СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе "Изложение по тексту "Циркуль и цирк"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе "Изложение по тексту "Циркуль и цирк"»

Конспект урока в 5 классе

Дата:

Тема: Устное подробное изложение с творческим заданием «Цирк и циркуль»

Тип урока: урок развития речи

Цель: совершенствовать орфографические навыки, умение применять на практике правило «буквы и,ы после ц», развивать речь учащихся, умение пересказывать, сохраняя структуру текста, продолжать текст своими мыслями, составлять связное высказывание, развивать память, внимание, творческое мышление, фантазию; воспитывать самостоятельность учащихся.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Проверка д/з.

  3. Сообщение темы и цели урока.

  4. Актуализация опорных знаний.

  1. Переделать словосочетания в слова с выученными орфограммами, выделить орфограммы в приставках.

Образец: человек без сердца – бессердечный человек.

Любовь без границ; лагерь при школе; трава, которую косили; поступок без корысти; материал, который расходуют; сверток, который обвернули, ткань, которую отбелили (безграничная, пришкольный, скошенная, бескорыстный, расходный, обвернутый, отбеленная).

  1. Повторение правила «буквы и,ы после ц» с.39.

  1. Работа над развитием речи.

Подготовка к пересказу.

  1. Выполние упр. 468 с применением правила. Обсуждение.

Озаглавьте текст. Какие объяснения приводит автор в первой и второй частях текста? Спишите (на выбор) одну из них.
Что общего между ц..ркулем и ц..рком? Я ра(с, сс)удил так: главное в ц..рке — это арена. На ней выступают акр..баты, фокусники, ж..нглёры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и (с, з)дание самого ц..рка.
Но ведь и ц..ркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит.
Значит, именно круг как раз то, что р..днит ц..ркуль и ц..рк. А потом я прочёл в сл..варе, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «ци́ркулюс», что значит «круг», «окружность».

Решение

«Циркуль» — значит «круг»
Что общего между циркулем и цирком? Я рассудил так: главное в цирке — это арена. На ней выступают акробаты, фокусники, жонглеры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит. Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочёл в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «ци́ркулюс», что значит «круг», «окружность».
Автор рассуждает, что общего между циркулем и цирком. Он объясняет, что в цирке − арена круглая, как и само здание цирка. Циркуль тоже имеет отношение к кругу, он его чертит.

Варианты заглавий: “Родственные слова”, “Латинские корни”, “Циркуль и цирк”.

В первой части рассказчик приводит объяснение, к которому пришёл самостоятельно путём рассуждений: он нашёл общее значение слов циркуль и цирк; во второй части приводится научное объяснение, о котором рассказчик узнал из словаря.

  1. Беседа по тексту:

- к какому типу речи относится текст? (рассуждение).

- как вы это поняли (слово рассудил, риторический вопрос, доводы).

- какая часть текста отсутствует? (тезис).

-какой тезис можно подобрать? Давайте отобразим его в названии текста.

-а что еще общего можем найти у слов цирк и циркуль? (относятся к одному правилу ци).

3) составление плана.

План

1. Что общего?

2. Рассуждение автора

А) главное в цирке;

Б) циркуль и круг.

3. Вывод о родстве слов по значению.

4. Словарная справка.

4) Подготовка к изложению, пересказ текста (устно).

Творческое задание.

Попробуйте составить подобное высказывание о сходстве слове лопата и лопух. Выскажите свои предположения, соблюдая структуру текста-рассуждения.

  1. Самостоятельная работа. После зачитывания предположений учащихся каждому выдается словарная справка или этимологический словарь, откуда учащиеся узнают о родстве данных слов, проверочное для них слово, запоминают правописание «лопоухий».

Словарная справка: Слова лопасть, лопата, лопух. Лопоухий являются родственными. ЛОПАСТЬ – это собственно русское слово, не заимствованное, образовано от прилагательного Лопастый (было когда-то такое слово, и до сих пор в некоторых диалектах встречается).

Лопастый произошло от несохранившегося слова ЛОП- "Лист","ладонь"(ср.литовский:LOPA - "лапа").

Итак, ЛОП-это широкий, как ладонь, лист."Лопастый".т.е. широкий лист - это ЛОПУХ, т.е. Лопух образовано от слова ЛОП при помощи суффикса УХ.

Лопасть-это то, что похоже на ЛОП(лист) или на лопух.

От того же "ЛОПА" произошло при помощи суф.АТ слово ЛОПАТА (буквально означает :с лапой; лапа-это то же самое,что и лоп,"широкий лист, похожий на ладонь)

Таким образом, все эти слова Лопасть, Лопата, Лопух исконно русские, и образованы они от лова ЛОП("лист, похожий на ладонь").Отсюда же и слово ЛОПОУХИЙ (буквально: с ушами похожими на лист или на ладонь).

Учащиеся дописывают свои высказывания (2часть), сдают работы.

  1. Итог урока. Рефлексия

8. Домашнее задание. Повторить с.39 правило, выполнить упр.








Словарная справка: Слова лопасть, лопата, лопух. Лопоухий являются родственными. ЛОПАСТЬ – это собственно русское слово, не заимствованное, образовано от прилагательного Лопастый (было когда-то такое слово, и до сих пор в некоторых диалектах встречается).

Лопастый произошло от несохранившегося слова ЛОП- "Лист","ладонь"(ср.литовский:LOPA - "лапа").

Итак, ЛОП-это широкий, как ладонь, лист."Лопастый".т.е. широкий лист - это ЛОПУХ, т.е. Лопух образовано от слова ЛОП при помощи суффикса УХ.

Лопасть-это то, что похоже на ЛОП(лист) или на лопух.

От того же "ЛОПА" произошло при помощи суф.АТ слово ЛОПАТА (буквально означает :с лапой; лапа-это то же самое,что и лоп,"широкий лист, похожий на ладонь)

Таким образом, все эти слова Лопасть, Лопата, Лопух исконно русские, и образованы они от лова ЛОП("лист, похожий на ладонь").Отсюда же и слово ЛОПОУХИЙ (буквально: с ушами похожими на лист или на ладонь).











Словарная справка: Слова лопасть, лопата, лопух. Лопоухий являются родственными. ЛОПАСТЬ – это собственно русское слово, не заимствованное, образовано от прилагательного Лопастый (было когда-то такое слово, и до сих пор в некоторых диалектах встречается).

Лопастый произошло от несохранившегося слова ЛОП- "Лист","ладонь"(ср.литовский:LOPA - "лапа").

Итак, ЛОП-это широкий, как ладонь, лист."Лопастый".т.е. широкий лист - это ЛОПУХ, т.е. Лопух образовано от слова ЛОП при помощи суффикса УХ.

Лопасть-это то, что похоже на ЛОП(лист) или на лопух.

От того же "ЛОПА" произошло при помощи суф.АТ слово ЛОПАТА (буквально означает :с лапой; лапа-это то же самое,что и лоп,"широкий лист, похожий на ладонь)

Таким образом, все эти слова Лопасть, Лопата, Лопух исконно русские, и образованы они от лова ЛОП("лист, похожий на ладонь").Отсюда же и слово ЛОПОУХИЙ (буквально: с ушами похожими на лист или на ладонь).














Словарная справка: Слова лопасть, лопата, лопух. Лопоухий являются родственными. ЛОПАСТЬ – это собственно русское слово, не заимствованное, образовано от прилагательного Лопастый (было когда-то такое слово, и до сих пор в некоторых диалектах встречается).

Лопастый произошло от несохранившегося слова ЛОП- "Лист","ладонь"(ср.литовский:LOPA - "лапа").

Итак, ЛОП-это широкий, как ладонь, лист."Лопастый".т.е. широкий лист - это ЛОПУХ, т.е. Лопух образовано от слова ЛОП при помощи суффикса УХ.

Лопасть-это то, что похоже на ЛОП(лист) или на лопух.

От того же "ЛОПА" произошло при помощи суф.АТ слово ЛОПАТА (буквально означает :с лапой; лапа-это то же самое,что и лоп,"широкий лист, похожий на ладонь)

Таким образом, все эти слова Лопасть, Лопата, Лопух исконно русские, и образованы они от лова ЛОП("лист, похожий на ладонь").Отсюда же и слово ЛОПОУХИЙ (буквально: с ушами похожими на лист или на ладонь).











Словарная справка: Слова лопасть, лопата, лопух. Лопоухий являются родственными. ЛОПАСТЬ – это собственно русское слово, не заимствованное, образовано от прилагательного Лопастый (было когда-то такое слово, и до сих пор в некоторых диалектах встречается).

Лопастый произошло от несохранившегося слова ЛОП- "Лист","ладонь"(ср.литовский:LOPA - "лапа").

Итак, ЛОП-это широкий, как ладонь, лист."Лопастый".т.е. широкий лист - это ЛОПУХ, т.е. Лопух образовано от слова ЛОП при помощи суффикса УХ.

Лопасть-это то, что похоже на ЛОП(лист) или на лопух.

От того же "ЛОПА" произошло при помощи суф.АТ слово ЛОПАТА (буквально означает :с лапой; лапа-это то же самое,что и лоп,"широкий лист, похожий на ладонь)

Таким образом, все эти слова Лопасть, Лопата, Лопух исконно русские, и образованы они от лова ЛОП("лист, похожий на ладонь").Отсюда же и слово ЛОПОУХИЙ (буквально: с ушами похожими на лист или на ладонь).