СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Условия жизни организмов» 5 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Условия жизни организмов» 5 класс.»

Биология

5 класс

10.09.19

Урок № 2

Учитель Макаренко Ж.Д.

Тема урока: «Условия жизни организмов».

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о природном объекте - планета Земля, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы; формирование первичных представлений об оболочках Земли.

Задачи: Образовательные: ввести новые понятия литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, показать, что биосфера особая оболочка Земли.

Развивающие: развивать умения работать в группе, с учебником, дополнительной литературой, развивать интерес к изучению природы; осознание себя как части целостности природы, осознание значения оболочек для жизни и деятельности человека;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные: закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных условий для жизни организмов, сформировать представления об отличительных особенностях различных сред.

Метапредметные: Личностные УУД: формировать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Коммуникативные УУД: формировать компетентности в общении.

Познавательные УУД: формулируют ответы на вопросы учителя; воспроизводят по памяти ранее полученную информацию о растениях и животных, называют условия, необходимые для жизни, приводят примеры влияния среды на человека.

Регулятивные УУД: дают определения литосферы, гидросферы, биосферы.

Методы обучения: технологии критического мышления, проблемный, частично-поисковый, здоровье сберегающие технологии, игровой технологии.

Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Понятия: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

Оборудование: плакат «Оболочки Земли», раздаточный материал, учебник «Биология. 5-6 класс» авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.

Тип урока: усвоения, применения знаний, умений и навыков.

Ход урока.

I. Организационный этап. Приветствие, проверка общей готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Устный опрос.


  • Что служит предметом изучения биологии?

  • Почему живой организм представляет собой единое целое?

  • Почему человек с древних времен изучал живую природу?

  • Какие направления выделяют в современной биологии?

  • Дайте определение биологии.


III. Мотивация учебной деятельности.

Определение темы урока.

Почему на Земле так много разных животных и растений не похожих друг на друга?

И это все существует на нашей планете Земля. Земля – наш общий дом, и мы все соседи по планете. А что значит хорошо?

Давайте подумаем, что же надо, чтобы и растениям и животным было хорошо. Рыбам хорошо в воде, кроту в земле, птицам в воздухе это их дом , местообитания.

Сегодня мы с вами изучим условия, необходимые для жизни организмов.

Предлагают постановку цели урока.

IV. Усвоение новых знаний.

Наша планета - космическое тело, одна из восьми планет Солнечной системы. В центре Солнечной системы находится Солнце- звезда, раскалённый шар.

Жизнь на нашей планете зародилась благодаря сочетанию многих факторов. Земля находится на благоприятном расстоянии от Солнца - не слишком сильно нагревается днем и не переохлаждается в ночное время. Земля имеет твердую поверхность, и на ней существует вода в жидком состоянии.

Работа с учебником страница 10.

Ознакомьтесь с текстом параграфа и составьте схему связи Земли и космоса.

Схема

Растения



Фотосинтез Дыхание



СО2,  О2 О2, СО2 + пары воды.

Животные

Дыхание

О2, СО2 + пары воды.

Вывод: растения выполняют космическую роль

V.Первичная проверка понимания.

Технология критического мышления.

Приём кластер. Предполагают оболочки Земли. По мере изучения заполняют схему.

Оболочки Земли.





Литосфера Атмосфера Гидросфера



Воздушная оболочка окружает Землю, предохраняет её от жесткого космического излучения и «бомбардировки» метеоритами. Воздушная оболочка - атмосфера, простирается над Землей до высот 2-3 тысяч км, но большая ее часть сосредоточена у поверхности планеты. Атмосфера удерживается силой притяжения Земли, поэтому с высотой её плотность уменьшается. Атмосфера содержит кислород, необходимый для дыхания живых организмов. В атмосфере находится слой озона, так называемый, защитный экран, который поглощает часть ультрафиолетовой радиации Солнца и защищает Землю от избыточных ультрафиолетовых лучей.

Из иллюминаторов космических кораблей поверхность Земли кажется голубой. Этот цвет ей придает гидросфера - водная оболочка Земли. Занимает она ¾ поверхности нашей планеты. Гидросфера включает в себя всю воду планеты - в твердом, жидком и газообразном состоянии. Гидросфера - это моря и океаны, реки и озера, подземные воды, болота, ледники, водяной пар в воздухе и в живых организмах. Водная оболочка перераспределяет тепло, поступающее от Солнца. Медленно нагреваясь, водные толщи Мирового океана накапливают тепло, а потом передают его атмосфере, что смягчает климат на материках в холодные периоды.

Твердая оболочка Земли, или литосфера. Состоит из горных пород и минералов. Литосфера разделена на крупные блоки - литосферные плиты. В результате взаимодействия живых организмов с неживой природой образуется уникальное природное тело-почва.

Оболочка Земли, в которой существует жизнь во всех ее проявлениях - биосфера. Она включает самую верхнюю часть литосферы, гидросферу и приземную часть атмосферы.

Между всеми оболочками Земли и ее живыми обитателями существует тесная связь. Живые организмы распространены в биосфере неравномерно.

Живые организмы в основном обитают на границах между литосферой, гидросферой, т.е. на поверхности Земли (в почве), в верхних слоях вод океанов и морей.

Условия для распространения жизни в биосфере:

  1. Достаточное количество воды.

  2. Оптимальное содержание различных газов.

  3. Необходимое содержание минеральных веществ.

  4. Защита от солнечного излучения.

  5. Благоприятный температурный режим.

Здоровье сберегающие технологии.

Физкультминутка.

Хочешь быть здоров всегда

Повторяй за мной тогда.

Потянулись все вперед,

Разминаем пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Молодцы все девочки и мальчики.

Теперь наклоны головой,

Из стороны в сторону.

Поживее, не ленитесь,

И будет все здорово.

Вращения плечами начинай,

Чтоб прогнать усталость.

И не посетить тогда,

Твое тело слабость.

Разминка всем нужна всегда.

Ну что ребята, отдохнули? Да!



VI. Обобщение и систематизация знаний.

Игровые технологии.

Задания для проверки знаний.

1.Установите соответствие между названием оболочек Земли и их описанием. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Запишите цифры выбранных ответов.


Оболочки Земли Описание

А Биосфера 1. Воздушная оболочка

Б Атмосфера 2. Водная оболочка

В Гидросфера 3. Твёрдая оболочка

Г Литосфера 4. Область планеты, в которой существует жизнь.


2.Выберите из предложенных терминов лишний и обоснуйте свой выбор: литосфера, атмосфера, луна, гидросфера, биосфера.

Лишним является термин________________________________________________

Его можно считать лишним потому, что ___________________________________



VII. Коррекция новых знаний и способов действий.

Выполнение тестовых заданий

3.Тесты.

1. Связь Земли и космоса осуществляют

А) животные Б) грибы В) листья растений Г) корни растений

2. Озоновый слой

А) находится в литосферы Б) находится в гидросфере

В) защищают всё живое Г) пагубно влияет на всё живое

3.Атмосферу обогащают кислородом

А) животные Б) растения В) грибы Г) люди

4. Живые организмы могут жить

А) только в гидросфере Б) только в литосфере

В) только в атмосфере Г) в литосфере, гидросфере, атмосфере.

5. Как называется твёрдая оболочка Земли.

А) литосфера Б) гидросфера В) атмосфера Г) биосфера


Ключ ответов.

№1 А-4 Б-1 В-2 Г-3

№2 Луна, спутник Земли.

№3 1-В, 2-В, 3- Б, 4- Г,5-А

Взаимопроверка.

№1 вопросы с 1-4 оцениваются в 0,5 бала.

№2 Оценивается в 2 балла, если ответ на первый вопрос- 1 бал, если с объяснением- 2 бала

№3 вопросы с 1-5 оцениваются в 1 бал.

9- баллов - «отлично»

7-8 баллов - «хорошо»

6-5 балла - «удовлетворительно»

4 и менее баллов- «неудовлетворительно»



1.На уроке я работал  (активно/пассивно)

2.Своей работой на уроке я   (доволен/не доволен)

3. Урок для меня показался    (коротким/длинным)

4.За урок я  ( не устал/устал)

5. Мое настроение     (стало лучше/стало хуже)

6. Материал урока мне был  (понятен/не понятен, полезен/бесполезен).              

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.



IX.Домашнее задание § 2, выучить термины, ответить на вопросы в конце параграфа. Творческое – написать интересные сведения о любой оболочке Земли (загадки, пословицы, поговорки, интересные факты и другое).




























Приложение 1 Маршрутный лист


Дата________________ ФИ__________________________________________


Тема урока: ________________________________________________________________


Ознакомьтесь с текстом параграфа и составьте схему связи Земли и космоса.

Схема

Растения



_____________ _________________________



СО2,  О2 О2, СО2 + пары воды.

Животные

_ ____________

О2, СО2 + пары воды.

Вывод:_____________________________________________________________________


Заполнение схемы.

Оболочки Земли.



? ? ?

___________ _________ ____________


Биологический словарик. Запишите определения.

Атмосфера__________________________________________________________________


Гидросфера_________________________________________________________________


Литосфера__________________________________________________________________


Биосфера___________________________________________________________________


Задания для проверки знаний.

1.Установите соответствие между названием оболочек Земли и их описанием. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Запишите цифры выбранных ответов.





Оболочки Земли Описание

А Биосфера 1. Воздушная оболочка

Б Атмосфера 2. Водная оболочка

В Гидросфера 3. Твёрдая оболочка

Г Литосфера 4. Область планеты, в которой существует жизнь.


2.Выберите из предложенных терминов лишний и обоснуйте свой выбор: литосфера, атмосфера, луна, гидросфера, биосфера.

Лишним является термин________________________________________________

Его можно считать лишним потому, что ___________________________________



3.Тесты.

1. Связь Земли и космоса осуществляют

А) животные Б) грибы В) листья растений Г) корни растений

2. Озоновый слой

А) находится в литосферы Б) находится в гидросфере

В) защищают всё живое Г) пагубно влияет на всё живое

3.Атмосферу обогащают кислородом

А) животные Б) растения В) грибы Г) люди

4. Живые организмы могут жить

А) только в гидросфере Б) только в литосфере

В) только в атмосфере Г) в литосфере, гидросфере, атмосфере.

5. Как называется твёрдая оболочка Земли.

А) литосфера Б) гидросфера В) атмосфера Г) биосфера


Взаимопроверка.

№1 вопросы с 1-4 оцениваются в 0,5 балла.

№2 Оценивается в 2 балла, если ответ на первый вопрос- 1 бал, если с объяснением- 2 бала

№3 вопросы с 1-5 оцениваются в 1 бал.

9- баллов - «отлично»

7-8 баллов - «хорошо»

6-5 балла - «удовлетворительно»

4 и менее баллов- «неудовлетворительно»



Оценка ______________

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!