СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 10 классе "Элементы географической культуры. Их значимость для представителей разных профессий".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уровень географической культуры современного общества становится важным показателем общей культуры населения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 10 классе "Элементы географической культуры. Их значимость для представителей разных профессий".»

Урок 2 10 класс

Тема Элементы географической культуры. Их значимость для представителей разных профессий

Цели урока

О. Сформировать понятие о географической культуре, ее элементах и значимости для представителей разных профессий

Р. Развитие абстрактного мышления, умения выделять главное, писать конспект.

В. Воспитание географической культуры

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний

  3. Тестирование по теме прошлого урока

Проверочный тест по теме «Методы географических исследований».

1. Выберите вопросы, на которые отвечает метод объяснения.

А) где находится река?

б) почему река широкая на равнине и узкая в горах?

в) почему в одних местах растут леса, а в других находятся безжизненные пустыни?

г) где находится самое глубокое озеро мира?

2. Примером картографического источника географических знаний является

А) альбом фотографий б) научная статья в) атлас

3. При рассказе друзьям о своём путешествии вы используете

А) описательный метод б) картографический метод в) космический метод

4. Выберите картографические источники информации. Ответ запишите в последовательности букв в алфавитном порядке.

А) план местности б) географическая карта в) рассказ друга г) путешествие

5. Современный метод определения размеров и формы земной поверхности

А) картографический б) описательный в) космический

6. Расставьте методы географических исследований в хронологическом порядке ( от самого древнего до самого современного)

А) описательный б) космический В) картографический

7. Выберите из списка то, что является основными источниками географических знаний. 

А)атлас б) энциклопедия "Вокруг света" в)мультфильм г)словарь терминов по географии

8. Как называется метод исследования, который основан на получении необходимой информации с помощью различных подсчётов?

9. Соотнесите. 

1.Этот метод позволяет определить общие черты и различия между географическими объектами, явлениями или процессами.

 
 2.Этот метод исследования является самым современным в географии

3.Пользуясь этим методом, исследователь отвечал на различные вопросы, например, где расположено озеро? На что похожа гора? Какие особенности имеет река?

4. С конца 15 века началась эпоха Великих географических открытий. В это время, особое значение и развитие приобрёл метод?

А) картографический метод

Б) метод описания

В) сравнительно-географический метод

Г) аэрокосмический метод

10. Определите, какие утверждения являются верными?

А) Благодаря спутниковым снимкам Земли создаются карты.

Б) Географическая карта незаменима при решении задач, связанных с установлением причинно-следственных связей как в природе, так и между социально-экономическими объектами.

В) Карта - это есть не что иное, как чертёж земной поверхности, отображающий размещение различных объектов.

Г) Статистический метод - это метод исследования, который основан на получении необходимой информации с помощью различных карт.

4. Взаимопроверка, оценивание теста

1. Б и В

2. В

3. А

4.А и Б

5. В

6. А, В, Б

7. А, Г

8. Статистический

9. 1 – В, 2 – Г, 3 – А, 4 – Б

10. А, Б, В

5. Физпауза

6. Объяснение нового материала

Обучающие пишут конспект, определяя главное из лекции учителя.


Понятие географической культуры. Географические знания являются универсальными элементами общей культуры человечества и фундаментом современной цивилизации. География – одна из древнейших областей человеческого знания, изучающая все явления и процессы, имеющие пространственную составляющую, это объекты окружающего нас мира – материальные и идеальные. В каждом объекте, явлении, процессе география рассматривает их внутреннюю территориальную структуру и внешние территориальные связи. Среди них имеется такое понятие как «культура», в разнообразных и многочисленных формах, связанное с природой и хозяйством человека: «пространство Земли организует культуру, а культура – пространство» (Бабурин, Мазуров, 2000).

Понятие «культура» означает возделывание, воспитание, развитие, почитание. Весь объем этого понятия грандиозен – это все, что создано людьми, вся совокупность продуктов человеческой деятельности. Культура – явление, понять которое невозможно, не соотнося его с природой. То есть, культура – это совокупность созданных и накопленных человечеством материальных и духовных ценностей, это многообразие форм жизнедеятельности людей, это возделывание жизни, природы, её очеловечивание.

Под географической культурой мы понимаем социальное и индивидуальное качество личности, отражающее ценностное и личностное отношение к живой природе, здоровому образу жизни и окружающей среде и проявляющееся в процессе участия в духовно-практической деятельности по их познанию, освоению, преобразованию и сохранению. Географическая культура личности - система жизненных ценностей, опирающихся на знания о природе Земли, причинах ее разнообразия, о населении и его хозяйственной деятельности, регулирующая поведение человека в процессе взаимоотношений «человек - природа - общество - культура».

В.П. Максаковский, выделяя понятие «культура», назвал четыре важных ее компонента:

I. Географическую картину мира.

II. Географическое мышление.

III. Методы географии.

IV. Язык географии.

Постичь законы взаимодействия между обществом и природой в самых разных аспектах помогает географическая картина мира. Она дает возможность определить и общую культуру человека, и его личную позицию в настоящем и будущем планеты. Географическая культура подразумевает также овладение специфическим географическим мышлением – мышлением комплексным.

Особенно важно отметить, что Н. Н. Баранский прямо связывал овладение языком карты с географическим мышлением, ибо географически мыслит тот, кто привык «класть на карту» свои суждения. Карте он отводил роль объектного языка географии. (Максаковский, 1998)

К языку географии кроме языка карт относится язык понятий и терминов, язык дат и цифр, язык научных фактов и язык географических названий.

Любое совершенное действие оказывает влияние на завтрашний день. Устойчивое развитие – это видение долгосрочной перспективы, которое требует продуманного системного подхода, учитывающего все факторы, влияющие на формирование безопасного и благополучного будущего. Это созидательный процесс, и в его основе лежит баланс между собственными интересами и интересами общества, осознание ответственности перед новыми поколениями.

Устойчивое развитие как мировоззренческая модель пытается объединить экологическое, социальное и экономическое измерения окружающей среды в глобальной перспективе. Задачей общества ставится не только уменьшить потребление ресурсов, но и изменить структуру потребления. Цель устойчивого развития — выживание человечества в целом и повышение качества жизни для каждого человека в отдельности. Результатом должен стать мир, в котором:


  • в социальной сфере — власть децентрализована, граждане и правительства умеют решать конфликты без применения насилия, правосудие и справедливость являются высшими ценностями, материальный достаток и социальная защищенность всем обеспечены, средства массовой информации объективно отражают происходящее и связывают воедино людей и культуры;


  • в экологической сфере — стабильная численность населения, сохранение экосистем в разнообразии и сосуществование природы и человеческих культур во взаимной гармонии, экологически чистые продукты питания;


  • в экономической сфере — минимальное загрязнение окружающей среды и минимальное количество отходов, труд, возвышающий людей, и достойное вознаграждение, интеллектуальная активность, социальные и технические нововведения, расширение человеческих знаний, творческая самореализация человека.


Что можем сделать мы для приближения этого идеального будущего?

Остановить безудержный потребительский рост, пересмотреть варварское отношение к ресурсам, свести отходы производства и жизнедеятельности к возможному минимуму, полностью реорганизовать систему образования, обеспечить рациональный новый подход к строительству и обустройству жилья, подчинить разработку, планирование и управление строгим математическим моделям, ввести новую систему контроля, основанную на сертификации — вот задачи устойчивого развития на ближайшее будущее, от выполнения которых зависит сама возможность будущего для последующих поколений.

Именно географам принадлежит важная роль в реализации концепции устойчивого развития в реальном мире. И для того чтобы данная реализация была возможна, важно какой уровень географической культуры достигло общество. Уровень географической культуры современного общества становится важным показателем общей культуры населения, мерилом и критерием человеческого развития. Признаком географической культуры современного человека является устойчивое, сложившееся представление о Земле, о своем государстве, о своей малой Родине. Это индивидуальный опыт и впечатления от путешествий, экспедиций, отдыха. Развитие географического мышления важная задача развития географической культуры на пути к устойчивому развитию.

Своеобразие географии вытекает из основного подхода этой науки к окружающему миру. Вопрос «где?» является ключевым в этом подходе. Но географы также изучают важное понятие «территориальности», которое включает такие категории как местоположение, размещение, среда: природная, социальная, экономическая.

Географическое мышление людей, его масштабы, должны стать сегодня краеугольным камнем всего нашего дома по имени «Земля - Биосфера». В этом заключается глобальность данного мышления.

В настоящее время географическое мышление, специальные знания и практические рекомендации географии важны в природопользовании, в территориальной организации производительных сил общества, экологизации производства, в обеспечении, наконец, устойчивого развития.

Географическое образование - это основа становления географической культуры.

7. Первичное закрепление нового материала

8.Домашнее задание

Конспект выучить, составить схемы «География в повседневной жизни» и «Профессии, связанные с географией»

Рефлексия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!