СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 10 класе на тему "Обобщающее повторение: произведения А.С. Пушкина. Стихотворения, романы «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 10 класе на тему "Обобщающее повторение: произведения А.С. Пушкина. Стихотворения, романы «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» "»

Тема: Обобщающее повторение: произведения А.С. Пушкина. Стихотворения, романы «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка».

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, продемонстрировать его вклад в развитие русской литературы и культуры.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • Повторить основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина.

    • Актуализировать знания об основных темах и мотивах его лирики (любовь, дружба, природа, свобода, роль поэта).

    • Обобщить представления об особенностях романа в стихах «Евгений Онегин»: сюжет, композиция, система образов, проблематика.

    • Повторить основные события, проблематику и систему образов романа «Капитанская дочка».

  • Развивающие:

    • Развивать навыки аналитической работы с текстом.

    • Развивать умение сопоставлять литературные произведения разных жанров и направлений.

    • Развивать умение логически мыслить, аргументировать свою точку зрения.

    • Развивать навыки выразительного чтения.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать интерес к русской литературе как части национальной культуры.

    • Формировать уважительное отношение к классическому наследию.

    • Формировать чувство гордости за русскую культуру.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: Беседа, аналитическая работа с текстом, сопоставительный анализ, выразительное чтение, проблемный метод, работа с цитатами.

Оборудование: Учебники, тексты произведений, портрет писателя, иллюстрации к произведениям, мультимедийная презентация (желательно).

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие.

  • Проверка готовности к уроку.

  • Сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация знаний (5 минут)

  • Фронтальная беседа:

    • Почему А.С. Пушкина называют "солнцем русской поэзии"?

    • Какие произведения Пушкина вам запомнились больше всего?

    • Какие темы и проблемы, по-вашему, наиболее важные в его творчестве?

III. Основной этап (30 минут)

1. Лирика А.С. Пушкина (10 минут)

  • Краткий обзор основных тем и мотивов лирики:

    • Любовь (искренность, полнота чувств, трагизм неразделенной любви).

    • Дружба (верность, преданность, товарищество).

    • Природа (описание красоты, гармония, источник вдохновения).

    • Свобода (вольнолюбивые мотивы, протест против тирании).

    • Роль поэта и поэзии (служение искусству, ответственность перед народом).

  • Работа с текстами:

    • Выразительное чтение стихотворений (по выбору учителя): "Я помню чудное мгновенье…", "Зимнее утро", "К Чаадаеву", "Вольность".

    • Анализ стихотворения "Я помню чудное мгновенье…":

      • Какие чувства выражены в стихотворении?

      • Какие образы создают атмосферу любви и вдохновения?

    • Анализ стихотворения "Вольность":

      • Какие идеи отстаивает Пушкин в этом стихотворении?

      • Почему это стихотворение имело большое значение для современников?

  • Вывод: Лирика Пушкина отличается искренностью, гармонией, простотой и выразительностью языка.

2. Роман в стихах «Евгений Онегин» (10 минут)

  • Краткий обзор истории создания и особенностей жанра:

    • Время создания и отражение эпохи.

    • Жанровое своеобразие: "энциклопедия русской жизни".

  • Сюжет и композиция:

    • Основные сюжетные линии (Онегин и Татьяна, Онегин и Ленский).

    • Роль лирических отступлений.

  • Система образов:

    • Евгений Онегин: "лишний человек", разочарованный в жизни.

    • Татьяна Ларина: идеал русской женщины, искренность, нравственность.

    • Владимир Ленский: романтик, поэт, идеалист.

  • Проблематика:

    • Проблема "лишнего человека".

    • Проблема любви и брака.

    • Проблема нравственного выбора.

    • Проблема русского общества и его ценностей.

  • Работа с цитатами:

    • "Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь…"

    • "Онегин, добрый мой приятель…"

    • "Привычка свыше нам дана: Замена счастию она."

  • Вывод: "Евгений Онегин" – новаторское произведение, отражающее русскую жизнь первой половины XIX века и ставящее важные социальные и нравственные вопросы.

3. Роман «Капитанская дочка» (10 минут)

  • Краткий обзор истории создания и особенностей жанра:

    • Историческая основа романа (пугачевское восстание).

    • Жанровое своеобразие: исторический роман.

  • Сюжет и композиция:

    • Основные события (служба Петра Гринева в Белогорской крепости, пугачевское восстание).

    • Роль эпиграфов.

  • Система образов:

    • Петр Гринев: становление характера, честь и долг.

    • Маша Миронова: нравственная чистота, верность, самопожертвование.

    • Емельян Пугачев: противоречивый образ, бунтарь, народный вождь.

  • Проблематика:

    • Проблема чести и долга.

    • Проблема милосердия и справедливости.

    • Проблема народа и власти.

  • Работа с цитатами:

    • "Береги честь смолоду."

    • "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!"

  • Вывод: "Капитанская дочка" – исторический роман, повествующий о событиях пугачевского восстания и поднимающий вечные вопросы о чести, долге, милосердии и народной жизни.

IV. Закрепление материала (5 минут) (есть кластер)

  • Задание: Составить кластер "Творчество А.С. Пушкина", отразив основные темы, жанры и произведения.

V. Подведение итогов урока (3 минуты)

  • Краткое повторение основных тезисов урока.

  • Оценка работы учащихся.

  • Выводы о значении творчества А.С. Пушкина для русской литературы и культуры.

VI. Домашнее задание (2 минуты)

  • Подготовиться к проверочной работе по изученным темам.