СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 7 классе по обществознанию на тему: " Почему важно соблюдать законы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 7 классе по обществознанию на тему: " Почему важно соблюдать законы".»

7 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема урока: Почему важно соблюдать законы.

Цель урока: Познакомить учащихся с основами научного представления о понятии «закон», характеризовать ряд его социальных функций, роль закона в жизни общества.

Задачи урока: Способствовать воспитанию уважительного отношения к закону, формированию отношения к праву как высшей ценности.

Последовательно способствовать осознанному выполнению учащимися требований правовых норм, соблюдению порядка, уважению прав другого человека.

План изучения нового материала:

1. Закон устанавливает порядок в обществе.

2. Закон стремится установить справедливость.

3. Закон устанавливает границы свободы поведения.

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Затем учащимся предлагается вспомнить, что они уже знают о социальных нормах и законах. Далее учитель в общих чертах разъясняет такие важные для жизни общества задачи государственных законов, как установление и поддержание порядка, равной для всех справедливости, а также определение и сохранение границ свободы поведения.

3. Работа по теме урока.

1. Изучение первого вопроса плана целесообразно начать с раздела «Путешествие в прошлое». Материал о Смутном времени учащиеся читают самостоятельно за исключением абзаца с выводами. В ходе последующей беседы прежде всего обсуждается вопрос о главных причинах Смуты (они указаны в тексте). Поскольку Смута крайне сложное явление в истории страны и неоднозначно оценивается специалистами, классу потребуется помощь. Учитель направляет мысль учащихся в нужное для данного урока русло — к разговору о состоянии власти, законного порядка и справедливости. Вы воды можно сопоставить с теми, что даны в учебнике.

Беседа актуализирует одну из центральных проблем урока — почему законы нарушать нельзя. Учащие ся получают самый первый и самый общий ответ на этот вопрос: потому что нарушения порядка и справедливости могут привести к чрезвычайно тяжёлым, даже трагическим последствиям.

На этом фоне уместно предложить школьникам подумать над вопросами: что такое порядок? Зачем он нужен? Выслушав ответы, учитель просит семиклассников прочитать раздел «Закон устанавливает порядок» или сам кратко излагает основную мысль текста. Учитель подчёркивает, что именно Конституция закладывает основу законного порядка в обществе, во всех сферах его жизни.

Идеи, заложенные в Конституции, получают своё развитие в обыкновенных законах. Для примера можно привести конституционное положение «каждый имеет право на образование». Учитель разъясняет, что Конституция РФ в статье 43 устанавливает неотъемлемое право на образование в самом общем виде. Подробности организации и управления системой образования, основные права и обязанности обучающихся прописаны в Законе РФ «Об образовании».

Можно прочитать и разъяснить содержание ряда статей этого Закона, например статью 7 (часть 1) о государственных образовательных стандартах или статью 50 (часть 1) о правах и обязанностях обучающихся.

Закрепить изученное лучше всего путём работы над вопросами рубрики «Проверим себя». В результате учащиеся смогут дать свой ответ на основной вопрос урока:

почему нельзя нарушать законы? (Потому что закон устанавливает порядок в обществе.)

В более подготовленном классе учитель может по-другому организовать работу по этому вопросу плана урока. Для организации работы с текстом учебника классу можно предложить ответить на два основных вопроса: почему обществу нужен порядок? Каков самый надёжный способ установления порядка в обществе? Ответы подготавливаются путём самостоятельного изучения содержания раздела в учебнике.

2.Второй пункт плана затрагивает правовой аспект понятия «справедливость». Учитель акцентирует внимание учащихся на особой роли справедливости: она сближает мораль и законы. Моральные правила и законы существуют именно для того, чтобы утверждать справедливость.

Но они решают эту задачу по-разному. Мораль опирается только на совесть человека и на общественное мнение. Законы же издаёт и защищает государство. Ввести мораль в виде общественного закона государство не может — ничего не получится. А вот позаботиться о том, чтобы закон был справедливым, — это уже задача государства. И чем больше справедливости в законах, тем лучше живётся людям.

Далее учитель задаёт школьникам следующие вопросы: что такое справедливость? Может ли она стать основой жизни общества? При подготовке ответа учащимся предлагается прочитать 2, 3 и 4-й абзацы в разделе «Закон стремится установить справедливость».

Завершая изучение раздела, учитель может вновь обратиться к Конституции РФ. Классу предлагается прочитать в учебнике фрагменты конституционных статей и выполнить задание, которое дано к этим статьям. В результате учитель подводит учащихся к выводу о том, что

Конституция РФ утверждает справедливость и конкретно указывает, как её достигнуть: для этого нужно добиваться, чтобы каждый гражданин России обладал все ми правами и вместе с тем выполнял все гражданские обязанности.

3. Изучение третьего пункта плана учитель начинает с предложения семиклассникам самостоятельно поразмышлять над смыслом слова «свобода», дать его краткое определение. Далее можно организовать обсуждение вопросов 4 и 5 рубрики «Проверим себя».

Излагая основные моменты содержания данного раздела, учитель характеризует понятие свободы как возможность делать всё, что не нарушает закона, не приносит вреда другому человеку. Это особенно важно подчеркнуть, чтобы выделить одну из ведущих идей урока: подлинная свобода не может быть безграничной, беспредельной. Учитель просит учащихся привести известные им примеры, когда свобода оборачивается вседозволенностью, а то и беспределом (например, когда обижают младшего или слабого, отнимают у них деньги или вещи, пытаются решить спор с помощью грубой силы или когда нарушают школьную дисциплину,

мешают проведению занятий, школьных мероприятий, прогуливают, отлынивают, не выполняют заданий и т. д.).

В качестве вывода можно предложить учащимся самостоятельно прочитать выделенный абзац в тексте раздела о важности соблюдения законов (с. 28).Завершая занятие, учитель обращается к рубрике «Учимся читать и уважать закон» и комментирует её содержание. Затем целесообразно предложить учащимся прочитать вслух два основных вывода, завершающие рубрику.

4. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

1. Отметьте правильный ответ. Ряд, в котором верно представлены примеры вредных привычек

А) курение, употребление алкоголя и наркотиков, чтение лёжа

Б) разговаривать на улице, опаздывать на встречу, читать лёжа

В) курение, неповиновение старшим, громко разговаривать

Г) употребление алкоголя, громко разговаривать, плохо вести себя на уроке

2. Установи соответствие

1. Привычка

А. Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом

2. Обряд

Б. Стереотип поведения

3. Церемония

В. Правила или образцы действия, одобряемые обществом или передающиеся по наследству

4. Обычаи

Г. Установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь


3. Мораль – это:

1) система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством

2) мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественного

3) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир

4) совокупность правил поведения, обусловленные представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости

4. В последние годы резко возросло число пользователей Интернетом, что вызывает интерес у разработчиков сайтов, тематика которых должна отвечать запросам разных групп населения. В связи с этим в 2002 г. было проведено исследование запросов в сети Интернет ученых-обществоведов.

 

-Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1) Наибольший интерес у ученых-обществоведов вызывает справочно-библиографическая информация.

2) Наименьший интерес у ученых-обществоведов вызывает новостная информация.

3) Максимальное количество обращений связано с исследовательскими сайтами.

4) Среди интересов ученых-обществоведов сайты, связанные с развлечениями, находятся на третьем месте.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!