СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе. Тема: В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Автобиографичность литературного произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение данного урока не требует дополнительной подготовки. Весь материал представлен в конспекте.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе. Тема: В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Автобиографичность литературного произведения.»

тема: В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Автобиографичность литературного произведения.

Цели: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева, пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Задачи:- познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева (кратко), пробудить интерес к его личности;- продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и аналитическому комментарию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя;

- совершенствовать речевые умения: пересказ художественного произведения, выразительное чтение отрывков;- развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;

-Планируемые результаты.Объяснить смысл рассказа, задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью;

- вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.


Оборудование: раздаточный материал, ноутбук

Ход урока

1) Организационный этап.

2)Постановка целей и задач урока.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

1)Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
      Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике 
      Запишем на доске и в тетрадях слово биография.
      — Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?

      — Как вы понимаете значение слова биография?
      — Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография?
      Автобиография — описание своей жизни.
      — Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
      Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
      Сделаем в тетради еще одну запись:
      Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
      Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.Он сам в 5 классе потерялся в тайге, очень любил природу,часто бывал в тайге, хорошо знал жизнь рыбаков.

2)Словарная работа

3)Работа с литературоведческими терминами.

Сюжет художественного произведения и его элементы (раздаточный дидактический материал на партах).

4)Составление композиционного плана.

Экспозиция.  1. Рассуждения об озёрах и их названиях. 2. Неудачные дни бригады Шадрина.

Завязка.  Поход Васютки в тайгу.

Развитие действий.  1. Потеря затесей. 2. Страх и отчаяние героя. 3. Действия по спасению. 4. Выход к реке.

Кульминация.  Появление бота и возвращение домой.

Развязка.  1. Васютка дома. 2. Путь к озеру и его освоение.

Эпилог.  Пятнышко на карте - "Васюткино озеро".

Физминутка

6) Первичное закрепление.

Герои :

Посмотрим на систему персонажей в рассказе.

В любом произведении персонажи по-разному влияют на сюжет, и им отводится разное место.

Поэтому есть главные персонажи, которым отводится самая важная роль в сюжете.  Есть второстепенные персонажи, которые менее важны. И есть эпизодические персонажи, которые просто мелькают в тексте. В рассказе Астафьева главный персонаж – один.


Коррекционное упражнение «Узнай и назови одним словом»

  • Неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый (лес)

  • Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга)

  • Небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро)

  • Молочный, клейкий, неподвижный (туман)

  • Далёкие, таинственные, мерцающие (звезды)

  • Раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река)


7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

На 4: Нарисуйте иллюстрации к рассказу, перескажите изображённый эпизод.

  • Составить памятку «Советы, идущему в лес».

На 5: Составить кроссворд по содержанию рассказа.

  • Напишите письмо Васютке, расскажите, чему вы у него научились.


8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

- чему научило вас произведение В.П. Астафьева?  (желание изучать и беречь живую природу своего края)

- в чем заключается главная мысль произведения? (уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)

- почему автор так назвал свое произведение?


Словарная работа.

Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит не везет.)

Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

Бурелом – деревья, поваленные бурей.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Затесь– зарубки на стволах деревьев.

Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.

Паромы – сети.

Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

Тягун – подводное течение.


Сюжет художественного произведения и его элементы

Сюжет - это система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.

Иными словами, сюжет - это схема, цепь событий, из которых состоит ваша история.

Элементы сюжета - экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.

Экспозиция - изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся в начале действия, до основного события.

В экспозиции даётся место, где происходит действие, настроение, психологический климат в начале сюжета.

Завязка - начальный момент в развитии событий. Читатель получает первые представления об изображаемых характерах и конфликте между ними.

Развитие действия - цепочка событий, приближающих героя к его финальной "битве"(к главному поступку, переживанию, потрясению).Нарастает напряжение, мы приближаемся к кульминации.

Кульминация - точка высшего напряжения. Играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и в развёртывании художественного конфликта.

Развязка - заключительный момент в развитии произведения. Она как бы добавляет последние штрихи к характерам действующих лиц.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!