СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе на тему "Накладная аппликация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе на тему "Накладная аппликация"»

План урока на 09.03.10

учитель технологии Никитиной О.И.

класс 5А


Тема урока: Виды выполнения аппликации. Накладная аппликация.


Цель урока: освоение техники накладной аппликации


Задачи:

- ознакомить с техническими условиями и приёмами выполнения накладной аппликации

- научить приему выполнения накладной аппликации.

развивать:

  • представление о взаимосвязи практического назначения изделия, его формы, материала и цвета с украшением;

  • логическое мышление;

  • умения и навыки выполнения аппликации;

  • моторику;

  • навыки самостоятельной деятельности;

  • навыки работы с тканью, иглой, ножницами, швейной машиной;

- совершенствовать у детей способность эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства.


Тип урока: комбинированный

Формы, методы:

- личностно-ориентированный подход к ученицам: учет личностных качеств учениц на различных этапах урока, в том числе при организации деятельности, оценивании;

- дифференцированный подход: по сложности задания, по степени оказания помощи;

- деятельностный метод: самостоятельная деятельность учениц при выполнении накладной аппликации;

- элементы проектной деятельности: постановка задачи, разбиение задачи на этапы, получение результата (завершенная работа).


Оборудование и инструменты:

  • утюг,

  • гладильная доска,

  • ножницы,

  • швейная машина,

  • ручные иголки,

  • лоскутки ткани 15*15 см. одноцветные для фона,

  • ткани различных рисунков и расцветок для аппликации или с сюжетными рисунками,

  • нитки катушечные и мулине,

  • копировальная бумага.


Ход урока:

№ этапа

Деятельность учителя, содержание этапа

Деятельность учениц

1

Организационная часть – 1 мин

- взаимное приветствие;

- организация рабочего места;

- готовность рабочей одежды


- взаимное приветствие;

- организация рабочего места;

- готовность рабочей одежды

2

















































3.





































































4.



























5.











6.
























Введение в тему урока - 5 мин

Ребята тема нашего урока “Виды выполнения аппликации. Накладная аппликация”.

В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”.

- В начальной школе вы уже занимались этим видом работы, но аппликация была из каких материалов?

Давайте построим логическую схему и посмотрим, что представляет собой аппликация

Учащиеся получают проспекты с заданием.

Задание: Используя цепочку слов, вставить подходящие по смыслу слова в пропуски.

(см. Приложение 1)

( ветки, листья деревьев, цветы, семена, покровные ткани, мех, кожа, ткани, косточки рыбьи, бумага, белая, цветная, бархатная, термическим путём (с помощью флизелина), клеем ПВА, “Момент”, ручными стежками, прямые, петельные, машинными стежками, прямые, зигзагообразные.).

Ответы:

Аппликация - по виду материала:

- растительного происхождения ( ветки ,листья деревьев, цветы, семена )

- животного происхождения ( покровные ткани, мех, кожа, косточки рыбьи )

- неприродный материал (бумага белая, цветная, бархатная, ткани, )

Аппликация - по способу прикрепления:

- приклеивание термическим путём

- приклеивание клеем ПВА, “Момент”

- пришивание стежками

Виды стежков:

-ручные (прямые , петельные)

- машинные (прямые, зигзагообразные)


Изложение нового материала - 10 мин.

3.1 Накладное шитьё существует с давних времён. Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала – ткань, кожу, мех – и закрепляя их нитками на ткани различными ручными стежками.

- Какие ручные стежки вы знаете?

(прямые, петельные, тамбурные, косые, крестообразные.)

Демонстрация образца аппликации с ручными стежками.

При этом стежки должны плотно прилегать друг к другу. Кроме ручных приёмов используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах.

3.2 В технике накладного шитья орнамент может быть самый разнообразный: геометрический, тематический. Ткань изделия, ткань аппликации и нитки, используемые для вышивки, предварительно проверяют на прочность окраски. Для аппликации удобно пользоваться несыпучими тканями. Особенно хороши ткани типа сукна, драпа, тонкой искусственной и натуральной кожи. При выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – ситца, сатина, фланели, байки - проклеивают с изнаночной стороны флизилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам.

Демонстрация флизилина, тканей, пригодных для аппликации.

3.3 На ткань переводят рисунок для аппликации, учитывая при этом направление нитей ткани изделия и накладки: долевые нити накладки должны располагаться по долевым нитям изделия, а поперечные нити – по поперечным.

- Почему это необходимо учитывать?

(после стирки изделия, место прикрепления аппликации может стянуть, если она неверно расположена.)

Перевод рисунка осуществляется с помощью копировальной бумаги, если цвет ткани или структура её не позволяет использовать копировальную бумагу, то по рисунку делают выкройки из плотной бумаги или картона, накладывают на нужную ткань и обводят цветным карандашом, или тонким кусочком сухого мыла. А также можно применить готовый сюжетный рисунок вырезав его отступив 2-3 мм. по всему краю рисунка.

Вырезанные детали узора или рисунка примётывают к основной ткани-фону нитками мулине, шелковыми или полиэстер.

- Можно ли прикреплять аппликацию хлопчатобумажными нитками?

(Нет. Так как со временем х/б нитки выцветают)

- Как вы думаете, кроме ручных строчек, какие ещё можно применить при выполнении аппликации?

(машинная зигзагообразная строчка.)

3.4 Вопросы для повторения:

- Что такое аппликация?

- Как подготовить ткань для аппликации?

- Какими стежками прикрепляют аппликацию?

- Как перевести рисунок на ткань?

Физкультминутка – динамическая пауза на плечевой отдел, кисти рук – 1 мин.



Вводный инструктаж по практической работе – 10 мин.

4.1 Учитель предлагает работу на выбор прикрепление аппликации ручными стежками и машинной зигзагообразной строчкой.

Перед тем как приступить к выполнению аппликации, необходимо:

- правильно организовать рабочее место,

- обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при выполнении аппликации: длина стежка, цвет ниток и ткани-фона.

- Вспомнить правила безопасного труда при использовании ножниц, иголок, утюга.

И соблюдать эти правила во время работы.

4.2 Раздать инструкционную карту выполнения аппликации. (см. Приложение 2)

4.3 Учитель на личном показе демонстрирует каждый этап выполнения аппликации.

(Для создания творческой обстановки - лёгкая музыка)





Практическая самостоятельная работа учащихся – 55 мин.

- целевые обходы;

- контроль;

- рациональное оказание помощи


Прерваться на динамическую паузу – сделать зарядку для глаз – 1 мин.




Подведение итогов урока – 8 мин.




- организационный момент

- подведение итогов:

  • Демонстрация работ учениц

  • Заслушивание их самооценки,

  • Заслушивание комментариев учителя

  • Выставление оценок

  • Выставление оценок;

  • Запись домашнего задания


Критерии оценивания

1. (в зависимости от качества выполненной работы):

- выполнение требований к работе с нитью (длина, количество, узелки и т.д.) – 1 балл;

- выполнение требований при работе с иглой – 2 балла;

- правильно выкроены детали кроя аппликации – 1 балл;

- правильно продублирована каждая деталь аппликации флизилином – 1 балл

2. (в зависимости от объема выполненной работы):

На «5» - выполнить аппликацию , предложенную учителем, добавить два дополнительных элемента;

На «4» - выполнить аппликацию , предложенную учителем, добавить один дополнительный элемент;

На «3» - выполнить аппликацию , предложенную учителем;



Домашнее задание – оформить аппликацию в рамку.



Положительное эмоциональное окончание урока


























Фронтальная беседа












Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой




























Фронтальная беседа, ответы на вопросы


























































Фронтальный опрос















Контроль учителя и учащихся














Наблюдение учащихся



Учащиеся все вместе подходят к столу учителя, где им демонстрируется каждый этап выполнения работы







Самоконтроль





























Комментарии учащихся по выполненной работе;

Комментарии учителя по выполненной работе;

Запись в дневнике домашнего задания;

Обсуждение трудностей, возникших во время работы;





Приложение 1.

Тема урока: Виды выполнения аппликации. Накладная аппликация.

Цель урока: освоение техники накладной аппликации.



Задание. Используя цепочку слов, вставить подходящие по смыслу слова в пропуски:

( ветки, листья деревьев, цветы, семена, покровные ткани, мех, кожа, ткани, косточки рыбьи, бумага, белая, цветная, бархатная, термическим путём (с помощью флизелина), клеем ПВА, “Момент”, ручными стежками, прямые, петельные, машинными стежками, прямые, зигзагообразные.).

Ответы:

Аппликация - по виду материала:

- растительного происхождения ( ……………………………………………………………………..)

- животного происхождения (………………………………………………………………………… )

- неприродный материал (………………………………………………………………………………. )

Аппликация - по способу прикрепления:

- приклеивание(…………………………………………………….)

- приклеивание (……………………………………………………)

- пришивание (………………..)

Виды стежков:

-ручные (…………………………………..)

- машинные (…………………………………..)
















Приложение 2.

Инструкционная карта

«Выполнения накладной аппликации»

Материалы:

1. Выбрать аппликацию для работы .

2. Выбрать ткань-фон для панно. Эта ткань должна быть больше, чем сама аппликация.

3. Раскроить аппликацию по шаблонам, отступая от края на 2-3 мм от контура шаблона.

4. Подклеить утюгом детали кроя флизилином для предохранения нитей от осыпания.

5. Наметить место расположения аппликации на основной ткани-фона (учитывая направление долевых и поперечных нитей на основной ткани и аппликации).

6. Подобрать нитки мулине или катушечные (полиэстер, лавсановые, шёлковые) по цвету кромки аппликации.

7. Приметать аппликацию по краю к основной ткани-фону мелкими прямыми стежками.

8. Пришить аппликацию по краю к основной ткани косыми, петельными, тамбурными стежками или машинной зигзагообразной строчкой.

Оформление панно (для домашнего задания)

9. По краям панно выдернуть нитки – получить бахрому шириной 1 см. или приметать и пристрочить тесьму машинной строчкой.

10. Выполнить петли из тесьмы. Прикрепить их ручными стежками с изнаночной стороны к верхним углам панно.

Или:

9. Приклеить основную ткань по краю на картон такого же формата.

10. Выполнить рамку из цветной бумаги.

11. Наметить с изнаночной стороны картинки место под петельку и приклеить её.

Критерии оценивания:

Изучение критериев оценивания

  1. (в зависимости от качества выполненной работы):

-выполнение требований к работе с нитью (длина, количество, узелки и т.д.) – 1 балл;

- выполнение требований при работе с иглой – 2 балла;

- правильно выкроены детали кроя аппликации – 1 балл;

- правильно продублирована каждая деталь аппликации флизилином – 1 балл

  1. в зависимости от объема выполненной работы):


На «5» - выполнить аппликацию , предложенную учителем, добавить два дополнительных элемента;

На «4» - выполнить аппликацию , предложенную учителем, добавить один дополнительный элемент;

На «3» - выполнить аппликацию , предложенную учителем;