СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "открытия" новых знаний в условиях ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"»

Учитель Е. И. Сухарева.

Урок в 8 классе.


Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.


Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Задачи:

1. Продолжить знакомство с разделом науки о языке.

Сформировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым.


2. Способствовать развитию речевой компетенции; развитию логического мышления, памяти.

3. Способствовать формированию и воспитанию аккуратности письма, внимания.

Планируемые результаты:

Личностные:

Понимать выразительные возможности русского языка ;

стремиться к речевому эталону, к грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;



Метапредметные:

осуществлять самоконтроль;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, словарях.

уметь работать в парах;

участвовать в общей беседе;

задавать вопросы, отвечать на вопросы;

формулировать собственные мысли.

Предметные:

- повторить виды сказуемых,

- повторить случаи постановки тире в предложениях,

- знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым,

- знать случаи отсутствия тире между подлежащим и сказуемым,;

- проводить синтаксический анализ предложения.



Ресурсы урока

Учебно-методические: УМК: Л.А. Тростенцова Т.А. Ладыженская…, «Русский язык.8 класс» - М., «Просвещение», 2018; раздаточный материал – тексты, таблицы, карточки.

Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Ход урока.

1. Этап мотивации.

Лингвистическая сказка. ( Слайд )

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:

− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

− Согласно, − кивало Сказуемое, - но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.


Учитель: О чем же идет речь в сказке?

О постановке тире между подлежащим и сказуемым.

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

О правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель. Какие задачи перед собой поставите? (…)

Учитель. Продолжите предложения. ( Слайды )

Познакомиться с… (условиями постановки тире)

Научиться ставить …(тире)

Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)

Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).

Учитель: Сформулируйте тему урока. ( Слайд )

Учитель: Запишите число, классная работа и тему урока.

3. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Прежде чем открывать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.

Задание 1.

Учитель: Продолжите предложения. ( Слайды )

1. Главные члены предложения – это... ( подлежащее и сказуемое ).

2. Подлежащее чаще всего выражается... ( именем существительным и местоимением )

3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется... ( простым глагольным сказуемым ).

4. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...( состоит из вспомогательного глагола и инфинитива ).

5. Составное именное сказуемое – это… ( сказуемое, состоящее из глагола-связки и именной части ).


Задание 2. Определите тип сказуемого в предложениях. Напишите номер вопроса и выбранную букву. ( Слайды )

Доброта долго помнится.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Доброе дело всякому приятно.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Через доброту стал проявляться характер .

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Без добра жизнь горька.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Доброе слово что глоток воды.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое



Учитель: Какие знаки препинания вы знаете? (…)

Учитель: Знаете ли вы историю тире? Сейчас ребята познакомят нас с историей этого знака препинания.


Сообщение учащихся.

Историческая справка о знаке препинания тире.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».З аимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)

Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. Из-за своей многозначности поэты и писатели любят тире, превращая его в главное средство авторской пунктуации



-А когда же ставится тире? Давайте посмотрим на слайд и вспомним.

(диалог, прямая речь). ( Слайды )


Диалог.

- Яночка, привет! А что ты читаешь?

- Фантастику. «Солярис» Станислава Лема!

-Ого, Яночка, ты читаешь умные книжки! Обычно девочки читают романы о любви.

- Почему же, «Солярис» тоже о любви. Только это не простая любовь. И еще здесь много интересного помимо любовного сюжета. А что читаешь ты, Артем?

- Я тоже фантастику люблю. Только больше отечественную. Например, романы братьев Стругацких. Или книги Сергея Лукьяненко. Почитай обязательно их роман «Улитка на склоне». И влюбишься после этого в их творчество на всю жизнь.


Прямая речь.

«Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом», - писал М.Горький.

Демьян Бедный так говорил: «Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и постоянный вечный спутник».


4. Организация познавательной деятельности.

Работа в парах.

Учитель. Перед вами на карточке предложения. Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены, определите, нужно ли ставить между ними тире. В этом вам поможет учебник на стр.68-69. ( Слайд )



Доброта это отзывчивость, дружеское расположение к людям.

Быть грубым значит забывать собственное достоинство.

Читать книги высшее наслаждение.

Любовь и дружба как взаимное эхо: они дают столько, сколько берут.

Плохой товарищ не подмога.

Книги для меня как хлеб насущный.

Самая высокая радость жизни чувствовать себя нужным и близким людям.

Искренность отношений, правда в общении вот дружба.

Мир книг чудесен и прекрасен.

Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются и старые, и малые.



Учитель. Давайте проверим выполнение задания. ( Слайд )


Доброта - это отзывчивость, дружеское расположение к людям. ( Сущ.-сущ.)
Быть грубым - значит забывать собственное достоинство. ( Инфин.-значит инфин.)

Читать книги - высшее наслаждение.( Инфин.-сущ. )

Любовь и дружба как взаимное эхо: они дают столько, сколько берут. ( Сущ.и сущ.как сущ. )
Плохой товарищ не подмога. ( Сущ.не сущ.)

Книги для меня как хлеб насущный. ( Сущ.как сущ.)

Самая высокая радость жизни - чувствовать себя нужным и близким людям. ( Сущ.- инфин. )

Искренность отношений, правда в общении - вот дружба. ( Сущ. -вот сущ. )

Мир книг чудесен и прекрасен. ( Сущ. крат.прил.и крат.прил )

Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются и старые, и малые. ( Сущ.есть сущ.)


Учитель. Какие предложения у вас вызвали вопросы?


Учитель. Составьте алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Работа в парах.


Проверка. ( Слайд )

1.Находим в предложении грамматическую основу.

2 Определяем, чем выражены главные члены.

3 Смотрим в таблицу.




Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями,

знаниями, чувствами.

Задание 1. ( Слайд )

Учитель: Исправьте ошибки в постановке тире между подлежащим и сказуемым, если они есть. Мотивируйте свой выбор. За помощью обращайтесь к алгоритму.



Книга лучший друг человека.

Шестью шесть тридцать шесть.

Длина Волги3688 километров.

Охранять природу любить родину.

Наша задача хорошо учиться.

Ходить босиком — большое удовольствие.)

Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Поле - КАК разноцветный ковёр.

Ты между сестёр СЛОВНО белая ворона.

В лесу воздух - чист и свеж.

Простота ЕСТЬ необходимое условие прекрасного.

Учитель: Проверьте свою работу. ( Слайд )



Книга лучший друг человека. (Сущ в им.п – сущ в им.п)

Шестью шесть тридцать шесть. (числ. – числ)

Длина Волги3688 километров (сущ – числ)

Охранять природу любить родину.(инфин. – инфин.)

Наша задача хорошо учиться. (сущ. - инфин)

Ходить босиком — большое удовольствие. (инфин – сущ)

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.( - значит).

Поле КАК разноцветный ковёр. ( сущ. как сущ. )

Ты между сестёр СЛОВНО белая ворона. ( сущ. словно сущ.)

В лесу воздух чист и свеж. ( сказуемые – крат.прилаг.)

Простота ЕСТЬ необходимое условие прекрасного. ( сущ. есть сказ. )

Задание 2.

Учитель: Прочитайте текст. ( Слайд )

Чтобы оценить доброту и понять её значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём, надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.

Великое счастье почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает «чужое», ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (По И. Ильину)

Учитель: Какова тема текста? ( Тема доброты )

Учитель: Основная мысль текста? ( Добрые поступки всегда порождают доброту в людях. Испытав доброту, человек сам хочет совершить добрые дела .)

Учитель: Выпишите предложения, где необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым, обоснуйте свой выбор.

Учитель. Проверьте себя. ( Слайд )

Чужая доброта - это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.

Великое счастье - почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни.

Задание 3. ( Творческое ).

Учитель: Составьте предложения по предложенному началу, используя тему нашего урока , выделить основу, расставьте знаки препинания. ( Слайд )

Моя мечта…

Поздороваться первым…

Главное в жизни…

Жить на Земле…

Мое будущее словно…

Книги для меня как…

Примерные ответы ( Слайд ).

Моя мечта ( - стать настоящим человеком ).

Поздороваться первым ( - важное проявление вежливости ).

Главное в жизни ( - служить другим и делать добро ).

Жить на Земле ( - великое счастье ).

Мое будущее словно ( маяк на горизонте ).

Книги для меня как ( хлеб насущный ).

Рефлексия

Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, смогли ли вы на уроке справиться с задачами, которые поставили для себя в начале урока? ( Слайд ).

Познакомиться с… (условиями постановки тире)

Научиться ставить …(тире)

Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)

Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).

Предлагаю пройти тест и проверить, насколько хорошо вы усвоили тему и поставить себе оценку.

( Тест перед каждым учеником )



Поставь +, если в предложении нужно ставит тире. Поставь -, если не нужно.

Предложения.

1

Труд как блестящая сталь.

2

О решенном говорить только

путать.

3

Беседовать с писателями других веков

значит путешествовать.

4

Бедность не порок.

5

Июнь лишь начало лета.

6

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7

Сердце наше вечная тайна

для нас самих.

8

Знать много языков значит иметь много

ключей к одному

замку.

9

Искусство это мышление в образах.

10

Память одно из важнейших свойств бытия.

11

Судьбы людей как истории планет.


12

Он просто мой хороший знакомый.

13

Принятый сотрудник, кажется, хороший специалист.

14

Прилет журавлей есть признак весны.

15

Агата Кристи самый популярный автор детективного жанра.



Учитель. Проверьте себя. ( Слайд )



Поставь +, если в предложении нужно ставит тире. Поставь -, если не нужно.

Предложения.

1

-

Труд как блестящая сталь.

2

+

О решенном говорить – только

путать.

3

+

Беседовать с писателями других веков –

значит путешествовать.

4

-

Бедность не порок.

5

+

Июнь - лишь начало лета.

6

-

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7

+

Сердце наше – вечная тайна

для нас самих.

8

+

Знать много языков – значит иметь много

ключей к одному

замку.

9

+

Искусство – это мышление в образах.

10

+

Память - одно из важнейших свойств бытия.

11

-

Судьбы людей как истории планет.


12

-

Он просто мой хороший знакомый.

13

-

Принятый сотрудник, кажется, хороший специалист.

14

-

Прилет журавлей есть признак весны.

15

+

Агата Кристи -самый популярный автор детективного жанра.



Учитель. Оцените себя и поставьте оценку. ( Слайд )

1. -

2. +

3. +

4. -

5. +

6. -

7. +

8. +

9. +

10. +

11. -

12. -

13. -

14. -

15. +

Учитель: Поставьте себе оценку. ( Слайд )

15 баллов – 5.

12-14 баллов – 4.

7 – 11 баллов – 3.

Учитель: Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке: ( Слайд )

Шевелить мозгами,

Хлопать ушами,

Краем уха.

Учитель: Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. На ошибках учатся.

Домашнее задание. ( Слайд )

Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок,

афоризмов на тему «Жизнь».

Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок, афоризмов на тему «Жизнь».
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!