ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ.
Автор : Морозова Оксана Владимировна
ТЕМА УРОКА: ЛЕСА УМЕРЕННОГО ПОЯСА.
Тип урока: урок изучения и усвоения новых знаний
Цели: Образовательные: Познакомить учащихся с разнообразием лесов России,Выявить причины разнообразия лесных зон нашей страны. Познакомить с растительным и животным миром лесных зон. Показать значимость лесов в жизни человека.
Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, гордости за разнообразие природы нашей страны .Воспитывать чувство причастности, ответственности и желание принимать участие в решении проблем лесных зон. Формировать экологическое мировоззрение.
Развивающие: Развивать географическое мышление, позволяющее мыслить комплексно.
УУД: Познавательные: формировать умение работать с информацией, дополнительной литературой, выполнять логические операции самостоятельно, выделять и формулировать познавательную цель всего урока.
Коммуникативные: формировать речевую деятельность, взаимопомощь по ходу выполнения заданий.
Регулятивные: формирование слушать собеседника, управлять своей деятельностью, проявлять познавательную инициативность и самостоятельность.
Личностные: формирование способности сопереживания; развивать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный.
Формы: общеклассная, групповая (в парах), индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, гербарии растений смешанных лесов и зоны тайги, настенная карта «Природные зоны России», маркеры, магниты, фотографии животных и растений.
УМК: Учебник по географии Е. М. Домогацких. География России. 8 класс. М. Русское слово. 2012 г., атлас .География 8 класс.Дрофа 2010 год.
Ход урока:
I. Организационный момент (1мин .)
Приветствие. Проверка отсутствующих, готовность класса к уроку, .
-Скажите, ребята вы любите путешествовать? Мы сегодня продолжим заочное путешествие. А куда узнаем позже.
II. Актуализация знаний (2 мин.)
Учитель предлагает учащимся сформулировать тему , цель и задачи урока.
-На протяжении нескольких уроков мы изучаем ПТК (природно-территориальный комплексы) зонального типа. Назовите крупные ПТК зонального типа ( Это- природные зоны).От какого компонента природы зависит формирование природных зон?( Климата, влияет температурный режим и характер увлажнения).
-Какой компонент природы определяет внешний облик природных зон? ( Характер растительности)
- Какие , природные зоны мы изучили? (Арктические пустыни и тундру).
- Скоро Новый год . все ждут этот замечательный праздник. Назовите , главный символ Нового года? ( Ель). – Где , она растет ? ( В лесу). – Какая, эта порода?(Хвойная порода).Кроме хвойных пород деревьев в наших лесах встречаются широколиственные. Откройте карту атласа стр 22-23 «Животный мир» определите ,какие две природные зоны занимают леса? ( Тайга и Смешанные и широколиственные леса). По карте атласа определите стр14-15 «Климат опрделите ,в каком климатическом поясе расположены эти природные зоны? ( Умеренный климатический пояс).
-Назовите , тему нашего урока? (ЛЕСА УМЕРЕННОГО ПОЯСА). Сформулируй те, цель и задачи урока.( Учащиеся формулируют цель и задачи урока) .Учитель корректирует .
-Цель :Изучить особенности и разнообразие лесов России.
Задачи: 1. Исследовать условия формирования природных зон: тайги, смешанных и широколиственных лесов.
Познакомиться с растительным и животным миром тайги, смешанных и широколиственных лесов.
Выявить причины разнообразия лесов.
4.Выяснить какова роль и значение леса
5.Изучить экологические проблемы лесов России.
ПЛАН:
1.Особенности природной зоны тайги.
2.Растительный и животный мир тайги.
3.Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов.
4.Растительный и животный мир смешанных и широколиственных лесов.
5.Роль и значение лесов.
6.Экологические проблемы лесных зон России.
III. Изучение нового материала.( 25 мин)
- Прежде чем мы перейдем к изучению этой темы, я процитирую стихотворение Бенедиктова (Тебя приветствую я снова, мастистый старец –темный лес, стоящий мирно и сурово, под синим куполом небес. Меж тем как дни текли за днями, ты в грудь земли, на коей стал. глубоко врезался корнями и их широко разметал….).
A.Создание проблемной ситуации. Буте, очень внимательны , сегодня на уроке. В конце урока, вам нужно объяснить, значение утверждения: «ЛЕС- ЭТО ВОДА, ВОДА- ЭТО УРОЖАЙ, УРОЖАЙ- ЭТО ЖИЗНЬ»…
.Учитель разбивает класс на микрогруппы ( работа в парах). Каждая пара получает инструктивную карту с заданиями , маркеры, листы для составления опорных конспектов. (Время на подготовку 10 мин.)
4. Каждая пара представляет результаты своей работы в виде опорных конспектов у доски ( по 2 мин. на защиту). По ходу ответов учащиеся заполняют таблицу «Особенности природы зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов». Учитель комментирует и корректирует ответы учеников.
Задания в парах: ( Приложение)
1м.гр.: В чем особенности природной зоны тайги?
2м. гр.: Перечислите представителей растительного и животного мира зоны тайги? Как растения и животные приспособились к природным условиям тайги?
3м. гр.: В чем особенности природной зоны смешанных и широколиственных лесов?
4 м.гр.: Перечислите представителей растительного и животного мира зоны смешанных и широколиственных лесов? Как растения и животные приспособились к природным условиям смешанных и широколиственных лесов?
5.м.гр.:Какова роль и значение леса?
6.м.гр:Экологические проблемы лесов России. Каковы причины и следствия сокращения лесов?
- Учитель: Да, действительно, значение лесов невозможно переоценить. Не даром , для многих славян деревья были не просто строительным материалом. Из деревьев по некоторым легендам были сотворены первые люди. Как же срубить такое дерево, если оно древнее человека, да еще дало ему жизнь.? Долгое время во многих местах России держался строгий запрет на рубку старых деревьев. Особо старые деревья почитались и считались священными. До сих пор с такими деревьями связаны местные легенды. Но современные люди оказывают отрицательное влияние на лес.
IV. Первичное закрепление. Контроль и взаимопроверка знаний.(12 мин)
- Сейчас узнаем , кто самый внимательный ? Вспомните, вопрос в начале урока ( лес-это вода. вода-урожай, урожай-это жизнь)? Объясните значение этого выражения.
Ответите на вопросы теста (Приложение)(3 мин). Учащиеся осуществляют взаимопроверку и оценивают товарища.
-Просмотр видеоролика и составление синквейна по теме урока.
V. Подведение итогов. Выводы и оценки.( 2 мин)
- Ребята, оцените свою работу на уроке, отметите то утверждение, которое характеризует вашу работу на уроке .
. 1. Я молодец.
2. Я доволен своей работой на уроке в полной мере.
3. Я мог бы работать лучше
VI. Домашнее заедание(1 мин)
. На «3» выполнить задания в рабочей тетради т. стр. , на «4» записать легенду о лесе, на «5» составить проект «Как изменится облик города Смоленска , если исчезнут леса и деревья в пригороде и городе».
VII. Рефлексия.(2 мин)
Продолжите фразы:
Я все знал…… Сегодня я узнал что…… Было интересно….. Было трудно….. Мне это пригодится, потому что…… Хочу узнать……
-Я буду рада видеть вас на следующем уроке.
Приложение.
ЗАДАНИЯ для 1 группы.
Используя карты атласа стр.4-5 «Физическая карта России», 14-15 «Климат»,18-19 «Почвы» 22-23 «Животный мир» ,учебник стр. 63 рис.47, стр .69. рис.50 изучите особенности природы зоны тайги.
Заполните таблицу 1-3 пункты.
КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДЫ | ВОСТОЧО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА | ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ | ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ |
1.РЕЛЬЕФ | | | |
2.КЛИМАТ(тип климата, К-увлажнения, t˚ января , t˚июля) | | | |
3.ПОЧВЫ | | | |
4.РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР | |
5.ЖИВОТНЫЙ МИР | |
Задания для 2 группы.
1.Прочитайте текст, рассмотрите гербарий и заполните 4 колонку таблицы «Растительный мир тайги»
Ели стоят плотно словно, прижавшись друг к другу, жесткая хвоя и густая крона помогают им пережить суровую зиму. Зимой снег задерживается на ветвях и кажется , что деревья одеты в снежную шубу. В условиях многолетней мерзлоты корни деревьев не проникают глубоко в почву, а располагаются близко к поверхности. Не глубокую корневую систему имеет и лиственница, это помогает ей переживать сильные морозы на широте 60˚,а еще она сбрасывает хвою. Наряду с елью и сосной в тайге растут пихта, кедр, сосна, кустарнички: брусника, черника, морошка, клюква. Таежные леса густые особенно еловые – кедровые, елово-пихтовые , солнечный свет практически не проникает, от того в лесу мрачно и сыро под пологом растут кислица и мхи .Ярусы в тайге практически отсутствуют, и представлены хвойными породами деревьев, кустарничками.
2.Какие приспособления имеют растения таежной зоны?
3.Прочитайте текст и заполните 5 колонку таблицы «Животный мир тайги».
Животные в тайге расположились несколькими ярусами. На верхнем , этаже расположились: клест, кедровка, белка, колонок, соболь, росомаха, дятел. Нижний ярус занимают птицы: глухарь, рябчик. Наземный образ жизни ведут заяц, копытные лоси, кабаны, хищники лисы, волки и хозяин тайги медведь. Более богатый видовой состав животных, чем в тундре объясняется тем, что в тайге укрытий больше и разнообразие корма, зимы менее суровые и снежные .Например лось имеет длинные ноги и это помогает ему передвигаться по глубокому снегу. Медведь впадает в спячку, набрав жир за лето и осень. Многие животные меняют старую шубку на новую шубку , с теплым и густым мехом зимой. А еще, имея покровительственную окраску, не всегда заметны хищнику.
4.Перечислите особенности приспособления животных в зоне тайги.
5. На опорные листы- конспекты наклейте фотографии представителей животного и растительного мира зоны тайги и запишите их особенности приспособления к окружающей среде.


Опорный лист-конспект
Растительный мир Особенности приспособления
ФОТО ?
Животный мир Особенности приспособления
Здания для 3 группе.
Используя карты атласа стр.4-5 «Физическая карта России», 14-15 «Климат»,18-19 «Почвы» 22-23 «Животный мир» ,учебник стр. 63 рис.47, стр .69. рис.50 изучите особенности природы зоны смешанных и широколиственных лесов.
Заполните таблицу 1-3 пункты.
КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДЫ | ВОСТОЧО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА | Приморье и Приамурье |
1.РЕЛЬЕФ | | |
2.КЛИМАТ(тип климата, К-увлажнения, t˚ января , t˚июля) | | |
3.ПОЧВЫ | | |
4.РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР | | |
5.ЖИВОНЫЙ МИР | | |
Здания для 4 группы.
Прочитайте текст, изучите гербарий и заполните колонку 4 таблицы «Растительный мир смешанных и широколиственных лесов».
Леса зоны смешанных и широколиственных лесов представлена как хвойными породами :ель, сосна, лиственница, так и широколиственными: дуб, осина, береза, липа, клен, и т.д.Зимы менее холодные поэтому защитных механизмов меньше. Кроны раскидистые, деревья растут на большом расстоянии. Ярусов больше, освещение лучше, нижние ярусы занимают травы и кустарнички: черника, клюква, брусника, кустарники.
Леса Приморья и Приамурья (Дальнего Востока) являются смешанными, хотя называются Уссурийской тайгой. Отличаются своеобразием растительного и животного мира. В Уссурийской тайге растут: амурский бархат, лимонник, женьшень, манчжурский орех, лотос ,элеутерокок.
2.Какие приспособления имеют растения в зоне смешанных и широколиственных лесов?
3. Прочитайте текст и заполните колонку 5 таблицы «Животный мир смешанных и широколиственных лесов».
Животный мир смешанных лесов представляют обитатели тайги : бурый медведь, белка, рысь, кабан, лиса, волк, представители широколиственных лесов : заяц – русак, косуля ,пятнистый олень, в широколиственном лесу обитает зубр. Защитные механизмы: покровительственная окраска, линька, распределены по ярусам.
Особым видовым составом о отличается Уссурийская тайги, здесь обитают представители Китая и Индокитая : уссурийский тигр, гималайский медведь, бархатный кот, леопард и представители Европейских лесов: лось, бурый медведь, бурундук и т.д.
4.Как приспособились животные к условиям смешанных лесов?
5.На опорные листы- конспекты наклейте фотографии представителей животного и растительного мира зоны смешанных и широколиственных лесов и запишите их особенности приспособления к окружающей среде.


Опорный лист-конспект
Растительный мир Особенности приспособления
ФОТО ?
Животный мир Особенности приспособления
Задания для 5 группы.
Прочитайте текс т и ответите на вопрос: Какова роль и значение леса?
Продолжите схему:


РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА
оказывает влияние на используется
природу дает древесное просто как лес
? сырье ?
?
Лес- это фильтр очищающий атмосферу от углекислого газа и вредных веществ, источник О2, листья улавливают 50% пыли. Мощными корнями деревья удерживают почву, тем самым защищают почву от эрозии. Выполняет почвозащитную и противоэрозионную роль. На полях защищенных лесом на 35%-40% снижается скорость ветра и темпы испарения влаги, тем самым почва запасает влагу и хватает этого в засушливый период. Лес важен в засушливых и полу/степных районах ,защищает поля от суховеев.
Улучшает климат приземного слоя, накапливает и хранит влагу.
Недаром есть такая пословица «В лесу жить, голода не видать», грибы, ягоды, орехи и т.д. Лес-это еще прекрасные места для отдыха, места обитания многих животных.
В промышленности в качестве сырья перерабатывают: кору, ветки, хвою, пни, корни получают скипидар, этиловый и метиловый спирт, ацетон, древесный уголь, ДСП ( древесно- стружечные плиты) и многое другое.
Задание для 6 группы.
Прочитайте текст статьи «Причины и последствия сокращения лесов».
Составьте схему в виде рыбьей косточки (флешбек), выявив причины и последствия сведения лесов.
причины













сокращение
лесов
следствия
ТЕСТ
1 в-т.
1.Какое растение не является типичным для смешанных лесов Восточно-Европейской равнины?
А) лиственница, Б) амурский бархат, В) пихта.
2.Укажите верное утверждение для зоны смешанных и широколиственных лесов.
А) увлажнение близкое к достаточному.
Б) почвы преобладают дерново- подзолистые и дерновые.
В) в растительном покрове преобладают мхи и лишайники.
3. Выберите характерные черты зоны смешанных и широколиственных лесов.
А) кроны деревьев раскидистые и растут на большом расстоянии .
Б) преобладают хвойные породы деревьев.
В) преобладают лиственные и хвойные породы деревьев.
2 в-т.
1.Какое животное не обитает в зоне тайги?
А) лось, б) лемминг, в) рысь, г) росомаха.
2.Укажите верное утверждение для зоны тайги:
А) для животных характерна линька и покровительственная окраска.
Б) Обитает северный олень.
В) холодная зима и короткое лето.
3. Выберете черты характерные для зоны тайги:
А) преобладают хвойные породы деревьев.
Б) увлажнение избыточное.
В) корни деревьев глубокие.
Заполните таблицы. Особенности природы тайги, зоны смешанных и широколиственных лесов.
1.
КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДЫ | ВОСТОЧО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА | ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ | ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ |
1.РЕЛЬЕФ | | | |
2.КЛИМАТ(тип климата, К-увлажнения, t˚ января , t˚июля) | | | |
3.ПОЧВЫ | | | |
4.РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР | |
5.ЖИВОТНЫЙ МИР | |
2.
КОМПОНЕНТЫ ПРИРОДЫ | ВОСТОЧО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА | Приморье и Приамурье |
1.РЕЛЬЕФ | | |
2.КЛИМАТ(тип климата, К-увлажнения, t˚ января , t˚июля) | | |
3.ПОЧВЫ | | |
4.РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР | | |
5.ЖИВОНЫЙ МИР | | |
Самооценка и оценка урока.
1. Отметите то утверждение, которое характеризует вашу работу на уроке .
1. Я молодец.
2. Я доволен своей работой на уроке в полной мере.
3. Я мог бы работать лучше
2. Продолжите фразы: Я все знал.
Было интересно….
Было трудно……
Меня удивило……
Самооценка и оценка урока.
1. Отметите то утверждение, которое характеризует вашу работу на уроке .
1. Я молодец.
2. Я доволен своей работой на уроке в полной мере.
3. Я мог бы работать лучше
2. Продолжите фразы: Я все знал.
Было интересно….
Было трудно……
Меня удивило……
Самооценка и оценка урока.
1. Отметите то утверждение, которое характеризует вашу работу на уроке .
1. Я молодец.
2. Я доволен своей работой на уроке в полной мере.
3. Я мог бы работать лучше
2. Продолжите фразы: Я все знал.
Было интересно….
Было трудно……
Меня удивило……
13