СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 4 классе по предмету "Музыка" по теме "Весна в музыке, живописи, литературе"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 4 классе по теме "Весна в музыке, живописи, литературе" по предмету  "Музыка"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 4 классе по предмету "Музыка" по теме "Весна в музыке, живописи, литературе"»



Тема урока: «Весна в музыке, литературе, живописи.» 4 класс



Цели:

- Научить детей различать настроение музыкального и художественного образа

- Различать средства выразительности в разных видах искусства

Задачи:

- Развивать слуховое и эмоционально – образное мышление в процессе восприятия музыки.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, Отечеству. Формировать эмоциональную музыкальную отзывчивость.

- Познакомить с циклом «Времена года» в творчестве композиторов П.И.Чайковского и Антонио Вивальди.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умения воспринимать на слух литературные, музыкальные произведения; уметь сравнивать и анализировать музыкальные и художественные образы, различать средства выразительности разных видов искусства, использовать словарь эмоций, музыкальные термины, активно участвовать в сольном и коллективном музицировании, развивать навыки речевых, музыкальных и пластических импровизаций.

Метапредметные УУД:

Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи; формирование навыков делать анализ музыкального произведения, использовать эмоциональный словарь, термины, находить опорные слова при устном высказывании, рассуждении о музыке, музыкальном и художественном образе в поэзии и живописи

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование действий по выполнению поставленных задач, оценивание своей работы на уроке; умение эмоционально откликаться на произведения литературы (стихи), музыки, живописи.

Коммуникативные: участие в общей беседе, коллективном музицировании, соблюдая правила речевого этикета, умение слушать других, обоснование своей точки зрения; взаимодействие в паре, группе.

Личностные УУД: осознание с помощью поэзии, музыки, живописи основных жизненных ценностей

Оборудование: компьютер, фортепиано

- Рисунки детей на тему «Весна».

- Картины мастеров пейзажной живописи (И. Левитан «Март»)

- Стихи о весне.

- Антонио Вивальди Концерт «Весна» из цикла «Времена года»

- П.И.Чайковский «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года»

- Портреты Антонио Вивальди и П.И.Чайковского

- А. Попатенко «Снежный дом»







Ход урока:

Учитель: Наш урок проходит в рамках школьной метапредметной недели наук гуманитарного цикла

А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете разгадывать загадки.


Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.

В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках,
По снегам бежит мальчишка
- Снег пугает, шалунишка:
Только ступит - стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот - ...

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц ...

В ночь - мороз,
С утра - капель,
Значит, на дворе ...

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл ...

В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?

Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня ...

У: Ребята, попробуйте определить, какой теме посвящён наш сегодняшний урок?

(Ответы детей)

Сегодня мы с вами встретимся с музыкой замечательных композиторов, которые жили в разное время и в разных странах, но что удивительно, написали музыкальные шедевры с одинаковыми названиями.

Это итальянский композитор 18 века Антонио Вивальди – крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства. И русский композитор 19 века- П. И. Чайковский, один из самых лучших мелодистов в русской музыке.

(Сообщения детей о композиторах А. Вивальди и П.И. Чайковского)

У: А. Вивальди создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта.

концерт - виртуозное произведение для солирующего инструмента с сопровождением оркестра

Ещё при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза, яркий представитель эпохи барокко в музыке

(Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия)

Барокко - один из значимых стилей в культурной жизни Европы. Наибольшей популярности он достиг в таких странах, как Германия, Испания, Россия, Франция. Родиной его считается Италия. Эпоха барокко охватывает около двух столетий - с конца 16 до середины 18 века. К отличительным чертам данного стиля относятся напыщенность, торжественность и парадность. Причем барокко охватывает не только художественное творчество, литературу и живопись, но и образ мышления человека, его существования, а также в какой-то мере и науку. Произведения данного времени экспрессивны и выразительны, им присуща изощренность форм, создание иллюзорного пространства, а также причудливая игра тени и света.

В эпоху Барокко клавесин, предшественник фортепиано, был очень популярен. А вот скрипку называли “богиней” инструментов. Над её звуком, голосом трудились такие мастера как: АМАТИ, ГВАРНЕРИ, СТРАДИВАРИ.

Далее, хорошо известный вам Пётр Ильич Чайковский, русский композитор 19 века, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки, величайший мелодист, какого бы жанра музыку он не писал, в ней всегда есть очень красивая мелодия.



Назовите известные вам произведения П. И. Чайковского

(Ответы детей)

У.- Музыкальные произведения, написанные этими композиторами, называются «Времена года», и это не единственное общее у этих произведений: все они представляют собой циклы, т.е. состоят из нескольких частей, объединённых одной темой.

Слушание музыки:

А. Вивальди, Концерт №1 «Весна», 1 часть Allegro

П.И. Чайковский, «Март. Песня жаворонка»



У.- А теперь давайте подробно поговорим, о том, что вы услышали.

Вам понравилось? В каком исполнении вы услышали музыку?

Д.-(Оркестр, фортепиано)

У.- Скажите, пожалуйста, какую вы услышали и увидели весну у Вивальди?

(дети отвечают, а учитель записывает на доске) – теплую, поющую, бурлящую

- Скажите, пожалуйста, а какую вы услышали и увидели весну у Чайковского?

(раннюю, прохладную, напевную, спокойную)

У.- Посмотрите, сколько общего, но и неожиданного получилось в нашем представлении о весне. И это не случайно. Ведь музыка может отразить всё, что происходит и существует в нашей жизни, музыкальный образ - это воплощённая в музыке жизнь, любая её частица: чувство, переживание, мысль, событие, картина природы. Перечислять можно бесконечно, вы сегодня сами определите, какие музыкальные образы созданы в этих произведениях, но прежде выполним задание, суть которого заключается в следующем: первые два произведение имеет поэтические эпиграфы. "Времена года" Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

--определите, какой эпиграф принадлежит произведению Петра Ильича Чайковского, какой Антонио Вивальди.

Сонет (отрывок): А. Вивальди, перевод В. Григорьева

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.




Эпиграф из А. Н Майкова: 

Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны,

Вешних жаворонков пенье

Голубые бездны полны.



Давайте подробней остановимся на альбоме «Времена года».

История создания:

Николай Матвеевич Бернард – издатель журнала “Нувеллист”, однажды пришёл к Чайковскому и попросил его написать музыкальные пьесы к месяцам года. На что Пётр Ильич с радостью откликнулся. Таким образом, 1 числа каждого месяца, в журнале стали печататься фортепианные пьесы. Н.М. Бернарду принадлежит инициатива названия пьес и самого альбома, а также написание эпиграфов.

«Времена года» Чайковского - это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Позднее его брат Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Пётр Ильич любил жизнь. Каждый день имел для него значительность, и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением природой наполнена музыка одного из шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года".

Двенадцать пьес - двенадцать картинок из жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов: Пушкина, Майкова, Фета, Плещеева, Кольцова, Толстого, Некрасова и Жуковского.

У.- Красота природы и смена времен года всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они по-разному увидели и изобразили одно и то же время года. Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение к ней. Он не копирует увиденное, через произведение искусства он передает свое внутреннее состояние, свой взгляд на мир, своего рода «портрет эпохи».

У.- Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины, поэты рисуют рифмой свои образы природы, а художники - свои, поэтому мы находим в произведениях сходства и различия. Все произведения искусства – это творение рук человека. Я думаю, нашей теме урока будет созвучна эта песня.

Исполнение песни о весне «Снежный дом» А. Попатенко с музыкальными инструментами (треугольники, металлофон)

Картина И. Левитана «Март»

У: Ребята, посмотрите на иллюстрацию картины И. Левитана «Март» и скажите о весне одну фразу, какую вы видите весну у великого художника-пейзажиста? Начните свое высказывание словом «Весна….» или «Весной….».

(Ответы детей)

У: Послушаем стихи о весне, какой из художественных образов стихотворений русских поэтов подходит к картине И. Левитана «Март» и музыкальный образ А. Вивальди и П.И. Чаковского из циклов «Времена года»



Дети читают стихи о весне

(ответы детей)

Обобщение урока:

У. - А Педагог: молодцы ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, музыку каких композиторов мы слушали?

У: Молодцы. Хочется закончить урок словами композитора П.И. Чайковского о весне, послушайте: «Какое волшебство наша весна несёт своей внезапностью, своей роскошной силою! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное, бодрящее».

Интернет-ресурсы:

1.П.Чайковский . music-fantasy.ru› Времена года

2.krugosvet.ru›node/35498

3.Портрет Вивальди. http://www.classica.fm/wp-content/uploads/2010/11/antonio-vivaldi.jpg

4.ru.wikipedia.org›Барокко

5. Портрет П.И.Чайковского http://f2.live4fun.ru/pictures/img_28960639_254_1.jpg

6. classic-music.ru›mp3-tchaikovsky-piano.html












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!