СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе "Вода в природе"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по природоведению в 5 класса коррекционной школы 8 вида. Тема урока "Вода в природе"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе "Вода в природе"»

Тема. "Вода в природе" ( 5 класс, коррекционной школы 8 вида)

Учитель Кальченко Е.А.

Цели урока:

– закрепить знания о свойствах полезных ископаемых;
– познакомить с тремя состояниями воды и её свойствами;
– развивать бережное отношение к водным богатствам нашей планеты.

Оборудование:
– глобус,
– стаканы с водой и молоком для опытов, соль, сахар, ложка,


Подготовка урока:

На доске написано: ткань, песок, кирпич, гранит, пластмасса, торф, уголь.
Для каждого ребенка подготовлена карточка-тест для проверки домашнего задания.



Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1.1. Беседа.

– Какую тему изучали на предыдущих занятиях?
– Что называем полезными ископаемыми?
– Из ряда перечисленных на доске предметов назвать только полезные ископаемые (ткань, песок, кирпич, гранит, пластмасса, торф, уголь, глина, ложка)
– На какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные). Приведите примеры.



II. Постановка цели урока.

- Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Из нефти делают что? Зачем нужен каменный уголь? А природный газ зачем необходим?

- Но есть одно богатство, без которого вообще невозможно обойтись. Что это за богатство, мы узнаем из загадки.

  • “Что в гору не выкатить,
    В решете не унести
    И в руках не удержать?” (Вода).

•В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

  • Почему в “гору не выкатить”? (Течет сверху вниз)

  • Почему в “решете не унести”? (Сквозь дырочки вытечет)

  • А в “руках не удержать” почему же? (Выльется)

Сегодня на уроке мы поговорим о воде.

Тема нашего урока – “Вода в природе”.

 III. Объяснение нового материала.

3.1. Роль воды в жизни человека, растений и животных.

- Ребята, какую роль вода играет в жизни человека? Зачем и почему она необходима? Как человек использует воду? (Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается, в отопительных системах и т.д.).

- А вода необходима только человеку?

- Вода необходима и животным, и растениям. Все растения “пьют” воду и получают необходимые вещества для роста и развития. Вода содержится в корне, листьях, стволе, коре дерева.

Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода.

- Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод: Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным, людям. Без воды не будет жизни.

3.2. Сколько воды на планете Земля?

Как вы думаете, можно ли воду назвать полезным ископаемым? Докажите? (Находится под землей, на земле, используется в хозяйстве).

Вода – это жидкое полезное ископаемое, минерал.

Перед вами глобус – модель Земли. На нем такие же условные обозначения, как и на карте. А вы знаете, что обозначает синий и голубой цвета? (Воду).

- На глобусе – это материки или суша. Какой цвет преобладает? (синий). Что из этого следует?

На Земле большую часть занимают водные пространства (океаны).

3.3. Бережное отношение к воде.

- Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?

- Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные.

- Воду надо беречь!

- А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).

IV. Физкультминутка

3.4. Вода в природе.

Ребята, где в природе вы встречали воду? (Реки, озера, моря, родники, колодцы, лужи, роса, дождь, туман, облака, лед, снег, град, иней).

3.5. Три состояния воды.

Вот вы сказали, что облако (туман), роса, снег – это вода. Но чем – то она непохожа в росе, снеге, тумане. Чем непохожа? (Облако, туман – это пар (вода в виде пара), роса – вода в жидком виде, снег – вода в твердом виде, кристаллы).

Какое же вещество вода: жидкая, твердая или пар?

Вывод. Вода – особый минерал, т. к. она одновременно может находиться в трех состояниях.

На доске и в тетрадях рисуется схема.

Вода





Газообразная Твердое жидкое

Приведите примеры, где в домашних условиях можно увидеть воду в виде жидкости (из крана), в виде пара (варим еду – пар), в твердом виде (в холодильнике)?

Интересно, а вода может менять свое состояние? Например из жидкого в твердое? Или из пара в твердое?

Вывод: Вода – чудесный минерал. Он может быть сразу в трех состояниях и переходить из одного в два другие. Другого такого полезного ископаемого нет!

3.6. Свойства воды.

Рассмотрим свойства воды и определим, какими свойствами она обладает.

На доске плакат “Свойства воды”. Перечисленные свойства открываются постепенно по мере их определения в результате опытов.

Какое слово зашифровано? Как догадались?

Проведем опыты и разгадаем, какие свойства воды спрятаны на плакате.

Опыт № 1. Что произойдет с водой, если я капну ее на стекло? (Растечется)

Вода не держит форму. Перелью воду из банки в стакан. Какую форму приняла вода? (Форму стакана).

Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается.

Какое свойство воды позволяло нам переливать ее из банки в стакан? (Текучесть).

Опыт № 2. Два стакана – с молоком, с водой, ложка. Что можно сказать о цвете молока? (Белое) А воды? (бесцветная) Ложку погружаем в стакан с водой. Ложку видим со всех сторон.

Вывод: Следовательно, вода прозрачная.

Опыт № 3. Беру сахар, соль. Сахар и соль по ложке кладу в стаканы с водой, перемешиваю. Что произошло с солью и сахаром? (Растаяли) Почему? (Вода их растворила)

Вывод: Вода – универсальный растворитель. Она растворила полностью соль и сахар и осталась прозрачной.

Опыт № 4. Если мы понюхаем простую воду, то какой у нее запах? А вкус?

Вывод: Вода без запаха и без вкуса.

4. Работа по учебнику (стр.102)

Давайте повторим все, что услышали о воде, прочитав статью учебника.

Где в природе встречается вода?

О каких свойствах воды вы узнали?

 5. Подведение итогов урока.

О чем мы говорили на уроке?

В каких трех состояниях можно встретить воду?

Какими свойствами обладает вода?

 6. Домашнее задание.

Оценки

Стр. 102-104 читать, ответы на вопросы.1.2,3.4.5










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!