Введение в тему урока - 5 мин Ребята тема нашего урока “Виды выполнения аппликации. Накладная аппликация”. В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”. - В начальной школе вы уже занимались этим видом работы, но аппликация была из каких материалов? Давайте построим логическую схему и посмотрим, что представляет собой аппликация Учащиеся получают проспекты с заданием. Задание: Используя цепочку слов, вставить подходящие по смыслу слова в пропуски. (см. Приложение 1) ( ветки, листья деревьев, цветы, семена, покровные ткани, мех, кожа, ткани, косточки рыбьи, бумага, белая, цветная, бархатная, термическим путём (с помощью флизелина), клеем ПВА, “Момент”, ручными стежками, прямые, петельные, машинными стежками, прямые, зигзагообразные.). Ответы: Аппликация - по виду материала: - растительного происхождения ( ветки ,листья деревьев, цветы, семена ) - животного происхождения ( покровные ткани, мех, кожа, косточки рыбьи ) - неприродный материал (бумага белая, цветная, бархатная, ткани, ) Аппликация - по способу прикрепления: - приклеивание термическим путём - приклеивание клеем ПВА, “Момент” - пришивание стежками Виды стежков: -ручные (прямые , петельные) - машинные (прямые, зигзагообразные) Изложение нового материала - 10 мин. 3.1 Накладное шитьё существует с давних времён. Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала – ткань, кожу, мех – и закрепляя их нитками на ткани различными ручными стежками. - Какие ручные стежки вы знаете? (прямые, петельные, тамбурные, косые, крестообразные.) Демонстрация образца аппликации с ручными стежками. При этом стежки должны плотно прилегать друг к другу. Кроме ручных приёмов используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах. 3.2 В технике накладного шитья орнамент может быть самый разнообразный: геометрический, тематический. Ткань изделия, ткань аппликации и нитки, используемые для вышивки, предварительно проверяют на прочность окраски. Для аппликации удобно пользоваться несыпучими тканями. Особенно хороши ткани типа сукна, драпа, тонкой искусственной и натуральной кожи. При выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – ситца, сатина, фланели, байки - проклеивают с изнаночной стороны флизилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам. Демонстрация флизилина, тканей, пригодных для аппликации. 3.3 На ткань переводят рисунок для аппликации, учитывая при этом направление нитей ткани изделия и накладки: долевые нити накладки должны располагаться по долевым нитям изделия, а поперечные нити – по поперечным. - Почему это необходимо учитывать? (после стирки изделия, место прикрепления аппликации может стянуть, если она неверно расположена.) Перевод рисунка осуществляется с помощью копировальной бумаги, если цвет ткани или структура её не позволяет использовать копировальную бумагу, то по рисунку делают выкройки из плотной бумаги или картона, накладывают на нужную ткань и обводят цветным карандашом, или тонким кусочком сухого мыла. А также можно применить готовый сюжетный рисунок вырезав его отступив 2-3 мм. по всему краю рисунка. Вырезанные детали узора или рисунка примётывают к основной ткани-фону нитками мулине, шелковыми или полиэстер. - Можно ли прикреплять аппликацию хлопчатобумажными нитками? (Нет. Так как со временем х/б нитки выцветают) - Как вы думаете, кроме ручных строчек, какие ещё можно применить при выполнении аппликации? (машинная зигзагообразная строчка.) 3.4 Вопросы для повторения: - Что такое аппликация? - Как подготовить ткань для аппликации? - Какими стежками прикрепляют аппликацию? - Как перевести рисунок на ткань? Физкультминутка – динамическая пауза на плечевой отдел, кисти рук – 1 мин. Вводный инструктаж по практической работе – 10 мин. 4.1 Учитель предлагает работу на выбор прикрепление аппликации ручными стежками и машинной зигзагообразной строчкой. Перед тем как приступить к выполнению аппликации, необходимо: - правильно организовать рабочее место, - обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при выполнении аппликации: длина стежка, цвет ниток и ткани-фона. - Вспомнить правила безопасного труда при использовании ножниц, иголок, утюга. И соблюдать эти правила во время работы. 4.2 Раздать инструкционную карту выполнения аппликации. (см. Приложение 2) 4.3 Учитель на личном показе демонстрирует каждый этап выполнения аппликации. (Для создания творческой обстановки - лёгкая музыка) Практическая самостоятельная работа учащихся – 55 мин. - целевые обходы; - контроль; - рациональное оказание помощи Прерваться на динамическую паузу – сделать зарядку для глаз – 1 мин. Подведение итогов урока – 8 мин. - организационный момент - подведение итогов: Демонстрация работ учениц Заслушивание их самооценки, Заслушивание комментариев учителя Выставление оценок Выставление оценок; Запись домашнего задания Критерии оценивания 1. (в зависимости от качества выполненной работы): - выполнение требований к работе с нитью (длина, количество, узелки и т.д.) – 1 балл; - выполнение требований при работе с иглой – 2 балла; - правильно выкроены детали кроя аппликации – 1 балл; - правильно продублирована каждая деталь аппликации флизилином – 1 балл 2. (в зависимости от объема выполненной работы): На «5» - выполнить аппликацию , предложенную учителем, добавить два дополнительных элемента; На «4» - выполнить аппликацию , предложенную учителем, добавить один дополнительный элемент; На «3» - выполнить аппликацию , предложенную учителем; Домашнее задание – оформить аппликацию в рамку. Положительное эмоциональное окончание урока |