СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 9 классе эволюционная теория ж. б. ламарка

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

Цели: изучить сущность первого эволюционного учения Ж. Б. Ламарка для понимания развития органического мира, показать роль этого учения для теории эволюции.

Задачи:

образовательная: рассмотреть основные положения теории Ламарка, показать значение данной теории;

развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сравнивать, делать выводы;

воспитательная: патриотическое воспитание – на примере отечественных ученых, внесших свой вклад в становление теории эволюции.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: рассказ, решение творческой задачи, работа с опорным конспектом.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о работах М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, К. Ф. Рулье;

знать: основные положения теории Ж. Б. Ламарка, законы ламаркизма;

уметь: объяснять многообразие живых организмов, их классификацию согласно теории Ж. Б. Ламарка.

Междисциплинарные связи: систематика, экология.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос по вопросам в конце текста учебника. Примеры к вопросу 4 выносятся одним из учащихся на доску.

II. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели.

Для понимания роли трудов ученых различных периодов человеческой истории, объясняющих разнообразие живых организмов, необходимо иметь элементарные знания об их трудах.

III. Открытие новых знаний.

1. Рассказ учителя об эволюционной теории Ламарка.

Эволюционное учение как целостная система взглядов, доказывающих развитие природы, сформировалось до возникновения дарвинизма: оно было создано трудами французского биолога Ж. Б. Ламарка и рядом других ученых (Ч. Лайель, Р. Чемберс, К. Ф. Рулье, А. Н. Бекетов).

Основные положения теории Ламарка:

– организмы изменчивы;

– виды и другие таксоны условны и постепенно преобразуются в новые виды;

– историческое изменение органов, постепенное совершенствование их организации на основании внутреннего стремления организмов к прогрессу (принцип градации), заложенное Творцом.

В основе его учения стоит второй принцип:

об изначальной целесообразности реакции любого организма на изменение внешней среды и признание возможности прямого приспособления.

2. Законы ламаркизма:

1) Постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию.

«Стремясь избегнуть необходимости окунуть тело в воду, птица делает всяческие усилия, чтобы вытянуть и удлинить ноги. В результате длительной привычки, усвоенной данной птицей и прочими особями ее породы, постоянно вытягивать ноги все особи этой породы как бы стоятна ходулях, так мало-помалу у них образовались длинные голые ноги, лишенные перьев до бедра, а часто и выше».

«Во время приступов ярости, особенно частых у самцов, их внутреннее чувство благодаря своим усилиям вызывает интенсивный приток флюидов к этой части головы и здесь происходит выделение у одних – рогового, у других – костного вещества, смешанного с роговым, в результате чего в этих местах образуются твердые наросты».

2) Результаты усиленного употребления или неупотребления органов наследуются.

3. Решение творческой задачи.

Ученикам предлагается демонстрационный или раздаточный материал, в котором указаны основные признаки 14 групп животных, обозначенных в таблице арабскими цифрами, но вразнобой. Предполагается, что ученики выйдут на классификацию Ламарка. В «продвинутых» классах можно предложить сделать это самостоятельно. В обычных классах можно предложить сравнить систематику Ламарка с современным вариантом и найти расхождения и сходства в названии и расположении основных систематических групп.

Систематика животных по Ламарку

14

Млекопитающие

Сердце с двумя желудочками

13

Птицы

12

Рептилии

Сердце с двумя желудочками, кровь холодная

11

Рыбы

Дышат жабрами, для кровообращения – артерии и вены

10

Моллюски

9

Усоногие

Дыхание трахейное, кровообращения нет или оно несовершенное

8

Кольчецы

7

Ракообразные

6

Паукообразные

5

Насекомые

Нет мозга и кровеносных сосудов

4

Черви

3

Лучистые (гидроидные полипы)

Нет ни нервов, ни сосудов и никаких внутренних специальных органов, кроме пищеварительных

2

Полипы

1

Инфузории

IV. Закрепление.

Учащиеся формулируют вывод о значении теории Ламарка. Обратить внимание учащихся на то, что эволюционные идеи сами по себе, даже подкрепленные фактами, не могут считаться эволюционной теорией. В теории Ламарка впервые были объединены идея изменяемости видов иидея прогрессивной эволюции, но не было найдено объяснения механизмов эволюционного процесса.

Закрепление изученного материала можно провести следующим образом: учащимся предлагается опорный конспект, в котором зафиксирован материал о додарвиновском периоде в развитии биологии. Используя этот конспект, учащиеся с помощью учителя рассказывают о характерном для того времени метафизическом мировоззрении. О создании К. Линнеем классификации, в которой он использовал принцип двойных латинских названий – род и вид (Canis lupus – собака волк). Об эволюционном учении Ж. Б. Ламарка, сущность которого заключается в том, что в процессе исторического развития происходит эволюция живой природы от простого к сложному. По этому принципу, названному градацией, он создал ступенчатую классификацию организмов. На нижней ступени разместил инфузорий и полипов, на верхней – птиц и млекопитающих; главной движущей силой эволюции Ламарк ошибочно считал внутреннее стремление живых существ к прогрессу, совершенству; он утверждал, что образование новых видов происходит очень медленно и поэтому незаметно. В конспекте содержатся сведения об эволюционных идеях в России в XVIII веке.

Философ и писатель А. Н. Радищев выступал против религии и неизменности природы. Он утверждал, что в природе «от камени и до человека явственна постепенность…».

А. И. Герцен («Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы») высказывал мысль о необходимости при изучении происхождения организмов, их родственных связей и др. все изучать в развитии.

Этот опорный конспект можно использовать в уроке не только для закрепления изученного материала, возможно его использование на этапе изучения нового материала.

V. Рефлексия.

Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.

Домашнее задание: с. 15–17; вопросы в конце текста. Письменное задание:

«Природа, производя последовательно все виды животных, начиная с самых несовершенных и простых и кончая самыми совершенными, усложняла их организацию постепенно…».

«Природа образовала в том и другом царстве (растений и животных) настоящую лестницу, в смысле все возрастающей сложности организации живых тел» (Ламарк Ж. Б. Философия зоологии. Т. 1. М., Л., 1935. С. 209, 94.).

– Как вы понимаете слова Ламарка «последовательно» и «постепенно» в отношении происхождения видов?

– В чем отличия взглядов Ламарка от взглядов Линнея на видообразование?

– В чем они отличаются от современных взглядов?

Одному из учащихся предложить подготовить сообщение к следующему уроку на тему «Основные этапы жизненного пути Ч. Дарвина»

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 9 классе эволюционная теория ж. б. ламарка»

Конспект урока в 9 классе Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

Цели: изучить сущность первого эволюционного учения Ж. Б. Ламарка для понимания развития органического мира, показать роль этого учения для теории эволюции.

Задачи:

образовательная: рассмотреть основные положения теории Ламарка, показать значение данной теории;

развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сравнивать, делать выводы;

воспитательная: патриотическое воспитание – на примере отечественных ученых, внесших свой вклад в становление теории эволюции.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: рассказ, решение творческой задачи, работа с опорным конспектом.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о работах М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, К. Ф. Рулье;

знать: основные положения теории Ж. Б. Ламарка, законы ламаркизма;

уметь: объяснять многообразие живых организмов, их классификацию согласно теории Ж. Б. Ламарка.

Междисциплинарные связи: систематика, экология.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос по вопросам в конце текста учебника. Примеры к вопросу 4 выносятся одним из учащихся на доску.

II. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели.

Для понимания роли трудов ученых различных периодов человеческой истории, объясняющих разнообразие живых организмов, необходимо иметь элементарные знания об их трудах.

III. Открытие новых знаний.

1. Рассказ учителя об эволюционной теории Ламарка.

Эволюционное учение как целостная система взглядов, доказывающих развитие природы, сформировалось до возникновения дарвинизма: оно было создано трудами французского биолога Ж. Б. Ламарка и рядом других ученых (Ч. Лайель, Р. Чемберс, К. Ф. Рулье, А. Н. Бекетов).

Основные положения теории Ламарка:

– организмы изменчивы;

– виды и другие таксоны условны и постепенно преобразуются в новые виды;

– историческое изменение органов, постепенное совершенствование их организации на основании внутреннего стремления организмов к прогрессу (принцип градации), заложенное Творцом.

В основе его учения стоит второй принцип:

об изначальной целесообразности реакции любого организма на изменение внешней среды и признание возможности прямого приспособления.

2. Законы ламаркизма:

1) Постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию.

«Стремясь избегнуть необходимости окунуть тело в воду, птица делает всяческие усилия, чтобы вытянуть и удлинить ноги. В результате длительной привычки, усвоенной данной птицей и прочими особями ее породы, постоянно вытягивать ноги все особи этой породы как бы стоятна ходулях, так мало-помалу у них образовались длинные голые ноги, лишенные перьев до бедра, а часто и выше».

«Во время приступов ярости, особенно частых у самцов, их внутреннее чувство благодаря своим усилиям вызывает интенсивный приток флюидов к этой части головы и здесь происходит выделение у одних – рогового, у других – костного вещества, смешанного с роговым, в результате чего в этих местах образуются твердые наросты».

2) Результаты усиленного употребления или неупотребления органов наследуются.

3. Решение творческой задачи.

Ученикам предлагается демонстрационный или раздаточный материал, в котором указаны основные признаки 14 групп животных, обозначенных в таблице арабскими цифрами, но вразнобой. Предполагается, что ученики выйдут на классификацию Ламарка. В «продвинутых» классах можно предложить сделать это самостоятельно. В обычных классах можно предложить сравнить систематику Ламарка с современным вариантом и найти расхождения и сходства в названии и расположении основных систематических групп.

Систематика животных по Ламарку

14

Млекопитающие

Сердце с двумя желудочками

13

Птицы

12

Рептилии

Сердце с двумя желудочками, кровь холодная

11

Рыбы

Дышат жабрами, для кровообращения – артерии и вены

10

Моллюски

9

Усоногие

Дыхание трахейное, кровообращения нет или оно несовершенное

8

Кольчецы

7

Ракообразные

6

Паукообразные

5

Насекомые

Нет мозга и кровеносных сосудов

4

Черви

3

Лучистые (гидроидные полипы)

Нет ни нервов, ни сосудов и никаких внутренних специальных органов, кроме пищеварительных

2

Полипы

1

Инфузории

IV. Закрепление.

Учащиеся формулируют вывод о значении теории Ламарка. Обратить внимание учащихся на то, что эволюционные идеи сами по себе, даже подкрепленные фактами, не могут считаться эволюционной теорией. В теории Ламарка впервые были объединены идея изменяемости видов иидея прогрессивной эволюции, но не было найдено объяснения механизмов эволюционного процесса.

Закрепление изученного материала можно провести следующим образом: учащимся предлагается опорный конспект, в котором зафиксирован материал о додарвиновском периоде в развитии биологии. Используя этот конспект, учащиеся с помощью учителя рассказывают о характерном для того времени метафизическом мировоззрении. О создании К. Линнеем классификации, в которой он использовал принцип двойных латинских названий – род и вид (Canis lupus – собака волк). Об эволюционном учении Ж. Б. Ламарка, сущность которого заключается в том, что в процессе исторического развития происходит эволюция живой природы от простого к сложному. По этому принципу, названному градацией, он создал ступенчатую классификацию организмов. На нижней ступени разместил инфузорий и полипов, на верхней – птиц и млекопитающих; главной движущей силой эволюции Ламарк ошибочно считал внутреннее стремление живых существ к прогрессу, совершенству; он утверждал, что образование новых видов происходит очень медленно и поэтому незаметно. В конспекте содержатся сведения об эволюционных идеях в России в XVIII веке.

Философ и писатель А. Н. Радищев выступал против религии и неизменности природы. Он утверждал, что в природе «от камени и до человека явственна постепенность…».

А. И. Герцен («Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы») высказывал мысль о необходимости при изучении происхождения организмов, их родственных связей и др. все изучать в развитии.

Этот опорный конспект можно использовать в уроке не только для закрепления изученного материала, возможно его использование на этапе изучения нового материала.

V. Рефлексия.

Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.

Домашнее задание: с. 15–17; вопросы в конце текста. Письменное задание:

«Природа, производя последовательно все виды животных, начиная с самых несовершенных и простых и кончая самыми совершенными, усложняла их организацию постепенно…».

«Природа образовала в том и другом царстве (растений и животных) настоящую лестницу, в смысле все возрастающей сложности организации живых тел» (Ламарк Ж. Б. Философия зоологии. Т. 1. М., Л., 1935. С. 209, 94.).

– Как вы понимаете слова Ламарка «последовательно» и «постепенно» в отношении происхождения видов?

– В чем отличия взглядов Ламарка от взглядов Линнея на видообразование?

– В чем они отличаются от современных взглядов?

Одному из учащихся предложить подготовить сообщение к следующему уроку на тему «Основные этапы жизненного пути Ч. Дарвина»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей