365:5=) Буква 3 (73+7-40=)
Буква 4 (160:4-20=) Буква 5 (25:5+5=) Буква 6 (273:3=)
(Бюджет)
Обобщение учителя.
Тема урока: « Бюджет семьи».
-Что такое бюджет? ( Бюджет - это структура доходов и расходов за определённый период времени (неделю, месяц, год ).
- Что же такое доход семьи и из чего он складывается? Мама и папа работают. Что они получают за свой труд (Зарплату).
-В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка ? ( Пенсию).
-Дочка учится в училище и за хорошую учёбу получает: Что? (Стипендию).
-Что ещё может приносить доход семье? (пособия, доход от приусадебного хозяйства, от сдачи жилья, дачи в наём и другое).
-Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц, если известно, что мама за свой труд повара получает 12000 рублей, папа работает на стройке и получает 23000 рублей, дочка за учёбу в училище получает 1600 рублей. Какой же общий доход семьи за месяц?
Задание. Подсчёт совокупного дохода семьи (49100 рублей).
-В этом месяце дочь не очень хорошо училась и не получила стипендию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? (Уменьшились). На сколько?
-Папа хорошо работал и получил 3000 рублей премии. Что такое премия? (Премия - это деньги, которые получают дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе). Каким стал семейный бюджет?
-Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.
-На что расходуются деньги в семье? Какие бывают расходы? (обязательные и текущие).
-Сейчас предлагаем вам выполнить задание на карточках парами. Посовещавшись друг с другом, распределите расходы семьи на две группы: обязательные и текущие.
-Прежде чем мы начнём подсчитывать расходы семьи, необходимо проверить как вы ориентируетесь в ценах на продовольственные и промышленные товары.
-Предлагаю вам рассмотреть на экране изображения товаров с ценниками. Как вы думаете, нет ли ошибок?
-Действительно, все ценники перепутаны. Вам необходимо исправить ошибки –на плакате прикрепить ценники к соответствующим товарам.
Упражнение «Товар и цена».
-Проверьте правильность выполнения задания.
-Вы хорошо ориентируетесь в ценах на товары. Можно выполнять следующее задание- подсчитывать расходы семьи.
Задача. Расходы семейного бюджета.
-Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаю вам ещё одно задание-тест.
Тест «Экономическая игротека»
4. Итог урока.
-Вы хорошо сегодня потрудились. Молодцы!
Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (много трудиться).
-Как вы думаете, что нужно для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?
-Вспомним пословицы о труде:
-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
-Кто любит труд, того люди чтут.
-Труд человека кормит, а лень портит.
5. Рефлексия. Давайте закончим наш урок афоризмами.
-Важно не то, сколько ты зарабатываешь, а на что тратишь.
-Живи по средствам, даже если для этого необходимо залезть в долги.
-Концы с концами можно сводить без конца.
-Если бы то, что человеку достаточно, удовлетворило его, он был бы вполне обеспечен.
Где пригодятся знания о семейном бюджете?