Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 10 класе на тему "Обобщающее повторение: произведения А.С. Пушкина. Стихотворения, романы «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» "»
Тема: Обобщающее повторение: произведения А.С. Пушкина. Стихотворения, романы «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка».
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, продемонстрировать его вклад в развитие русской литературы и культуры.
Задачи урока:
Образовательные:
Повторить основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина.
Актуализировать знания об основных темах и мотивах его лирики (любовь, дружба, природа, свобода, роль поэта).
Обобщить представления об особенностях романа в стихах «Евгений Онегин»: сюжет, композиция, система образов, проблематика.
Повторить основные события, проблематику и систему образов романа «Капитанская дочка».
Развивающие:
Развивать навыки аналитической работы с текстом.
Развивать умение сопоставлять литературные произведения разных жанров и направлений.
Развивать умение логически мыслить, аргументировать свою точку зрения.
Развивать навыки выразительного чтения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русской литературе как части национальной культуры.
Формировать уважительное отношение к классическому наследию.
Формировать чувство гордости за русскую культуру.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: Беседа, аналитическая работа с текстом, сопоставительный анализ, выразительное чтение, проблемный метод, работа с цитатами.
Оборудование: Учебники, тексты произведений, портрет писателя, иллюстрации к произведениям, мультимедийная презентация (желательно).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация знаний (5 минут)
Фронтальная беседа:
Почему А.С. Пушкина называют "солнцем русской поэзии"?
Какие произведения Пушкина вам запомнились больше всего?
Какие темы и проблемы, по-вашему, наиболее важные в его творчестве?
III. Основной этап (30 минут)
1. Лирика А.С. Пушкина (10 минут)
Краткий обзор основных тем и мотивов лирики:
Любовь (искренность, полнота чувств, трагизм неразделенной любви).
Дружба (верность, преданность, товарищество).
Природа (описание красоты, гармония, источник вдохновения).
Свобода (вольнолюбивые мотивы, протест против тирании).
Роль поэта и поэзии (служение искусству, ответственность перед народом).
Работа с текстами:
Выразительное чтение стихотворений (по выбору учителя): "Я помню чудное мгновенье…", "Зимнее утро", "К Чаадаеву", "Вольность".
Анализ стихотворения "Я помню чудное мгновенье…":
Какие чувства выражены в стихотворении?
Какие образы создают атмосферу любви и вдохновения?
Анализ стихотворения "Вольность":
Какие идеи отстаивает Пушкин в этом стихотворении?
Почему это стихотворение имело большое значение для современников?
Вывод: Лирика Пушкина отличается искренностью, гармонией, простотой и выразительностью языка.
2. Роман в стихах «Евгений Онегин» (10 минут)
Краткий обзор истории создания и особенностей жанра:
Время создания и отражение эпохи.
Жанровое своеобразие: "энциклопедия русской жизни".
Сюжет и композиция:
Основные сюжетные линии (Онегин и Татьяна, Онегин и Ленский).
Роль лирических отступлений.
Система образов:
Евгений Онегин: "лишний человек", разочарованный в жизни.
Татьяна Ларина: идеал русской женщины, искренность, нравственность.
Владимир Ленский: романтик, поэт, идеалист.
Проблематика:
Проблема "лишнего человека".
Проблема любви и брака.
Проблема нравственного выбора.
Проблема русского общества и его ценностей.
Работа с цитатами:
"Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь…"
"Онегин, добрый мой приятель…"
"Привычка свыше нам дана: Замена счастию она."
Вывод: "Евгений Онегин" – новаторское произведение, отражающее русскую жизнь первой половины XIX века и ставящее важные социальные и нравственные вопросы.
3. Роман «Капитанская дочка» (10 минут)
Краткий обзор истории создания и особенностей жанра:
Историческая основа романа (пугачевское восстание).
Жанровое своеобразие: исторический роман.
Сюжет и композиция:
Основные события (служба Петра Гринева в Белогорской крепости, пугачевское восстание).
Роль эпиграфов.
Система образов:
Петр Гринев: становление характера, честь и долг.
Маша Миронова: нравственная чистота, верность, самопожертвование.
Емельян Пугачев: противоречивый образ, бунтарь, народный вождь.
Проблематика:
Проблема чести и долга.
Проблема милосердия и справедливости.
Проблема народа и власти.
Работа с цитатами:
"Береги честь смолоду."
"Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!"
Вывод: "Капитанская дочка" – исторический роман, повествующий о событиях пугачевского восстания и поднимающий вечные вопросы о чести, долге, милосердии и народной жизни.
IV. Закрепление материала (5 минут) (есть кластер)
Задание: Составить кластер "Творчество А.С. Пушкина", отразив основные темы, жанры и произведения.
V. Подведение итогов урока (3 минуты)
Краткое повторение основных тезисов урока.
Оценка работы учащихся.
Выводы о значении творчества А.С. Пушкина для русской литературы и культуры.
VI. Домашнее задание (2 минуты)