СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 1 классе по теме "Где живут белые медведи?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 1 классе по теме "Где живут белые медведи?"»

Конспект урока по окружающему миру по теме «Где живут белые медведи?»

«Школа России», 1 класс

Урок-путешествие по предмету

«Окружающий мир» в 1-ом классе.


Тема урока: «Где живут белые медведи».

Тип урока: урок «открытия нового знания

Цель урока:

Создание условий для формирования понятия “Северный полюс, «Южный полюс»;

развитие познавательного интереса о животном мире этих районов;

контролирование уровня усвоения программного материала.

Задачи:

Образовательные: формировать у учеников представления о разнообразии природы Земли; познакомить детей с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром;

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;

Развивающие: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки.

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся)

Предметные результаты:

знать, что на Земле есть очень холодные районы — Северный Ледовитый океан и Антарктида;

находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их;

приводить примеры животных холодных районов.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

осуществлять самоконтроль;

рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

понимать необходимость охраны животных холодных

районов.


Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; работать в парах.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная; парная.

Дидактический материал и оборудование:

  • Картинки с изображением белого медведя и пингвина

  • Глобус

  • презентации; экран; глобус; рисунки с изображением животных Северного Ледовитого океана, Антарктиды; записи песен «Колыбельная медведицы»(слова Ю.Яковлева, музыка Е. Крылатова), «Пингвины»(слова Н.Соловьёвой, музыка М.Протасова)

снежинки; карточки для самостоятельной работы; рисунки Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха; слайды из презентации «Где живут белые медведи?»

































Технологическая карта урока





1.Организационный момент. (1-2 мин)

Дети рассаживаются по картинкам, которые выбирают на столе.

У- Ребята, сегодня у нас на уроке гости, повернитесь, поприветствуйте гостей!

Эмонациональный настрой


Здравствуйте, ребятки!

Всё ли у вас в порядке?

Готовы ли вы трудиться?

Ну что ж, не будем лениться.

Проверим, все ли на месте

И сядем все тихо вместе.





2.Актуализация знаний. (3 мин)

1) По сигналам- светофорам

Игра «Да – нет » СИГНАЛЫ

Да – зелёный, нет - красный

-Вторник идет после воскресенья.(нет)

-В году 4 времени года. (да)

-В неделе 7 дней. (да)

-Осенью на деревьях распускаются листья(нет)

-Весна приходит после зимы (да)

-В понедельник все люди отдыхают.(нет)

-Осенью желтеют и опадают листья(да)

-Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи (да)

-Суббота идёт после пятницы.(да)



2)Суббота, понедельник, среда, воскресенье, вторник, пятница, четверг

  • Поставить в правильном порядке.

3)осень, зима, весна, май, лето

  • Найдите лишнее слово (май, т.к.это месяц, а осень, зима, весна, лето – это времена года.

- А какое время года заканчивает месяц май?

- Ребята, а после весны к нам придёт какое время года? ( лето)

МОЛОДЦЫ

- А сейчас какое время за окном у нас? ( зима)

- Прослушайте загадки о животных, которые любят зиму.





3.Самоопределение к деятельности (2 мин)

Загадка :

  • Среди снегов и льда не голодает,

За рыбой в холодную воду ныряет.

Густая белая шерсть спасает,

В морозы согревает. (белый медведь)









Загадка :

  • В чёрных фраках, в белых майках круглый год

Ходит удивительный народ (пингвины) СЛАЙД 2



- Кто знает ,где живут эти животные ?

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке .(О животных , которые живут в холодных районах)

-Какая же тема урока сегодня? ( прочитать на слайде) (7 мин)



СЛАЙД 3

- Чтобы вы хотели узнать на этом уроке?

  1. Есть ли холодные районы на Земле?

СЛАЙД 3

  1. Где они находятся на и на глобусе и карте?


  1. Приводить примеры животных живущих в холодных районах.



  1. Узнаем охотиться ли белый медведь на пингвинов.





- А как ответить на этот вопрос нашему любознательному Муравьишке? картинка

б) Сценка « Встреча белого и бурого медведей».

Автор: Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом. Он сказал:

Б.медведь: - Ты что это, бурый по моей земле ходишь?

Бур.медведь: - Когда она у тебя была, земля – то?

Твое место в море!

Твоя земля – льдина!

Автор: - Они схватились, и началась борьба. Но не одолели один другого. Первым заговорил бурый.

Бур.медведь: - Ты белый, оказывается сильнее. Но я ловчее и увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы с тобой братья.

Автор: - Белый медведь сказал:

Бел.медведь: - Верно. Мы с тобой братья, и делить нам не чего.

Бур.медведь: - Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.

Бел.медведь: - А мне не чего делать в твоих лесах.

Автор: - С тех пор, хозяин леса живет в лесу, хозяин моря живет в море и никто друг другу не мешает.


Учитель: - Ну, где же, где живут белые медведи?

Ученик:- Да, их земля – льдина, а вода- море.



Ребята, а хотите узнать как и где живут белые медведи? (Ответы детей)

- Муравей Вопросик приглашает отправиться в путешествие на север, чтобы узнать, где и как живут белые медведи.


-Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?  СЛАЙД4


Лети, лети, лепесток СЛАЙД 5
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг. В руках лепесток
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Вели оказаться там, где живут белые медведи.

– Посмотрите, ребята, где мы оказались? СЛАЙД6
– На севере.
– Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым.

4.Работа в группах ( 2 мин)

Правила работы в группах повторим

Правила





1-ая группа у нас - белые медведи

2-ая группа - пингвины

3- яя группа - птицы холодных полюсов

- Найдите на столах карточки с заданиями.

- Рассмотрите рисунок.

-Обведите ручкой в кружок то, что понадобится на севере.

- Проверяем.

-Что нам понадобится на севере?


-Учитель спрашивает по 1 человеку из групп.


СЛАЙД 7

-А теперь давайте определим наш маршрут.

- И для этого нам понадобится глобус.

- Ребята, а что такое глобус? ( модель Земли)

- А вот здесь находится север на глобусе? «С»



5.Продолжение темы


СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС- Д

У- На Земле есть очень холодный район – Северный Ледовитый океан. Северный Ледовитый океан



Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе расположен Северный полюс – Арктика.



Арктика-Д




-Отправляемся в путешествие! В Арктику!

 СЛАЙД 6

- Острова Северного Ледовитого океана – Арктика. Эта территория отличается своеобразной погодой. Здесь долгая зима и очень короткое лето.


Снег лежит почти круглый год. Температура в это время может опускаться до- – 60 градусов.  СЛАЙД 7

холодно зимой и летом


- Несмотря на то, что в Арктике очень холодно, там можно встретить некоторых животных

  СЛАЙД 8

-Посмотрите, ребята кто нас встречает?


Картинки медведь, морж, поморник


- Назовите известных вам животных.


-Может быть кто-то из вас знает что-то про этих животных.


Сообщения детей 1-ой группы БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ-Д

СЛАЙД 9

Белый медведь  — один из самых крупных наземных хищников.

Вот он хозяин Арктики. Белый медведь – это самое большое хищное животное на Земле. Он весит около 700 кг, а длина его тела достигает 3 м. Всё туловище медведя покрыто белым мехом, который прекрасно сохраняет тепло тела. Поэтому медведю не страшны даже самые лютые морозы. Белые медведи нигде, кроме Арктики, не живут. Медведь занесён в Красную книгу. 

Белые медведи отличные пловцы и могут часами находиться в ледяной воде. Много времени проводят они на плавающих льдинах и редко уходят в глубину суши.

Излюбленная пища медведей – рыба, тюлени, птицы. Даже моржи могут стать его добычей.

Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1 – 2 месяца на свет появляются 2 – 3 медвежонка, которые спят вместе с мамой в тёплой берлоге до весны.

У– А вот как медведи строят свои ледяные берлоги?

МУЛЬТФИЛЬМ УМКА СЛАЙД 10

У- Следующий зверь Арктики. Морж-Д

МОРЖ


Живёт так же в Арктике морж. Этот великан не боится медведей. 
Хотя у моржа острые могучие клыки, сам по себе он безобидный. 
Клыки ему нужны для того, чтобы выкапывать из ила раковины 
и съедать их содержимое  СЛАЙД 11


В Арктике живут и птицы.

ПОМОРНИК( обучающиеся 3-ей группы выступают) Поморник-Д

Поморник

Поморники похожи на чаек, однако отличаются от них темной окраской оперения.  СЛАЙД 12

У -А что же помогает зверям и птицам Арктики выжить в таких суровых условиях? (Толстый слой жира.Густой мех или пух.)


У- А почему у них лапы не замерзают? (Строение лап: когти, мех на подошвах, перепонки между пальцами.)


У- Ребята, как вы думаете, откуда мы можем получить информацию о Северном полюсе?

-Живут ли там люди?

-Что они там делают?

-Что изучают? (ответы детей)

У-На побережье Северного Ледовитого океана на дрейфующих льдах создают научно-наблюдательные пункты – полярные станции СЛАЙД 13



У-Однажды учёным посчастливилось увидеть на небе яркие разноцветные вспышки огней. Они то бледнели, то снова загорались ярким светом.

- Как вы думаете, что это было?

-Верно, это северное сияние. Оно может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.

СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ-Д

У- Посмотрите как выглядит северное сияние и немного расслабтесь.

ФИЛЬМ О СЕВЕРНОМ СИЯНИИ СЛАЙД14

У- Так какие же животные живут в Арктике?

У- А как же они приспособились к суровому климату?





У– На Земле есть два полюса: Северный и Южный. (Учитель показывает детям на Глобусе). « Ю»

На Южном полюсе ЮЖНЫЙ ПОЛЮС-Д

расположен материк

(участок суши), который Антарктида

называется Антарктида. АНТАРКТИДА-Д

СЛАЙД 15

У- Здесь тоже очень холодно. Дуют сильные ветры. Температура воздуха зимой достигает -60 градусов. Однажды было зафиксировано -89 градусов мороза.

Летом температура воздуха -30 градусов.

У– Как вы думаете, надо ли нам снимать тёплую одежду, когда мы окажемся на Южном полюсе? (ответы детей)

У- Но и здесь мы можем увидеть жизнь. Кого мы можем увидеть? (ответы детей)


У- Давайте отдохнем с жителями Антарктиды и угадаем их. СЛАЙД 15

6.ФИЗМИНУТКА(2 м) ПИНГВИНЫ-Д

(5 мин) СЛАЙД 16

У- Так какие же животные встретились нам в Антарктиде? Картинка пингвина

У- Кто такие пингвины?


КИНОФИЛЬМ СЛАЙД 17


У- А что ещё можно добавить о пингвинах?

Сообщения детей 2 ой группы

Пингвины – это морские (птицы). Рост их около 1 (метра)

Голова и спинка (чёрные), а на брюшке перья ослепительно (белые). Пингвины не умеют летать, т. к. вместо крыльев у них лапы- (ласты), которые помогают им отлично (плавать). Слой жира под кожей и тысячи тонких пёрышек по всему телу помогают переносить лютый (холод).

Они очень любят играть и резвиться, катаясь с гор. Питаются пингвины рыбой.

7.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ1 ( 3мин)

- Какие ещё звери и птицы живут на ледяном материке?

- Откройте учебники на странице 13 и рассмотрите картинку.

- Кого ещё можно назвать. (ответы детей)

АЛЬБАТРОС-Д


Сообщения детей 3- ей группы

( 3 группа)

Альбатрос. Альбатрос — очень большая и сильная птица. В день она может свободно пролететь до 1000 км. Эта птица способна неделями не видеть сушу, проводя всё время над морской волной. Гнездится альбатрос на скалистых островах с высокими берегами. Таким образом, птица старается максимально обезопасить своё потомство от различных наземных хищников. Самка совместно с самцом делает гнездо. Представляет оно из себя ямку глубиной в 25-30 см. В диаметре она достигает полметра. Устилают её травой, мхом и листьями. Яйцо всегда одно и большое.

СЛАЙД17


У- Ещё какого зверя вы увидели?



МОРСКОЙ ЛЕОПАРД-Д


Морской леопард. Своё название получил благодаря пятнистой шкуре, а также из-за весьма хищного поведения. У морского леопарда очень обтекаемое тело, позволяющее развивать в воде большую скорость. Морской леопард может погружаться на глубину до 300 м. Он постоянно охотится на тюленей и пингвинов. Вес самцов составляет около 270 кг, а у самок он достигает 400 кг.


СЛАЙД17

У- Живут на этом материке и рыбы и одна из них это- ледяная рыба.


ЛЕДЯНАЯ РЫБА-Д


Ледяная рыба


Ледяная рыба. Ледяная - рыба обладает очень вкусным и нежным белым мясом. Эта рыба крупный придонный хищник, питающийся мелкой рыбкой. Глубина обитания ледяной рыбы от 5 до 800 м.

СЛАЙД 17



У- Скажите ребята, а есть ли белые медведи на Южном полюсе? Увидели ли мы их?



У-Ребята, на доске ещё одно словосочетание. ЛЕДЯНАЯ ГОРА-Д

На нём написано ледяная гора. АЙСБЕРГ-Д

У-Как эту гору назвать одним словом? (айсберг)

У-Айсберг – это ледяная гора, свободно плавающая в море или в океане.

Они бывают разной формы. Их подводная часть намного больше той, которая находится над водой.

У -Айсберги представляют большую опасность для кораблей. Одно из самых известных столкновений было с «Титаником» в 1912 году. СЛАЙД 18





Несмотря на опасности, люди научились использовать айсберги в своих целях.

1. Айсберги-хранилища чистой питьевой воды.

2. На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз

3. Используется в качестве огромного ледокола для судов.

СЛАЙД 19


У- Ребята, назовите животных южного полюса.


У-Вот, ребята, как много мы сегодня узнали и посмотрели.

- Пора возвращаться домой.

Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Будь по моему вели

Вели чтобы мы оказались в классе. СЛАЙД 20

8.Работа по учебнику 2 (3 мин)

У-Давайте рассмотрим страницы учебника-с.12-13 и ответим

на вопрос Муравьишки:

У- Одинаковые ли животные птицы живут на разных полюсах Земли?


У-Охотятся ли белые медведи на пингвинов?( Не охотятся, так как эти животные обитают на разных полюсах.)


У-Вы все хорошо работали и пришли к единому выводу,


У- Прочитаем его в учебнике стр.13 СЛАЙД 21


9.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)


10.Работа в тетрадях. (2 мин)


Откройте тетради на странице 11 и выполните задания в группах:

1 задание группе белые медведи

2 задание группе пингвины

3 задание группе птицы


Проверка по 1 человеку из группы.

СЛАЙД22


У-Молодцы! Никто из вас не ошибся.

Значит, вы хорошо усвоили, где живут животные и птицы холодных полюсов Земли.

У-Какой совет мы можем дать людям, чтобы многие поколения видели этих животных не только на картинках?

Д. Беречь природу, не уничтожать и охранять животных холодных полюсов. СЛАЙД 23


11.Следующая работа будет творческой (3 мин)


У.  Предлагаю вам смастерить белых медведей , пингвинов и птиц. У вас на столах лежат трафареты мишек , пингвинов и птиц, надо нарисовать этим животным глазки, носики, ротики , а после каждая группа приклеит своего животного на карту мира, но на правильный полюс, где животное живёт.


Работа выполняется под музыку песни «Колыбельная Медведицы».

СЛАЙД 24














СЛАЙД 25


12.РЕФЛЕКСИЯ

-Прикрепим фигурку белого медведя на карту в той части, где эти животные обитают.
– Прикрепим фигурку  пингвина на карту в той части, где эти животные обитают.

У- Прикрепляем так же фигурки поморника и альботроса.


-13.Оцените свои достижения на уроке. (2-3 мин)

У-У вас на столе лежат снежинки весёлые и грустные, так как мы сегодня говорили о холодных полюсах на земле, где часто идёт снег. Вы должны выбрать себе снежинку и прикрепить её к своему полюсу. Если понятно было все на уроке весёлая снежинка, если над чем то надо ещё поработать грустная снежинка.

1 группа- белые медведи крепят свои снежинки к северному полюсу.

2 группа-пингвины крепят к южному полюсу. СЛАЙД 26

3 группа- птицы ( крепят и к южному полюсу и к северному)


14.ИТОГ УРОКА (4мин)


Итак, ребята наше путешествие подошло к концу.


Стук в дверь, входит обучающийся 5 класса и говорит:

« Здравствуйте, ребята я Радченко Егор учусь в 5 классе и мечтаю стать

журналистом, я уже пишу первые свои статьи в школьную газету и сейчас я пишу статью по теме- «Где живут белые медведи?»

Помогите мне ответить на некоторые вопросы?



  • На каком полюсе живут белые медведи? ( на северном)

  • На каком полюсе живут пингвины? (на южном)

  • Почему не встречаются белые медведи с пингвинами? (они живут на разных полюсах Земли)

  • Яркие разноцветные вспышки огней на небе называются …..( северное сияние)

  • Плавучая ледяная гора называется…….( айсберг)

  • Назовите самые холодные районы на нашей планете.( Артика и Антарктида)

  • Вам было интересно узнать больше всего о каком животном? СЛАЙД 27

(2мин)

Спасибо. Ребята. Вы мне очень помогли и очень понравились. До свидание.


16.Оценивание обучающихся


У- И мне вы ребята очень понравились. Вы хорошо и правильно отвечали и работали на уроке.

И получаете за свою работу звёзды северного сияния.

СЛАЙД 28


17.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Дома по желанию нарисуйте любого животного холодных полюсов


А сейчас подарим гостям по одному животному, из холодных полюсов нашей Земли, сделанные своими руками.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя