Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе.
Тема урока: Цветы – частица сада в доме. Создание композиции по типу икебаны.
Тип урока: комбинированный.
Цели: формирование представлений об искусстве аранжировки цветов в вазе в соответствии с традициями икебаны; совершенствовать навыки работы в технике бумагопластики; развивать умения создавать объемно -пространственные композиции.
Планируемые результаты урока:
Предметные УУД
узнавать и понимать основные принципы искусства икебаны;
приобретение опыта создания объемно - пространственные композиции в технике бумагопластики;
формирование интереса к художественно – практической деятельности;
развивать индивидуальные творческие способности учащегося;
Метапредметные УУД
Регулятивные
планировать путь достижения цели;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
работать по плану, сверяясь с целью;
Коммуникативные
излагать свое мнение в диалоге;
планировать, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
Личностные УУД
формировать коммуникативные навыки и устную речь в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
формировать уважительное и доброжелательное отношение к культуре других государств;
добиваться поставленной цели;
развивать внимание, наблюдательность и творческое воображение;
развивать мелкую моторику в процессе художественно - практической деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; материалы для бумагопластики: бумага, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайдовая презентация, таблица «Правила работы с ножницами», фоторепродукции с изображением икебан (формат А2), технологические карты изготовления цветов и листьев в технике оригами и традиционной бумагопластики.
Музыкальное сопровождение: современная японская лирическая инструментальная музыка.
Ход урока
Организация класса.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. (Слайд 1)
Мотивация учебной деятельности.
Красивая природа позитивно влияет на человека: реализует способность любить и радоваться, духовно развиваться, наполняет нашу жизнь смыслом и чувствами, которые делают человека счастливым. Поселившись в городах, люди отстранились от природы, отгородились от ветра и холода толстыми стенами домов. Впрочем, именно в таких условиях большинство людей начинает понимать, что им чего-то не хватает. А не хватает им … (обучающиеся продолжают фразу) … общения с природой! Поэтому люди заботятся о птицах и зверях, разводят цветы, компенсируя тем самым недостаток живой природы в городской среде.
Определение учащимися темы урока.
(Слайд 2) Перед вами композиции, которые служат для оформления интерьера дома. Как вы думаете, что их объединяет? (… они созданы из растений.) А растения – это часть… (природы). Попробуйте исходя из этого, сформулировать тему урока. (Слайд 3) Итак, тема нашего урока: Цветы –
частица сада в доме.
Изучение нового материала.
(Слайд 4) Во все времена растения служили источником вдохновения для людей. У разных народов есть традиции составления композиций, венков и различных украшений из цветов. Сегодня большой популярностью пользуется особая сфера дизайна, которую называют фитодизайн или флористика. Фитодизайн подчиняется общим композиционным принципам, а процесс создания композиций называется аранжировкой.
(Слайд 5) Рассмотрите, пожалуйста, данные композиции. Что их объединяет? Что показалось вам необычным или удивительным? (Высказывания учащихся). Такие композиции называются икебана.
(Слайд 6) В какой стране зародилось искусство икебаны? (Ответы учащихся).
В японской культуре вся природа (растения, камни, вода и т.п._ являются объектами религиозного поклонения и философского созерцания. Наверное поэтому правила аранжировки растений в икебане сложны и глубоко символичны.
Определение учащимися основной цели урока.
(Слайд 7) Икебана - самобытное японское искусство расстановки цветов в вазе.
(Слайд 8) Сущность икебаны лаконично выражена в словах: «Цветы срезаны, но не убиты». Это первое существенное отличие европейского фитодизайна от искусства икебаны.
(Слайд 9) Аранжировки могут выглядеть празднично и радостно, печально и умиротворённо.
(Слайд 10) В японском традиционном доме всегда имеется стенная ниша – токонома – где на низком помосте ставится икебана или бонсай. Бонсай – это особым образом выращенное карликовое деревце.
(Слайд 11) Каждый всенародный праздник в Японии предполагает
определённую икебану. Аранжировки с включением цветов и листьев ириса, олицетворяющего стойкость характера и мужественность, составляют в мае в день мальчиков. В марте, в день девочек, цветочные композиции отличаются особой нежностью.
(Слайд 12). Для новогодних композиций характерны сосновые ветки или белые хризантемы, а свадебные композиции включают бамбук - олицетворяющий жизнестойкость и молодость.
(Слайд 13) Для икебаны можно использовать любое количество растений. Скромными, лаконичными композициями оформляют помещения, где проходит чайная церемония.
(Слайд 14) В интерьерах общественных зданий располагают большие аранжировки с использованием крупных веток и коряг.
(Слайд 15) Создатель икебаны должен руководствоваться особенными правилами, которые являются залогом удачной композиции. Экономное использование растительного и вспомогательного материала. Чёткость, выразительность линий, образуемых растительным материалом.
(Слайд 16) Естественное, асимметричное размещение растений в вазе. Широкое использование наряду с цветами ветвей, трав, камней, плодов. А также – это соблюдение масштабности, пропорций, контраста, равновесия и акцента.
(Слайд 17) Давайте подытожим – что мы теперь знаем об искусстве икебаны? Что такое икебана?
(Слайд 17) Какие принципы построения икебаны
вы запомнили?
(Слайд 18) Сформулируйте: в чем состоит главные различия фитодизайна от икебаны.
Физкультминутка.
Художественно - практическая деятельность.
А теперь представьте, что вы мастера икебаны. Вам предстоит выполнить композицию в технике бумагопластики или полуобъемной аппликации. Если вы затрудняетесь, можете воспользоваться технологическими картами, которые подскажут вам, как сделать цветы и листья. У вас есть возможность объединиться в группы или пары, а можете работать индивидуально. Для групповой работы для фона возьмите лист большого формата.
Инструктаж по технике безопасности во время работы с ножницами.
(В процессе художественно – практической деятельности учитель осуществляет инструктаж и индивидуальную помощь учащимся. Звучит современная японская лирическая инструментальная музыка.)
Завершение урока. Подведение итогов. Рефлексия.
Что было интересно? Что вызвало трудности? Что удивило? И т.п.
(Демонстрация детских работ и обсуждение работ учащихся. Оценивание работы учащихся на уроке.)