СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 10 классе по литературе "Белый исход"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Белый исход», урок литературы

 Тип урока: интегрированный (литература, история, музыка, МХК)

Цели урока: познакомить учащихся с одной из самых драматических страниц истории Отечества.

  1. Дать представление о причинах, побудивших наших соотечественников покинуть Россию
  2.  Помочь учащимся  разобраться, понять причины и смысл. Показать учащимся масштабы и значимость культурного наследия русского зарубежья.
  3.  Формирование у учащихся чувства любви, преданности своей Родине на примере трагических судеб представителей русской эмиграции первой волны. Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг поэтов и писателей, музыкальные произведения.

 

Тема  нашего урока – Сегодня на уроке  речь пойдет  о   русских эмигрантах, вынужденных по разным  причинам  покинуть  свою страну  - о  наших соотечественниках. В эпоху гражданской войны было несколько примеров отступления за кордон больших групп участников антибольшевистской борьбы1. Но в ряду этих драматических походов финал крымской эпопеи занимает особое место. Именно ему было суждено стать фактом не только военной, но и культурной, художественной, социально-психологической истории России.

Эвакуация белых из Крыма в ноябре 1920 года стала в исторической памяти определённой части общества архетипом «Русского исхода». Это символическое значение ясно прочитывается в текстах, появившихся уже в начале 1920-х годов – причём как в зарубежной культурной среде, так и в советской.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 10 классе по литературе "Белый исход"»

Гимназия Святителя Василия Великого





КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


«БЕЛЫЙ ИСХОД»




Подготовила учитель

русского языка и литературы

I категории

Демина Елена Федоровна























Московская обл.2020



«Белый исход», урок литературы

Тип урока: интегрированный (литература, история, музыка, МХК)

Цели урока: познакомить учащихся с одной из самых драматических страниц истории Отечества.

  1. Дать представление о причинах, побудивших наших соотечественников покинуть Россию

  2. Помочь учащимся  разобраться, понять причины и смысл.
    Показать учащимся масштабы и значимость культурного наследия русского зарубежья.

  3. Формирование у учащихся чувства любви, преданности своей Родине на примере трагических судеб представителей русской эмиграции первой волны.
    Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг поэтов и писателей, музыкальные произведения.


Тема нашего урока – Сегодня на уроке  речь пойдет  о   русских эмигрантах, вынужденных по разным  причинам  покинуть  свою страну  - о  наших соотечественниках. В эпоху гражданской войны было несколько примеров отступления за кордон больших групп участников антибольшевистской борьбы1. Но в ряду этих драматических походов финал крымской эпопеи занимает особое место. Именно ему было суждено стать фактом не только военной, но и культурной, художественной, социально-психологической истории России.

Эвакуация белых из Крыма в ноябре 1920 года стала в исторической памяти определённой части общества архетипом «Русского исхода». Это символическое значение ясно прочитывается в текстах, появившихся уже в начале 1920-х годов – причём как в зарубежной культурной среде, так и в советской.

Следует признать, что Россия осталась без значительной части населения. Без той части населения, которая была ее гордостью. Общее число наших соотечественников за границей составило примерно двадцать миллионов человек.
На этом уроке мы с вами познакомимся с историей русской эмиграции, рассмотрим причины, побудившие наших соотечественников покинуть Россию. А также рассмотрим, как воспринимали поэты и писатели, видные деятели начала 20 века свою вынужденную эмиграцию, о чем писали после отъезда из России, как в своих произведениях выражали личное отношение к произошедшим в стране переменам.


Слайд 1.

В Крыму Белая армия давала «последнюю гастроль». Сломив оборону отборных, но малочисленных офицерских сил, красные дивизии взяли Турецкий вал. Это был конец, о котором тоже сумел рассказать Николай Николаевич Туроверов, — скупыми и пронзительными строками короткой поэмы «Перекоп»:

Нас было мало, слишком мало,
От вражьих толп темнела даль;
Но твёрдым блеском засверкала
Из ножен вынутая сталь.
Последних пламенных порывов
Была исполнена душа,
В железном грохоте разрывов
Вскипали воды Сиваша.
И ждали все, внимая знаку,
И подан был знакомый знак…
Полк шёл в последнюю атаку,
Венчая путь своих атак…


Вопросы к классу:

  • Что мы называем Гражданской войной?

  • Когда началась гражданская война в России?

  • Что вам известно о событиях, происходивших в 1918-1920 гг в Крыму?

  • Что стало причиной эмиграции?

Слайд 2.

 Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока - понять и  прочувствовать драматизм судеб представителей русского зарубежья, выявить истинные причины и смысл эмиграции. 

Слайд 3.

Слайд 4.

Внимательно посмотрите на этот слайд. Кто это?

Слайд 5. Владимир Владимирович Набоков (1899-1977 русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог.) « Моя голова разговаривает по-английски, моё ухо — по-французски[ и моё сердце — по-русски.»

Слайд 6. Эпиграф урока.


Слайд 7.

Русская эмиграция

Первая эмиграция состояла из наиболее культурных слоев российского дореволюционного общества, с непропорционально большой долей военных. По данным Лиги Наций, всего Россию после революции покинуло 1 миллион 160 тысяч беженцев. Около четверти из них принадлежали к Белым армиям, ушедшим в эмиграцию в разное время с разных фронтов.

 Что же побуждало их к этому? Мотивы были разные: политические, экономические, религиозные, социальные, идеологические  и т.д. Сегодня, когда мы переосмысливаем наше прошлое, мучительно избавляемся от привычных оценок, русское зарубежье предстает перед нами во всем его многообразии. Это наша  общая трагедия, не до конца осознанная и  раскрытая. Это часть русского сердца и разума, как злого, так и благородного.



.  Белая эмиграция.(Вопрос классу)  Кто входил в нее?  Белая эмиграция- это люди, не принявшие советскую власть и покинувшие  Россию после октября 1917 года, сразу же после установления диктатуры пролетариата и образования РСФСР.

В годы Гражданской войны полуостров Крым называли «Белой Атлантидой». Здесь в ожидании разрешения трагедии к 1920 году оказалось огромное количество представителей русской интеллигенции, писателей, поэтов, художников, ученых, да и просто тех, кто бежал от ужасов братоубийственной войны.


Слайд 8

В Крыму, на Южном берегу, в Кореизе, есть парк, окруженный высокой зубчатой стеной. Там среди пальм скрывается белоснежный дворец с серебристыми куполами, причудливым восточным декором и арабской надписью над входом: «Да благословит Аллах входящего». Дюльбер (в переводе с тюркского – «прекрасный») – имение великого князя Петра Николаевича (внука императора Николая I). Построенный в середине 90-х годов XIX века, в первые десятилетия своего существования, Дюльбер стал свидетелем весьма драматических событий.

В Дюльбере в 1918-м году оказались под домашним арестом пятнадцать Романовых и двое членов их семей. Это сам владелец имения Пётр Николаевич с супругой и двумя детьми. Его родной брат – великий князь Николай Николаевич (любимец армии, Верховный Главнокомандующий в начале Первой мировой войны) с женой, черногорской принцессой и ее двумя детьми от первого брака. Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна и её взрослая дочь (сестра Николая II) великая княгиня Ксения Александровна с мужем великим князем Александром Михайловичем (знаменитым Сандро, внуком Николая I и двоюродным дядей, а также любимым другом Николая II) с шестью сыновьями, носившими титул князей императорской крови. 

Узников свезли в Дюльбер из родовых крымских имений – Кореиза, Чаира, Ай-Тодора, где они с самого февраля 1918-го содержалась под домашним арестом, вовсе не ради ужесточения режима. Дело в толстых и высоких стенах Дюльбера. За ними революционные матросы Севастопольского совета рабочих и солдатских депутатов спасали Романовых от других революционных матросов, ялтинских. Дело в том, что Ялтинский совет постановил всех Романовых немедленно расстрелять, а более дисциплинированные севастопольцы ждали распоряжений от Ленина. За зубцами Дюльбера разместили пулемёты – к бою красных с красными готовились всерьёз. Непосредственный участник событий, в.к. Александр Михайлович (Сандро), писал в своих воспоминаниях:

«Я никогда не думал о том, что прекрасная вилла Петра Николаевича имеет так много преимуществ с чисто военной точки зрения. Когда он начал ее строить, мы подсмеивались над чрезмерной высотой его толстых стен и высказывали предположение, что он, вероятно, собирается начать жизнь «Синей бороды». Но наши насмешки не изменили решения Петра Николаевича. Он говорил, что никогда нельзя знать, что готовит нам отдаленное будущее. Благодаря его предусмотрительности Севастопольский совет располагал в ноябре 1917 года хорошо защищенной крепостью.


Слайд 9

Что общего между этими фото? Слева Офицеры-летчики Качинской летной школы, справа – Портрет князя Александра МихайловичаАлександр Михайлович сыграл большую роль в создании российской авиации, он был инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем в 1910 году, шеф Императорского военно-воздушного флота. Участвовал в Первой мировой войне. С декабря 1916 года — полевой генерал-инспектор военного воздушного флота при Верховном Главнокомандующем. В начале 1917 года выступал за создание правительства с участием общественных деятелей (высказываясь против «ответственного министерства»).

После Февральской революции, 21 марта (3 апреля1917 года лишён звания генерал-адъютанта в связи с упразднением всех военно-придворных званий ) и фото Филиппа Задорожного, того самого, который спас жизни Романовых, находившихся под арестом в Дюльбере (Долгое время имение служило крепостью для своих узников. Верный «слуга Революции» Задорожный, защищал арестованных от посягательств бандитов из Ялтинского совета, так как сам он должен был охранять их до «получения особых распоряжений». К узникам он относился довольно уважительно, особенно к Александру Михайловичу. Великий князь в свое время организовал Севастопольскую летную школу, поэтому его авторитет в местных кругах военных у него был огромный. Кроме того, он долго служил в разных должностях и во флоте; матросы его тоже уважали).
.


Слайд 10-11.

Когда весной 1919 года красные подошли к Крыму, поняли мы, что это конец. Утром 7 апреля командующий британскими военно-морскими силами в Севастополе явился в Харакс к императрице Марии Фёдоровне. Король Георг V, в силу сложившихся обстоятельств, сочтя отъезд государыни необходимым и безотлагательным, предоставил в её распоряжение броненосец «Мальборо». Командующий настаивал на отплытии ее и семьи ее вечером того же дня. Сначала императрица решительно отказалась. С трудом убедили её, что отъезд необходим. Императрица поручила мне отнести великому князю Николаю Николаевичу письмо, в котором сообщала, что уезжает, и предлагала ему и семье ехать с нею также.

На другой день отплыли и мы вместе с моими родителями. Тотчас вслед за нами из ялтинского порта отчалил корабль с нашими офицерами, ехавшими присоединиться к белой армии. «Мальборо» еще не поднял якорь, и, стоя на носу броненосца, императрица смотрела, как уплывали они. Из глаз у нее текли слезы. А молодежь, плывшая на верную смерть, приветствовала свою государыню, замечая за ней высокий силуэт великого князя Николая, их бывшего главнокомандующего».


Слайд 12.

1920-й стал годом массовой эвакуации из России, вызванной поражением Белого движения на фронтах гражданской войны.

Уходили мы из Крыма


Родиться в канун ХХ века — это уже значит обречь себя на  бурную жизнь, что и сделал Коля Туроверов, появившись на свет 18 марта 1899. 20-летним белым офицером он покинул Россию с последним пароходом Врангеля, чтобы вернуться домой через три четверти века — своими стихами, посмертно.

С 17 лет Туроверов воевал на фронтах 1-Мировой войны.А потом была Гражданская и отступление из Крыма. В первых числах ноября 1920 года среди 140 тысяч русских военных, в том числе 50 тысяч казаков, Туроверов навсегда покинул родину. Его, раненого, внесли на один из последних пароходов в Севастопольском порту. Следом по трапу поднялась жена — Юлия Грекова, красавица-казачка, медсестра крымского госпиталя. 

Корабль взял курс на греческий остров Лемнос, еще в античные времена посвященный богу Гефесту. Именно в это место Эгейского моря, если верить мифам, Зевс-громовержец выбросил своего новорожденного сына, разгневанный его хромоногим уродством. На острове бога-кузнеца предстояло ковать новую жизнь.

Помню горечь соленого ветра,
Перегруженный крен корабля;
Полосою синего фетра
Уходила в тумане земля;
Но ни криков, ни стонов, ни жалоб,
Ни протянутых к берегу рук, —
Тишина переполненных палуб
Напряглась, как натянутый лук,
Напряглась и такою осталась
Тетива наших душ навсегда.
Черной пропастью мне показалась
За бортом голубая вода.

В эту черно-голубую воду вслед за уплывающим пароходом бросались кони, не в силах расстаться с уплывающими в никуда казаками. И об этом душераздирающем расставании Туроверов тоже не смог не написать.

Стихи, посвященные коню, в СССР тайно переписывали, даже не зная имени автора. Сейчас всем приходит на память финал советского фильма «Служили два товарища» — там белогвардеец Брусенцов в исполнении Высоцкого смотрит с борта эмигрантского корабля на своего белого Абрека, прыгнувшего в море с высокого причала. Офицер достает револьвер и стреляет — нет, не в коня, в висок. В реальности же кавалеристы стреляли в лошадей — «чтоб не мучились».

Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня,
Я с кормы всё время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл изнемогая
За высокою кормой,
Всё не веря, всё не зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою…
Конь всё плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо,
Покраснела чуть вода…
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.


Слайд13,

. Конечно, значение Крымского исхода определялось и масштабом операции (всего с 13 по 16 ноября из Севастополя, Евпатории, Керчи, Феодосии и Ялты вышло 126 судов с более чем 146 тысячами человек на борту2), и чёткой организованностью её проведения3 (паническое бегство вряд ли могло вдохновить на патетические строки!). Печальная и величественная красота Белого исхода не оставила равнодушным даже всю жизнь старавшегося казаться циником Владимира Маяковского. Фигура «Чёрного барона», Петра Николаевича Врангеля, появляющаяся в его «октябрьской поэме» «Хорошо!» (1927) отмечена отблеском некоей мрачной, но подлинной героики (в отличие от откровенно карикатурных образов других «врагов Революции» – Керенского, Милюкова…).

Хлопнув дверью, сухой, как рапорт,
из штаба опустевшего вышел он.
Глядя на́ ноги, шагом резким
шел Врангель в чёрной черкеске.
…И над белым тленом, как от пули падающий,
на оба колена упал главнокомандующий.
Трижды землю поцеловавши,
трижды город перекрестил.
Под пули в лодку прыгнул…
— Ваше превосходительство, грести? —
— Грести!

В.В. Маяковский
Из поэмы «Хорошо!» (1927)



«Приказ правителя Юга России и главнокомандующего Русской армией. 29 октября (с.с.) 1920 г . Севастополь.
Русские люди! Оставшаяся одна в борьбе с насильниками, Русская армия ведет неравный бой, защищая последний клочок русской земли, где существует право и правда.

В сознании лежащей на мне ответственности я обязан заблаговременно предвидеть все случайности.
По моему приказанию уже приступлено к эвакуации и посадке на суда в портах Крыма всех, кто разделял с армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства с их семьями, и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага.

Армия прикроет посадку, памятуя, что необходимые для ее эвакуации суда также стоят в полной готовности в портах, согласно установленному расписанию. Для выполнения долга перед армией и населением сделано всё, что в пределах сил человеческих .

Дальнейшие наши пути полны неизвестности.
Другой земли, кроме Крыма, у нас нет. Нет и государственной казны. Откровенно, как всегда, предупреждаю всех о том, что их ожидает. Да ниспошлет Господь всем силы и разума одолеть и пережить русское лихолетье.
Генерал Врангель»


Еще в дни штурма Перекопа, когда с пугающей очевидностью стало ясно, что Крым удержать не удастся, Врангель распорядился срочно подготовить суда в Севастополе, Феодосии, Ялте, Керчи, Евпатории. Изначально предполагалось эвакуировать около 70 – 75 тыс. человек.

Врангель дал указание погрузки тыловых военных и гражданских учреждений, больных, раненых, особо ценного имущества, запасов продовольствия и воды. Вечером 13 ноября 1920 года состоялось последнее заседание правительства Юга России. На следующий день началась погрузка на корабли гражданских и военных учреждений.


Эвакуация проходила организованно и относительно спокойно. Порядок поддерживался специально организованными командами, состоящими главным образом из юнкеров и казаков. Для эвакуации были задействованы все имеющиеся в распоряжении Врангеля суда, способные пересечь море.

Часть людей грузилась также на иностранные корабли – французские,английские, американские. Поэтому картины панического бегства белогвардейцев из Крыма, в частности, из Севастополя, показанные советским кинематографом, имеют мало общего с реальностью.


Генералу Врангелю удалось эвакуировать с полуострова 145693 человека (из них около 5000 раненых и больных). Из страны было вывезено: до 15 тысяч казаков, 12 тысяч офицеров, 4-5 тысяч солдат регулярных частей, более 30 тысяч офицеров и чиновников тыловых частей, 10тысяч юнкеров.


13-17 ноября 1920 года остатки Русской армии генерала Врангеля и сочувствующего ей гражданского населения покинули Крым.

Вопрос классу: Какова была помощь союзников?
Для этого были задействованы все суда в портах Крыма. Через французского представителя правительство Врангеля обратилось к Франции с просьбой предоставить убежище.

Франция согласилась. Однако в качестве залога французы потребовали все корабли.

Представители Франции настаивали на том, чтобы русские корабли и суда подняли французские флаги. В противном случае, русский флот не сможет войти в Босфор. Для русских это было невозможно по определению.

Но, вынуждены были пойти на компромисс. Приняли решение поднять французские флаги на фор-стеньгах мачт, за кормой же уходящих на чужбину русских кораблей развевались Андреевские флаги

Крым покидали все суда, которые смогли устоять на воде. Плавсредства, которые были не на ходу, взяли на буксир. Часть людей погрузили на иностранные корабли - французские, английские и т. д. Из портов Крымского полуострова (Севастополь, Евпатория, Керчь, Феодосия, Ялта) вышло 126 судов, почти 150 тысяч человек спешно покинули Родину.

Генерал Врангель организовал эвакуацию с полуострова 145 693 человек, не считая судовых команд. Около 50 тыс. чинов армии, свыше 6 тыс. раненных, остальные - гражданские лица, в том числе 7 тыс. женщин и детей.


Слайд 14

Вот несколько строк из заметок военного врача, выдающегося психиатра профессора Н.В. Краинского (1869–1951), по политическим убеждениям – ярого монархиста. Свои впечатления очевидца исторических катаклизмов – «психофильм памяти» – он изложил в конце 1930-х годов в белградской эмиграции:

«Безнадежность оттеняла торжественность момента. Когда мы проходили мимо Графской пристани, картина была одуряющая. Солнце ярко и мягко освещало обреченный город. В красивых контурах и песчано-желтых тонах обрисовывались склоны гор. По ним плавным потоком двигались людские массы по направлению к судам. Весь берег был усеян людьми. Созерцался великий исход Русской армии и уводимых ею беженцев. Враг не надвигался, он сдерживался героическими неравными боями армии.

Незаметно ускоряя ход, мы отдалялись от берега. Все замерло. И в жуткой тишине с палубы сначала мягко и торжественно, потом мощно, широкой волной послышался стройный хор: «Отче наш…»4.


Первая эмиграция состояла из наиболее культурных слоев российского дореволюционного общества, с непропорционально большой долей военных. По данным Лиги Наций, всего Россию после революции покинуло 1 миллион 160 тысяч беженцев.Около четверти из них принадлежали к Белым армиям, ушедшим в эмиграцию в разное время с разных фронтов


Они уходили по приказу последнего Верховного правителя России, генерала барона П.Н.Врангеля, сохраняя в неприкосновенности мосты и тоннели, порты, склады продовольствия и амуниции, береговые батареи, Севастопольский морской завод и Качинскую авиационную школу со всеми самолетами. Сохраняя для будущей России.


Они уходили, оставляя на окраинах городов, у дорог, у причалов тысячи коней, которые сбивались в табуны и долго ходили вдоль берега в поисках своих седоков, а потом вырывались в горы. И долго, почти до наших дней, ходила по Крыму полулегендарная история про диких коней Крымских гор – потомков казачьих лошадей, не принявших новых хозяев.


Корабли белого флота, увозившие в неизвестность многие тысячи военных и беженцев, вышли из Севастопольской бухты 17 ноября1920 года. Этот исход Русской армии генерала Врангеля за пределы Отчизны официально принято считать временем окончания Гражданской войны на Юге России


Над Чёрным морем, над белым Крымом

Летела слава России дымом.

Над голубыми полями клевера

Летели горе и гибель с севера.

Летели русские пули градом,

Убили друга со мною рядом,

И Ангел плакал над мёртвым ангелом…

Мы уходили за море с Врангелем. (Вл-р Смоленский, 1930г)


Слайд 15.

Отплывавшие в изгнание, в большинстве своём православные верующие, ощущали особую, библейскую тональность происходившего. В неизвестность со своей паствой отбывали
и церковные иерархи Временного Высшего Церковного Управления, составившие затем ядро епископата Русской Православной Церкви Заграницей. Вместе с воинами и гражданскими беженцами Россию покинула чудотворная покровительница русского воинства – Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»,
в будущем – главная святыня Русского Зарубежья


Слайд 16

   Куда же эмигрировали наши соотечественники?   (Учащимся на карте необходимо отметить те страны, в которые уехали эмигранты.)   Карта на доске, названия стран - на листочках, флажки красные - на магнитиках).  Итак, давайте посмотрим и сделаем вывод: Куда же  покинули Россию белые эмигранты?  В основном эмигрировали в Центральную Европу: ( в Берлин, Прагу, Белград, Софию,  Варшаву,  Швейцарию, а больше всего в  Париж), в Прибалтику (Ригу и Таллинн), на Восток (Харбин и Шанхай),  гораздо позже  в США, Канаду и Южную  Америку. Крупнейшим центром русской культуры многие годы была Франция, где к началу 30-х годов находилось около полумиллиона русских.  Очень разные были эти люди: и  трудно переживающие  разлуку с Родиной, и запутавшиеся в период революционного лихолетья, но мало кому известно, что русская эмиграция  организовывала различные научные общества: инженеров, химиков, общества музыкантов, художников, писателей.


Слайд 16-17

За пределами России оказались известные писатели, ученые, артисты, художники, музыканты. По разным причинам и в разное время родину покинули А. Аверченко, К. Бальмонт,
И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Куприн, И. Северянин, С. Черный, М. Цветаева, А. Толстой, П. Милюков, П. Струве, Н. Бердяев, Н. Лосский, П. Сорокин, А. Бенуа, К. Коровин, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин и многие другие выдающиеся деятели русской культуры.


Слайд 18

Время, когда жил и творил Федор Иванович Шаляпин(1873-1938) смело можно назвать Золотым веком русского искусства.

Его современниками и партнерами по сцене были: Э. Карузо, Т. Руффо, Л. Собинов, А. Нежданова. Начинал Шаляпин свою деятельность на Императорской сцене под руководством Э.Направника, а стал знаменитым певцом в Частной опере С.И. Мамонтова, где познакомился и подружился с такими художниками как К. Коровин, В. Серов, И. Левитан, братья В. и А. Васнецовы. Картины этих художников, как и прежде, можно увидеть в шаляпинском доме.

С 1918 года Шаляпин — художественный руководитель бывшего Мариинского театра. В том же году он первым получил звание Народного артиста Республики.

С июля 1922 года[18] Шаляпин — на гастролях за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. Певец уехал вместе со своей второй женой — Марией Валентиновной. Его долгое отсутствие вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году В. В. Маяковский в «Письме к Горькому» писал]:

Или жить вам,

как живёт Шаляпин,

раздушёнными аплодисментами оляпан?

Вернись

теперь

такой артист

назад

на русские рублики —

я первый крикну:

— Обратно катись,

народный артист Республики!


В 1927 году сборы от одного из своих концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было представлено 31 мая 1927 года в журнале «ВСЕРАБИС» неким С. Симоном как поддержка белогвардейцев. 24 августа 1927 года Постановлением Совнаркома РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР. Такое решение обосновывалось тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

«Предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики» рассматривались ЦК КПСС и Верховным Советом РСФСР в 1956 году, но не были приняты. Постановление 1927 года было отменено через 63 года после смерти певца. 10 июня 1991 года Совет Министров РСФСР принял Постановление № 317, предписывающее


Слайд 19 (прослушивание 4концерта)

Рахманинов (1873-1943) принадлежал к той породе музыкантов, которые убежденно считали мелодию важнейшим элементом музыки, наиболее гибко проникающим в глубь явления и наиболее точно воссоздающим самые существенные его черты. Но воссоздающим так, что слушателей захватывает и правдивость отражения, отображения действительности, и специфическая манера одноголосного изложения, доставляющая особую эстетическую радость. Манеру эту в просторечии называют мелодичностью.

Недолго пробыв в России, в конце 1917 года Рахманинов снова отправился на гастроли в Европу – сначала в Швецию, а затем в Данию, откуда на родину уже не вернулся. В 1918 году в Копенгагене композитор сыграл свой 2-й фортепианный концерт.

В конце 1918 года Сергей Васильевич уезжает в США. Несмотря на бурную концертную деятельность, в это время он практически не создавал ничего нового. Только в 1926–1927 годах появились 4-й фортепианный концерт и ряд небольших произведений. В 1941 году Рахманинов закончил свое величайшее произведение – «Симфонические танцы».

Скончался Рахманинов Сергей Васильевич 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз в США. Похоронили великого композитора на кладбище Кенсико.


Последние 25 лет жизни он провёл вдали от России, которую горячо любил до последнего своего вздоха. Несмотря на тяжкие муки, он каждый день осведомлялся у близких о боевых успехах русских на фронте. Когда медсестра ему рассказывала, что советские войска продолжают наступать, освобождая от фашистов очередные города, он облегчённо вздыхал и, превозмогая боль, говорил: «Ну, слава Богу! Дай им Бог сил!»

За 20 лет до этого, будучи в эмиграции, Рахманинов случайно встретил в парижском музыкальном магазине своего старого знакомого – дирижёра еврейского театра Льва Пульвера, гастролирующего во Франции. Они поздоровались, и Сергей Васильевич тут же стал расспрашивать его о жизни в Москве. Но после первых же слов собеседника композитор внезапно зарыдал и выбежал прочь из магазина, так и не попрощавшись. «Обычно Рахманинов не был особенно экспансивен в проявлении своих чувств; из этого можно заключить, до какой степени болезненно он ощущал отрыв от родины», – рассказывал его друг, пианист Александр Гольденвейзер, которому Пульвер описал эту встречу.

Сергей Васильевич сам объяснял, какой трагедией для него обернулась разлука с Отечеством:

«Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия… воспоминаний».

Любовь к земному Отечеству пронизывает всё творчество Рахманинова. Этим и объясняется его долгое творческое молчание на чужбине как композитора., не случайно на Западе его музыка ассоциируется с Россией. По этому поводу высказался сам Сергей Васильевич:

«Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка. Я никогда не старался намеренно писать именно русскую музыку или музыку ещё какого-либо другого рода».

Неслучайно музыковед Михаил Казинник подметил, что тема русского колокольного звона встречается едва ли не в каждом втором произведении Рахманинова.

Тяжело переживая смутный 1917 год, наблюдая за революционными беспорядками и брожением масс, он приходит к неутешительному выводу: «Даже при Николае II чувствовал себя свободнее, чем сейчас. Теперь слово ‟свобода” звучит как насмешка». 21 декабря музыкант вместе с женой и двумя дочерьми уезжает на гастроли в Стокгольм по приглашению шведского Королевского Дома. С тех пор, по его собственному признанию, он становится «призраком, вечно бродящим по миру». После успешных выступлений, вместо того чтобы через два месяца вернуться обратно домой, Рахманинов с семьёй отправляется в Копенгаген, где останавливается почти на год. А в ноябре 1918-го он перебирается с близкими в США на постоянное место жительства.

Его двоюродная сестра Софья Сатина так объясняла решение композитора уехать из России:

«Многие считали, что переворот в России временный. Рахманинов же думал, что это конец старой России, и что ему, как артисту, ничего другого не остаётся, как покинуть родину. Он говорил, что жизнь без искусства для него бесцельна, что с наступившей ломкой всего строя искусства как такового быть не может и что всякая артистическая деятельность прекращается в России на многие годы».

В эмиграции, как только музыкант встал на ноги и расплатился с долгами, у него появилось гораздо больше возможностей помогать людям. Через год-полтора «концертной страды» в Америке гонорары композитора увеличились с 500 долларов за выступление до 3000–4000. Узнав о последствиях смуты в России – Гражданской войне, разрухе и голоде, он стал сотрудничать с благотворительными организациями Красного Креста и ARA (American Relief Administration), отправляя на Родину посылки с провизией и перечисляя огромные средства в пользу бедствующих соотечественников. Рахманинов хлопотал, чтобы определённые суммы тратились в помощь творческой интеллигенции – артистам, музыкантам, а также персоналу русской консерватории, филармонических училищ и оперных театров.

Одна из расписок о получении посылок от Рахманинова принадлежит прославленному театральному деятелю Константину Сергеевичу Станиславскому. Подписью мэтра закреплён следующий текст: «Я удостоверяю, что полученные мною продукты будут использованы лично мною и не будут проданы или обменяны». Среди великого множества людей, кому Сергей Васильевич протянул руку помощи в трудные времена, встречаются такие известные личности, как К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин, А.К. Глазунов, Б.Д. Григорьев, М.В. Добужинский, А.И. Зилоти, И.А. Ильин, Ю.Э. и Л.Э. Конюсы, А.И. Куприн, Н.А. Малько, Н.К. Метнер, В.В. Набоков, Д.М. Ратгауз, Игорь Северянин, К.А. Сомов, М.М. Фокин, М.А. Чехов и другие.

На чужбине Рахманинов никогда не забывал и про своих земляков-эмигрантов, которым тоже активно оказывал финансовую поддержку. В частности, он неоднократно давал благотворительные концерты в помощь русским учащимся и студентам, а также помогал соотечественникам-предпринимателям.

Начиная с 1941 года, Рахманинов активно перечислял деньги на нужды Красной Армии в войне с Германией, и это оказалось действенным примером для всех русских эмигрантов, неравнодушных к судьбам Родины. Всем сердцем переживая и сочувствуя воюющим соотечественникам, он открыто призывал русских эмигрантов помогать Советам, и в определённых кругах его даже прозвали «красным». Посылая один из первых чеков на 3920 долларов советскому консулу в Нью-Йорке В.А. Федюшину, композитор написал: «Это единственный путь, каким я могу выразить моё сочувствие страданиям народа моей родной земли за последние несколько месяцев». Другое очередное пожертвование в СССР он сопроводил следующими словами поддержки: «От одного из русских – посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Прожив в глубокой тоске по Родине более 20 лет, уже незадолго до смерти он отправил в советское консульство письмо с просьбой дать ему возможность вернуться домой. Он не получил никакого ответа и только тогда, наконец, принял гражданство США с целью облегчить будущее своим родственникам.

В конце жизни в одном из записанных воспоминаний он делился своей скорбью:

«Гнёт лёг на мои плечи. Он тяжелее, чем что-либо другое, это чувство не было мне знакомо в молодости. У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха».

Чтобы хотя бы чуть-чуть приглушить эту боль, на лужайке у своего последнего жилища в Беверли-Хиллс Рахманинов высадил белую берёзку, напоминающую ему далёкую Россию и родную Ивановку. Незадолго до его смерти она засохла...


Слайды 20-24 общая характеристика

Учитель: История русской эмигрантской литературы объемна и крайне сложна. Поэт, литературовед, переводчик Глеб Петрович Струве (тоже эмигрант) так писал об этой литературе: «Зарубежная русская литература есть временно отведенный в сторону поток общерусской литературы, который – придет время – вольется в общее русло этой литературы


Слайд 25

Февральский переворот Шмелёв первоначально приветствовал и даже отправился в Сибирь для встречи политкаторжан, однако вскоре разочаровался в его идеях. С самого начала был противником Октябрьского переворота и большевизма, увидев в них разрушение России. События 1917 года и последовавшие за ним события привели Шмелёва к значительным переменам в его мировоззрении. В июне 1918 года он вместе с семьёй уехал из большевистской Москвы в занятый германскими войсками Крым, в Алушту, где сначала жил в пансионе «Вилла Роз», принадлежавшем Тихомировым, а затем приобрёл земельный участок с домом.

Осенью 1920 года, когда Крымский полуостров был занят Красной армией, большевиками был арестован его сын Сергей, офицер русской армии (бывший подпоручик артиллерии), которому тогда было 25 лет. Несмотря на ходатайства Шмелёва перед Луначарским и Лениным, к которому лично обращался Горький, Сергей Шмелёв был расстрелян, в числе десятков тысяч жертв красного террора в Крыму.

Убийство сына, красный террор, начавшийся при большевиках голод в Крыму повергли Шмелёва в тяжелейшую душевную депрессию. На основе пережитого, уже будучи в эмиграции, он написал эпопею «Солнце мёртвых», которая вскоре принесла автору европейскую известность.

Слайд 26.

Не люблю высокопарный слог... Просто прочтите его книги. Хотя бы одну - "Лето Господне". Роман написан в эмиграции, в Париже. Почти 20 лет работы...

Три части романа - Праздники. Радости. Скорби, это песнь по ушедшей России, России, которую мы все потеряли, которую по шажкам обретаем сейчас.

Можно и нужно читать вместе с детьми. По вечерам, за столом, в умиротворении и единении.

Это автобиография. О горестях и радостях ребенка.... Глазами маленького мальчика так тепло, "вкусно", душевно описывается патриархальный уклад жизни московского купечества. Это и паломничества, и богослужения, и семейный быт, и подготовка к праздникам, и невероятно красочное описание приготовление исконно русских угощений. Читаешь, и погружаешься в ту эпоху. Возникает эффект присутствия нас сегодняшних в том времени... Светлая, радостная книга.

  • В России роман опубликован только в 1988 году. С этого и началось возвращение замечательного писателя на родину.

С 1922 года до своей кончины в 1950 году жил с женой в Париже, куда они эмигрировали из Крыма после расстрела единственного сына Сергея. Завещал похоронить себя в Москве на кладбище Донского монастыря. Но, похоронен был на парижском кладбище русских эмигрантов Сент-Женевьев-де-Буа.

  • Через полвека после кончины, 30 мая 2000 года, состоялось перезахоронение останков И. Шмелёва и его супруги. Они упокоились, как и его предки, в Москве, в некрополе Донского монастыря. Завещание исполнилось.


Слайд 31 Коровин Константилексеевич (1861-1939)

революция нарушила душевное равновесие русского импрессиониста. Его избрали в Комиссию художников при Комиссаре над бывшим Министерством Императорского двора, он стал членом коллегии художников театра, вошел в состав Отдела пластических искусств и получил еще несколько должностей. Но все это Коровина тяготило. В одном из писем он писал: «Боже, как надоела политика!». Как только появлялась возможность, художник уезжал из Москвы — сперва в ярославскую деревню Охотино, затем на берег тверского озера Удомля, где когда-то работал Исаак Левитан. Вдали от столицы Константин Коровин писал вечерние интерьеры.


К 60-летию со дня рождения Коровина, в 1921 году, Главный политико-просветительский комитет устроил выставку его работ. На следующий год в Третьяковской галерее открылась ретроспективная экспозиция полотен художника. Однако с каждым годом Коровину становилось труднее жить в России.

В конце 1922 года художник получил разрешение, чтобы уехать за границу — для лечения и проведения персональной выставки. Однако в СССР он не вернулся. Сначала мешали материальные проблемы, потом тяжело заболела жена Коровина. Последние 16 лет жизни художник провел в Париже. Здесь в моду вошли новые направления живописи, и работы художника-импрессиониста продавались плохо, их покупали в основном старые знакомые. Коровин зарабатывал тем, что публиковал свои воспоминания в русской эмигрантской прессе. К 70 годам художник практически полностью потерял зрение. Он диктовал свои мемуары, а потом и рассказы. Коровин оказался настоящим мастером слова, о его рассказах знакомые художника отзывались с восторженным удивлением. Федор Шаляпин говорил: «Знаешь, Константин, я удивляюсь, как ты это пишешь. Черт тебя знает, кто ты такой? Откуда это взялось?»


В 1939 году, через 10 дней после начала Второй мировой войны, Константин Коровин умер от сердечного приступа. Похоронили художника во Франции на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


Слайд 29-31

Рерих (1874-1947)

В 1916 году из-за тяжелой болезни Николай Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переехал в Финляндию. После революции 1917 года Финляндия закрыла границу с Россией, и Рерихи оказались отрезаны от молодого СССР. За границей с успехом прошли несколько его выставок.


В 1919 году семья Рерихов переехала в Лондон. Здесь они стали членами оккультного Теософского общества. Николай Рерих и его жена Елена основали новое философское учение «Живая этика» — о внутреннем преображении, раскрытии способностей и овладению космической энергией.


Через год по приглашению директора Чикагского института искусств Николай Рерих с семьей переехал в США. В Америке он организовал масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, создавал эскизы костюмов и декораций для Чикагской оперы, читал лекции о русском искусстве, этическом и эстетическом воспитании. В эти годы художник написал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и серию картин «Санкта» («Святые») о жизни русских святых и подвижников.

В годы Второй мировой войны он вновь обратился в своем творчестве к теме родины и создал ряд картин, используя образы русской истории, — «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись»

Слайд 32

знаменитая черкешенка, заслуженный легионер 1-го класса, командор, бригадный генерал, великий офицер национального ордена Французской Республики «За заслуги». Лауреат правительственных наград: Крест войны 1939-45, Крест великого мужества, Золотой крест Польской армии, Алая медаль Парижа, медали за Тунисскую и Итальянскую кампании.[1] Была «кавказской звездой» у Шанель в 1920-е годы.

Хагундокова прошла две мировые войны. Её сын Николай от брака с Николаем Баженовым достойно сражался в рядах американской армии под командованием генерала Кларка. А сама Эльмисхан — графиня Ирэн де Люар, командовала хирургическим отделением и передвижным госпиталем в рядах французского Сопротивления. Позже организовала передвижной хирургический госпиталь в Северной Африке, и переместилась со своим медицинским персоналом в Италию в разгар войны, где спасла сотни человеческих жизней во время исторической битвы у Монте-Кассино. Она принимала участие в освобождении Италии и получила орден Почетного легиона из рук президента Франции генерала де Голля.[1]

Эльмисхан Хагундокова — графиня де Люар была похоронена с высочайшими воинскими почестями, отпета в церкви Сен-Луи и похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

  • 8лет назад с почестями перезахоронена в Пантеоне. Единственная женщина в мире! И она из России!

Слайд 33.

Есть строчки, написанные за полстолетия до Гражданской войны и до исхода Белой армии. Все о том же… О наших за границей. О том, что родную землю ничто не заменит. Они на последней странице романа Ф.М.Достоевского «Идиот»: «Все это одна фантазия…. И мы за границей – одна фантазия…»

Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

- Что произвело впечатление?

- Над чем заставила вас задуматься изложенная информация?

Д/з. Написать письмо от лица русского эмигранта.



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!