СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 4 классе по дисциплине «Основы религиозных культур и светской этики» на тему «Дружба». (Модуль "Основы светской этики")

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока разработан по дисциплине ОРКСиЭ (Модуль "Основы светской этики)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 4 классе по дисциплине «Основы религиозных культур и светской этики» на тему «Дружба». (Модуль "Основы светской этики")»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СШ №17 имени Героя Российской Федерации А.Б.Буханова

г.Смоленска















Конспект урока по дисциплине

«Основы религиозных культур и светской этики»

на тему «Дружба»





















Автор: учитель начальных классов

Ниценкова Т.Н.







Класс: 4

Тип урока: комбинированный урок.

Модуль: Основы светской этики.

Цели урока: совершенствовать знания детей о дружбе; понимать значимость дружеских отношений; развивать умение анализировать и сопоставлять поступки людей и литературных героев; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; воспитывать осознанное поведение, принятое в обществе.

Оборудование: учебник А.Я.Данилюк Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики –М.:Просвещение,2012; наглядный материал, телевизор и компьютер, тексты, для работы в группах, толковый словарь С.И. Ожегова., музыкальное сопровождение карточки для рефлексии.

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: проблемное изложение (приёмы: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск); анализ полученного решения).

Основные термины и понятия: добродетельные отношения; дружба.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Создание благоприятного эмоционального фона.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир. И этот мир имеет особое название. Нас ждёт встреча с новыми понятиями и открытиями.

  1. Актуализация знаний.

Постановка проблемы.

-Ребята, прежде чем перейти к знакомству с новой темой, мы заглянем в гости к коту Леопольду.

Просмотр мультфильма Кот Леопольд. https://www.youtube.com/watch?v=btLsXVh4w8Q



-Ребята, к чему призывает нас кот Леопольд? Что значит жить дружно?

Подумайте, о чем мы будем говорить на уроке?

-О дружбе.

-Сегодня наш урок посвящен такому знакомому и понятному для всех чувству, как дружба!

(На доске написана тема урока).

Откройте тетради, запишите тему урока.

Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

-Что такое дружба?

-Между кем она может быть?

-Каким должен быть друг?

-Как найти друга и не потерять его?

-Есть ли законы в дружбе?

(Задачи напечатаны на бумаге и вывешиваются на доску).

  1. Открытие новых знаний

Словарная работа.

-Ребята, давайте обратимся к словарю и узнаем, как Ожегов дает толкование этому слову.

Словарная работа.

-А теперь на странице 32 в учебнике найдем определение и сравним их. (1,2 абзац)

Один человек читает определение из словаря, другой-из учебника.

-Правильно ли мы определили, что такое дружба? Вы согласны с данным определением?

-Молодцы, ребята! Давайте выделим отличительные особенности понятия «Дружба».



(Дети ставят три стрелки от темы урока и записывают отличительные черты в тетрадь, учитель прикрепляет их на доску)

ДРУЖБА









Избирательность бескорыстность взаимная симпатия и

общность интересов



-Ребята, можете ли вы объяснить значение каждого компонента? Что такое избирательность, бескорыстность и общность интересов?

Я предлагаю вам открыть учебник на стр.32-33, поработать в группах и более подробно изучить эти понятия.

(Обучающиеся читают учебник, затем коллективное обсуждение и вывод: «настоящая дружба невозможна без этих трех составляющих).

  1. Работа в группах.

-Ребята, продолжим работу в группах. Я предложу каждой группе различные задания, попробуйте их выполнить, а затем мы вместе их обсудим.

Работа в группах. Каждая группа получает листок, на котором напечатано задание.



1 группа работает с пословицами, соединяет их половинки и объясняет их смысл.

Соедините 2 половинки пословицы и объясните ее значение.

«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»

« Человек без друзей, что дерево без корней».

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?



2 группа работает с заданием по стихотворению

Прочитай стихотворение А.Барто и ответь на вопрос, почему дружба оказалась под угрозой?

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:


Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.


Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.


Он для милого дружка

Не жалел и пирожка —

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счет.


Не влечет меня, ребята,

Больше к другу. Не влечет.



3 группа составляет три правила дружбы, например:

1)Друга нельзя оставлять в беде;

2) Нельзя рассказывать секреты друга, если он тебе их доверил;

3) Нужно бескорыстно помогать другу, если требуется помощь.



Вывод: Ребята, вы большие молодцы, дружно поработали. Выскажите свое мнение, каким же должен быть настоящий друг? Что нужно сделать, чтобы не потерять друга? Каковы правила дружбы? А кто может стать другом? (Учитель, родители, одноклассники)

-Давайте составим схему в виде солнышка, какими качествами и должен обладать настоящий друг?

Детям предлагаются «лучики», они выбирают качества, прикрепляют на доску.



ФИЗМИНУТКА.

(Песня «В этом зале все друзья…»)



5. Просмотр видео «Котенок Гав. Где лучше бояться?»

https://www.youtube.com/watch?v=IvtNwgl5_EI



Вопросы для обсуждения:

Бывает ли такое у нас, людей? Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?

Они совершенно разные, но это не мешает их дружбе.

-Ребята, а как вы думаете, приятель и друг это синонимы? Почему?



6.Работа в группах. (Звучит песня «Друг в беде не бросит»)

Выращиваем сад дружбы.

Дети получают лепестки, пишут на них ассоциации со словом ДРУЖБА (смайлик, слова, предложения и т.д)

На доске выкладываем цветы и выращиваем сад дружбы.

-Ребята, посмотрите, какой мы вырастили сад дружбы! Будем стараться, чтобы он не завял, беречь его.



7.Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, мы с вами сегодня провели большую работу, давайте перечислим, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?

Вернемся к списку наших задач, выполнили мы их, ответили ли на все вопросы?

С какими отличительными чертами дружбы вы сейчас познакомились в учебнике? (избирательная, бескорыстная) Что объединяет друзей?(взаимная симпатия и общность интересов)

-Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.

-А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами как и ваш друг? Почему?

- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?

-О чем говорили на уроке? Что такое дружба? - Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?





8.Домашнее задание.

Чтение учебника, стр. 32-33, по группам.

1 группа-проект «Мой друг».

2 группа - задание 1 на стр.33.

3 группа – выучить стихотворение про дружбу.



-Ребята, как вы считаете, должны ли мы с вами быть дружными как классный коллектив? Почему?

Давайте образуем круг и пожелаем друг другу теплые слова, рукопожатия.

Положим ладошки друг другу и закончим словами кота Леопольда «Давайте жить дружно!»



















Список использованной литературы

1. А.Я.Данилюк Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики –М.:Просвещение,2012;

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997:

3. https://deti-online.com/stihi/stihi-agnii-barto/drug-napomnil-mne-vchera/