Объяснение темы урока Цель: пробудить ассоциации, вызвать интерес к теме урока. | - Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своем рассказе «Уроки французского». На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко жилось главному герою вдали от родных, и увидели, как в этом ребенке уже так рано проявились такие важные качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надежного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны. - Сегодня мы поговорим о роли учителя в судьбе героя рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», о значении доброты и душевной щедрости в жизни человека. Эпиграфом к уроку я взяла слова английского поэта и драматурга Бенджамина Джонсона «Добрые люди подобно звездам, озаряют свои времена» (на доске). | |
Вопросы на выявление вторичного восприятия Цель: обеспечить самостоятельность наблюдения за образами героев произведения | Эпизод «Посылка»: с.109, ученик и следят по тексту, текст Фонохрестоматия. - Почему затея с посылкой учительнице не удалась? - Попробуйте раскрыть позицию учительницы, не подписавшей посылку для своего ученика, и позицию героя, отказавшегося от полученного им подарка. - Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? - Зачем Лидия Михайловна начинает играть с мальчиком на деньги? - Как постепенно меняется характер их отношений? Кого находит главный герой в лице Лидии Михайловны? (Зачитать эпизод игры, обратить внимание на внешний вид Лидии Михайловны, сравнить с внешним видом эпизода беседы). Чем заканчивается игра? - Согласны ли вы со словами директора, что это «преступление, растление, совращение»? - Почему Л. М. не объяснила свой поступок директору? (Не разобравшись, обвинил в самых страшных грехах. Он бы ничего не понял – не такой человек). – Каким в рассказе описывается директор школы? (стр. 101 «Директор, Василий Андреевич, так и спрашивал провинившегося». Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался». Он не способен понять ребенка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости.) - Какой прием использует автор в описании Л. М. и директора? (противопоставление). | Обратить внимание учеников на то, как поступает Лидия Михайловна и почему. |