СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе "Род имени существительного" с использованием интерактивной доски

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок русского языка в 5-м классе (технологическая карта урока, конспект, приложения). Материалы для интерактивной доски ActivBoard см. по ссылке https://multiurok.ru/files/izuchenie-temy-imia-sushchestvitelnoe-kultura-rech.html

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе "Род имени существительного" с использованием интерактивной доски»

Технологическая карта урока русского языка

Учитель Романова Марина Львовна, МОУ «Лицей № 86» г. Ярославля

Класс

Тема урока Род имен существительных

УМК Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс/ Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский.


Цель деятельности учителя

Формировать представление о грамматической категории рода имени существительного, возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных; умение определять род имен существительных; правильно употреблять в речи, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом имен существительных

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать о грамматической категории рода существительных; о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных; уметь определять род имен существительных; согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительным; находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом имен существительных.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Наблюдение за языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, парная, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uchitel-izd.ru/ http://festival.1september.ru/

http://edu.1c.ru/

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мудьтимедийный проектор, пульты для голосования ActivExpression

Наглядно-демонстрационный материал

Флипчарт ActivInspire, 1С: Школа. Русский язык. 5– 6 кл. Морфология. Орфография

Основные понятия

Имя существительное, род имени существительного, постоянные и непостоянные признаки имени существительного, одушевленные и неодушевлённые существительные

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

  1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (5 минут)

Ответьте на следующие вопросы.

  1. Какое небесное тело имеет два названия: одно – мужского рода, другое – женского? (Месяц – луна.)

  2. В какой сказке А. С. Пушкина слово лебедь – женского рода? Из чего это можно заключить? («Сказка о царе Салтане» – Глядь — поверх текучих вод //Лебедь белая плывет.)

  3. Какое существительное женского рода на – ь дает название краске светло-синего цвета? (Лазурь.)

  4. Тонкой щеткой на ресницы

Тщательно нанесена –
Взгляд лучистый,

Взгляд искрится .

Не волшебница ль она?
Если в зале торжество,
Вы услышите его. (Звучит туш.)

Исполняя, музыканты
Им приветствуют таланты,

Победителей, героев.

Что это? Секрет откроем,

Нам не жалко – ладно уж:

Это тушь, а это – туш!

– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Какую грамматическую категорию мы будем изучать?

– Умеете ли вы определять род имени существительного?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Записывают ответы, объясняя встретившиеся орфограммы:

месяц, луна, лебедь, лазурь, тушь, туш.

Фронтальная

Познавательные: понимают поставленную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия и операции, сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, умеют слушать и слышать друг друга

Самопроверка по образцу (ФЧ, стр. 13), устные ответы

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

(3 минуты)

– Найдите существительные среднего (мужского, женского) рода и запишите их номера. (Задание 1 на карточке, по рядам)

Ключ:

  1. Сущ. среднего рода: 4, 7, 12,13.

  2. Сущ. мужского рода: 3, 6, 7, 8, 11, 13.

  3. Сущ. женского рода: 3, 6, 8, 12.

Оцените свой ответ:

0 ошибок – «5»;

1 ошибка – «4»;

2–3 ошибки – «3».

– Поднимите руки, кто выполнил это задание без ошибок.

– Какие трудности возникли при выполнении задания?

– Сделайте вывод, что вы сегодня должны будете узнать, чему научиться.

Выполняют задание по карточке, работая в парах, формулируют цель урока











Индивидуальная, парная, фронтальная

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель.

Регулятивные: сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Самооценка (ФЧ, стр. 15)

  1. Выявление места и причины затруднения и построение проекта выхода из затруднения

  1. На доске схема (ФЧ, стр. 16):

– Как вы определяете род имен существительных? (По окончанию; с помощью слов-помощников.)





– Зачем нужно уметь определять род имен существительных? Проанализируйте материалы упражнений 502, 503 и сделайте вывод, в каком случае необходимо учитывать род существительного.

Инд. (6 человек): Нужен ли Ь? Распределите существительные с основой на шипящую на две группы: 1) м.р. ед.ч.;

2) ж.р. ед.ч.:

рож(?),сторож(?), молодёж(?), багаж(?), упряж(?), тиш(?), карандаш(?),роскош(?), мяч(?), реч(?), ключ(?), борщ(?).

Сделайте вывод о роли Ь.

Делают вывод: обычно имена существительные женского рода имеют окончания -а/-я, мужского рода – нулевое окончание, среднего рода – -о/-е, хотя есть и исключения. В случае затруднений следует обращаться к словарю.



Работают по учебнику, выполняют задание на карточке, делают вывод:

нужно учитывать род имен существительных, если они употреблены в сочетании с прилагательными или глаголами в форме прошедшего времени, а также в том случае, если основа существительного оканчивается на шипящий согласный

Индивидуальная, парная, фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию, выделяют и формулируют проблему, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения, ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, умеют слушать и слышать друг друга, учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

Устные ответы
















Задают вопросы для уточнения информации.

Проверка: взаимопроверка с использованием материалов для справки (ФЧ, стр. 17)

  1. Физминутка (ФЧ, стр. 18)

БУРАТИНО ПОТЯНУЛСЯ,

РАЗ – НАГНУЛСЯ,

ДВА – НАГНУЛСЯ,

РУКИ В СТОРОНЫ РАЗВЁЛ,

КЛЮЧИК, ВИДНО, НЕ НАШЁЛ.

ЧТОБЫ КЛЮЧИК НАМ ДОСТАТЬ,

НУЖНО НА НОСОЧКИ ВСТАТЬ

Выполняют движения в соответствии с текстом




  1. Реализация построенного проекта

– По данному образцу сформулируйте задание, которое вы должны выполнить. (Определите род данных имён существительных, записав рядом с каждым местоимения он, она, оно. Обозначьте окончания существительных и прилагательных, которые служат показателями рода.)

ж.р.

Образец. Известн ая фамилия (она).

Старинн.. рояль, трамвайн.. рельс, яблочн.. повидло, яичн.. шампунь, льнян.. полотенце, белоснежн.. простыня, прозрачн.. тюль, спел.. яблоко.

В каком случае возникает затруднение при определении рода? Каков выход?





– Работа с программой «Морфология. Орфография. 5–6 кл.» (урок «Род существительных с уменьшительно-ласкательными (-ышк-/-ишк-, -ушк-/-юшк-) и увеличительным (-ищ-) суффиксами», I фрагмент: стр. 1, 3, 5, 7, 8).
Стр. 1, 2 – просмотр.

Стр. 3: задание на «5» – письменно, с последующей проверкой.

Стр. 5 (без запуска): Почему Петя не отнес эти существительные к мужскому роду?

Стр. 7: Как следует определять род подобных существительных?

Стр. 8: Проверка правильности ответа.

– Какой вопрос у вас должен возникнуть, когда вы анализируете эту таблицу? (От чего зависит выбор окончания: когда в существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами пишется окончание -а, когда – -о?)





– Работа с программой «Морфология. Орфография. 5–6 кл.» (урок «Род существительных с уменьшительно-ласкательными (-ышк-/-ишк-, -ушк-/-юшк-) и увеличительным (-ищ-) суффиксами», III фрагмент: стр. 1 – полный просмотр, самостоятельный вывод.

– Образуйте с помощью увеличительного суффикса -ищ- существительные от слов арбуз, плечо.

Формулируют учебное задание по данному образцу.

Делают вывод: трудно определить род существительного, если основа оканчивается на мягкий согласный, то есть если существительное имеет нулевое окончание.

В трудных случаях нужно обращаться к словарю.








Домишко (дом), хлебушко (хлеб), братишка (брат), скворушка (скворец) + по 1 примеру существительных среднего и женского рода

Делают самостоятельный вывод: у неодушевленных существительных мужского рода окончание О, у одушевленных – А


Делают самостоятельный вывод: у существительных мужского рода с увеличительным суффиксом -ищ- пишется окончание –Е, женского рода – А; образуют существительное с увеличительным суффиксом от существительных арбуз, плечо.

Индивидуальная, фронтальная
















Фронтальная























Фронтальная

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выделяют и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, устанавливают причинно-следственные связи, выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Регулятивные: сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга, умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

Письменная работа, устные ответы, проверка по ключу (ФЧ, стр.19)

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Тестирование (или 5, или 10 вопросов – в зависимости от оставшегося времени) – ФЧ, стр. 20 (21)


Дополнительные задания (на каждой парте)

  1. В русском языке выделяются родовые пары существительных, слова которых противопоставлены по родовому признаку (баран – овца, принц – принцесса). Используя данные ниже примеры, продолжите заполнение таблицы. Для этого нужно подобрать к каждому слову родовую пару. В тех случаях, когда такую пару составляют однокоренные слова, разберите их по составу.

Мужской род

Женский род

брат


лев

селезень

сестра


львиц а

утка

Медведь, петух, дедушка, друг, юноша, старик, волк, слон, бык, кролик, заяц, отец, дядя.

  1. Образуйте, если возможно, существительные женского рода.

Учитель, поэт, ткач, актер, писатель, журналист, инженер, скрипач, лыжник, машинист, агроном, летчик, композитор, чемпион, библиотекарь, разведчик.


Выполняют тест с помощью пультов ActivExpression

Индивидуальная

Познавательные: приобретают умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат


Тестирование, письменная работа

  1. Рефлексия учебной деятельности

– Что вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

– Удовлетворены ли вы своей результатами своей работы?

– Остались ли вопросы по изученной теме?



Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Устные ответы

  1. Домашнее задание

По примерам, записанным в тетради, повторить изученный материал. Если возникнут вопросы – сформулировать их.

Выполнить упр. 504 или 506 (на усмотрение учащихся)









I ряд
  1. Найдите все существительные среднего рода (выпишите их номера):


  1. адрес

  2. ложь

  3. ветрище

  4. знамя

  5. идея

  1. лентяй

  2. ухо

  3. рублишко

  4. этаж

  5. неделя

  1. дядя

  2. ударение

  3. горюшко


  1. В русском языке выделяются родовые пары существительных, слова которых противопоставлены по родовому признаку (баран – овца, принц – принцесса). Используя данные ниже примеры, продолжите заполнение таблицы. Для этого нужно подобрать к каждому слову родовую пару. В тех случаях, когда такую пару составляют однокоренные слова, разберите их по составу.

Мужской род

Женский род

брат


лев

селезень

сестра


львиц а

утка

Медведь, петух, дедушка, друг, юноша, старик, волк, слон, бык, кролик, заяц, отец, дядя.

  1. Образуйте, если возможно, существительные женского рода.


Учитель, поэт, ткач, актер, писатель, журналист, инженер, скрипач, лыжник, машинист, агроном, летчик, композитор, чемпион, библиотекарь, разведчик.







II ряд
  1. Найдите все существительные мужского рода (выпишите их номера):


  1. стремя

  2. неделя

  3. адрес

  4. скамья

  5. эхо

  1. братишка

  2. гвоздище

  3. змей

  4. мама

  5. сочинение

  1. клещ

  2. ложь

  3. писатель


  1. В русском языке выделяются родовые пары существительных, слова которых противопоставлены по родовому признаку (баран – овца, принц – принцесса). Используя данные ниже примеры, продолжите заполнение таблицы. Для этого нужно подобрать к каждому слову родовую пару. В тех случаях, когда такую пару составляют однокоренные слова, разберите их по составу.

Мужской род

Женский род

брат


лев

селезень

сестра


львиц а

утка

Медведь, петух, дедушка, друг, юноша, старик, волк, слон, бык, кролик, заяц, отец, дядя.


  1. Образуйте, если возможно, существительные женского рода.


Учитель, поэт, ткач, актер, писатель, журналист, инженер, скрипач, лыжник, машинист, агроном, летчик, композитор, чемпион, библиотекарь, разведчик.





III ряд

  1. Найдите все существительные женского рода (выпишите их номера):


  1. племя

  2. арбуз

  3. заря

  4. рублишко

  5. рубль

  1. плешь

  2. змей

  3. девочка

  4. сочинение

  5. этаж

  1. дедушка

  2. идея

  3. сено


  1. В русском языке выделяются родовые пары существительных, слова которых противопоставлены по родовому признаку (баран – овца, принц – принцесса). Используя данные ниже примеры, продолжите заполнение таблицы. Для этого нужно подобрать к каждому слову родовую пару. В тех случаях, когда такую пару составляют однокоренные слова, разберите их по составу.

Мужской род

Женский род

брат


лев

селезень

сестра


львиц а

утка

Медведь, петух, дедушка, друг, юноша, старик, волк, слон, бык, кролик, заяц, отец, дядя.

  1. Образуйте, если возможно, существительные женского рода.


Учитель, поэт, ткач, актер, писатель, журналист, инженер, скрипач, лыжник, машинист, агроном, летчик, композитор, чемпион, библиотекарь, разведчик.




Нужен ли Ь? Распределите существительные с основой на шипящую на две группы: 1) м.р. ед.ч.; 2) ж.р. ед.ч.:


рож(?),сторож(?), молодёж(?), багаж(?), упряж(?), тиш(?), карандаш(?),роскош(?), мяч(?), реч(?), ключ(?), борщ(?).


Сделайте вывод о роли Ь.


Нужен ли Ь? Распределите существительные с основой на шипящую на две группы: 1) м.р. ед.ч.; 2) ж.р. ед.ч.:


рож(?),сторож(?), молодёж(?), багаж(?), упряж(?), тиш(?), карандаш(?),роскош(?), мяч(?), реч(?), ключ(?), борщ(?).


Сделайте вывод о роли Ь.



Нужен ли Ь? Распределите существительные с основой на шипящую на две группы: 1) м.р. ед.ч.; 2) ж.р. ед.ч.:


рож(?),сторож(?), молодёж(?), багаж(?), упряж(?), тиш(?), карандаш(?),роскош(?), мяч(?), реч(?), ключ(?), борщ(?).


Сделайте вывод о роли Ь.



Нужен ли Ь? Распределите существительные с основой на шипящую на две группы: 1) м.р. ед.ч.; 2) ж.р. ед.ч.:


рож(?),сторож(?), молодёж(?), багаж(?), упряж(?), тиш(?), карандаш(?),роскош(?), мяч(?), реч(?), ключ(?), борщ(?).


Сделайте вывод о роли Ь.



Нужен ли Ь? Распределите существительные с основой на шипящую на две группы: 1) м.р. ед.ч.; 2) ж.р. ед.ч.:


рож(?),сторож(?), молодёж(?), багаж(?), упряж(?), тиш(?), карандаш(?),роскош(?), мяч(?), реч(?), ключ(?), борщ(?).


Сделайте вывод о роли Ь.



Нужен ли Ь? Распределите существительные с основой на шипящую на две группы: 1) м.р. ед.ч.; 2) ж.р. ед.ч.:


рож(?),сторож(?), молодёж(?), багаж(?), упряж(?), тиш(?), карандаш(?),роскош(?), мяч(?), реч(?), ключ(?), борщ(?).


Сделайте вывод о роли Ь.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!