Становление систематики
Цели: рассмотреть деятельность ученых разных периодов человеческой истории, объясняющих разнообразие живых организмов; раскрыть сущность взглядов К. Линнея на систему органического мира.
Задачи:
образовательная: рассмотреть основные этапы становления теории эволюции; показать сущность и значение работ К. Линнея по систематизации органического мира;
развивающая: продолжить формирование основных биологических понятий; вырабатывать умения выделять главное, анализировать, сопоставлять;
воспитательная: патриотическое воспитание – показать роль отечественных ученых в становлении теории эволюции.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: беседа, проблемное изложение.
Планируемые предметные результаты:
ученик должен
иметь представление: о некоторых работах ученых разных периодов: К. Бэра, М. В. Ломоносова, Ж. Кювье, Ж. С. Цира и др.;
знать: основные положения учения К. Линнея, понятия о классификации, бинарной номенклатуре, эволюции, виде;
уметь: объяснять, с точки зрения К. Линнея, причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
Междисциплинарные связи: история, география.
Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология.
Образовательные ресурсы: таблицы «Классификация растений», «Уровни организации живой природы»; карточки.
Сценарий урока
I. Актуализация знаний.
Проверка изученного материала: фронтальный опрос учащихся по вопросам в конце главы 1. Вопрос 3 выносится на отдельные карточки в виде таблицы «Уровни организации живой природы». Поэтому при характеристике уровней (вопрос 2) можно ограничиться их перечислением. В карточках вторая колонка должна быть пустой. Двое учащихся заполняют эту таблицу во время фронтального опроса.
Уровни организации живой природы
Название уровня
|
Компоненты,
составляющие уровень
|
БИОСФЕРНЫЙ
|
Совокупность всех биогеоценозов; включает все явления жизни на Земле.
На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов
|
БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ
|
Совокупность организмов разных видов и царств во взаимосвязи с факторами среды их обитания
|
ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ
|
Совокупность организмов одного и того же вида, объединенных общим местом обитании, в котором формируются популяции
|
ОРГАНИЗМЕННЫЙ
|
Отдельная особь определенного вида, способная к развитию как живая систе-
ма – от момента зарождения до прекращения существования
|
КЛЕТОЧНЫЙ
|
Отдельная клетка
|
МОЛЕКУЛЯРНЫЙ
|
Молекулы веществ – органических и неорганических, которые входят в состав и клеток, и организмов
|
Вопрос 4 рассматривается письменно у доски.
В конце урока 2–3 учащихся сдают тетради на проверку таблицы «Основные свойства живых систем».
Проверка сформированности биологических понятий проводится по карточкам:
Карточка 1. Дайте определения:
Клетка – это …
Ткань – это …
Орган – это …
Организм – это …
|
Популяция – это …
Биогеоценоз – это …
Обмен веществ – это …
|
Карточка 2. Дайте определения:
Наследственность – это …
Изменчивость – это …
Онтогенез – это …
|
Филогенез – это …
Саморегуляция – это …
|
Карточка 3 (для учащихся с низким уровнем знаний).
О каких определениях идет речь?
1. Один из основных структурных, функциональных и самовоспроизводящих элементов живой материи, ее живая элементарная система – это …
2. Свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства – это …
3. Любое живое существо, целостная система, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами, – это …
4. Эволюционно сложившаяся, пространственно ограниченная, длительно самоподдерживающаяся однородная природная система, в которой функционально взаимосвязаны живые организмы и окружающая ихабиотическая среда, характеризующаяся относительно самостоятельным обменом веществ и особым типом использования потока энергии, приходящей от Солнца, – это …
5. Историческое развитие организмов, эволюция органического мира, различных систематических групп, отдельных органов и их систем – это …
II. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели.
Показать необходимость сведений о систематизации биологических знаний.
III. Открытие новых знаний.
1. Становление теории эволюции.
Теория эволюции – наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов.
Эволюция – необратимый процесс исторического изменения живого.
Для понимания современного состояния и проблем эволюционного учения необходимо знание основных исторических этапов формирования эволюционизма.
Таких этапов на сегодняшнем уроке рассмотрим два (запись схемы учителем на доске):
1. Додарвиновский: «античный»; «метафизический».
2. Дарвиновский.
2. «Античный период».
Эволюционные идеи – представления об историческом развитии наблюдаемого разнообразия жизни – возникали еще тысячелетия назад.
«Античный период» (Аристотель, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Лукреций) – в этот период была разработана идея единства всей природы («лестница живых существ» Аристотеля), начинающаяся минераламии заканчивающаяся человеком. Но идея этой лестницы была далека от идеи развития; высшие ступени не воспринимались как продукт развития низших ступеней. В основе рассуждений о единстве природы лежали представления о движении материи. Причины же по-разному толковались представителями разных философских школ. Это все не позволило объединить идею единства природы с идеей развития природы от простого к сложному.
Чтобы более ярко проиллюстрировать следующий период, предложите ученикам решить проблему:
– Представьте себе огромное книгохранилище, в котором нужно установить в нем порядок. Каким образом вы будете классифицировать книги?
– По какому признаку вы будете объединять их в группы:
а) по цвету обложки; б) по формату; в) по алфавиту; г) по году издания?
Классификация книг по формату удобна для их хранения на полках разной высоты, но неудобна для читателя, интересующегося книгами на определенную тему.
Все более обогащаясь фактами, появлявшимися в ходе прогресса естествознания, биологические знания привели в конце XVIII в. к формированию эволюционного учения.
3. «Метафизический период» (XVII–XVIII в.).
К. Линней – создатель бинарной номенклатуры, ему принадлежит идея иерархичности таксонов. (Обратить внимание учащихся на искусственность его системы.) Он допускал естественное возникновение разновидностей, но был убежден в том, что «видов столько, сколько различных форм сотворила предвечная сущность». Вид он рассматривал какстабильный элемент в природе и верил в библейскую легенду о сотворении видов.
В Р о с с и и :
М. В. Ломоносов («О слоях земных») закладывает основы современной науки. Изменения в неживой природе рассматривал как непосредственную причину изменений животного и растительного мира, по останкам вымерших форм он судил об условиях их существования в прошлом.
К. Ф. Вольф, изучая развитие эмбрионов у птиц и почек у растений, высказал идею постепенного развития гетерогенного из гомогенного путем новообразования структур.
IV. Закрепление. Совместная формулировка вывода.
Несмотря на неоднократно высказывавшиеся гениальные догадки о развитии, эволюции живой природы, до конца XVIII в. господствует «мысль о целесообразности установленных в природе порядков», о сотворении кошек для пожирания мышей, а мышей – чтобы быть пожираемыми кошками, а всей природы – чтобы доказать мудрость творца. Высказывавшиеся элементы эволюционизма еще не складывались в эволюционное учение. Впервые такое учение было создано Ж. Б. Ламарком.
V. Рефлексия.
Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.
Домашнее задание: с. 12–14; вопрос в конце текста пояснить. К вопросу 4 найти примеры
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 9 классе становление систематики»
конспект урока в 9 классе Становление систематики
Цели: рассмотреть деятельность ученых разных периодов человеческой истории, объясняющих разнообразие живых организмов; раскрыть сущность взглядов К. Линнея на систему органического мира.
Задачи:
образовательная: рассмотреть основные этапы становления теории эволюции; показать сущность и значение работ К. Линнея по систематизации органического мира;
развивающая: продолжить формирование основных биологических понятий; вырабатывать умения выделять главное, анализировать, сопоставлять;
воспитательная: патриотическое воспитание – показать роль отечественных ученых в становлении теории эволюции.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: беседа, проблемное изложение.
Планируемые предметные результаты:
ученик должен
иметь представление: о некоторых работах ученых разных периодов: К. Бэра, М. В. Ломоносова, Ж. Кювье, Ж. С. Цира и др.;
знать: основные положения учения К. Линнея, понятия о классификации, бинарной номенклатуре, эволюции, виде;
уметь: объяснять, с точки зрения К. Линнея, причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
Междисциплинарные связи: история, география.
Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология.
Образовательные ресурсы: таблицы «Классификация растений», «Уровни организации живой природы»; карточки.
Сценарий урока
I. Актуализация знаний.
Проверка изученного материала: фронтальный опрос учащихся по вопросам в конце главы 1. Вопрос 3 выносится на отдельные карточки в виде таблицы «Уровни организации живой природы». Поэтому при характеристике уровней (вопрос 2) можно ограничиться их перечислением. В карточках вторая колонка должна быть пустой. Двое учащихся заполняют эту таблицу во время фронтального опроса.
Уровни организации живой природы
Название уровня | Компоненты, составляющие уровень |
БИОСФЕРНЫЙ | Совокупность всех биогеоценозов; включает все явления жизни на Земле. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов |
БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ | Совокупность организмов разных видов и царств во взаимосвязи с факторами среды их обитания |
ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ | Совокупность организмов одного и того же вида, объединенных общим местом обитании, в котором формируются популяции |
ОРГАНИЗМЕННЫЙ | Отдельная особь определенного вида, способная к развитию как живая систе- ма – от момента зарождения до прекращения существования |
КЛЕТОЧНЫЙ | Отдельная клетка |
МОЛЕКУЛЯРНЫЙ | Молекулы веществ – органических и неорганических, которые входят в состав и клеток, и организмов |
Вопрос 4 рассматривается письменно у доски.
В конце урока 2–3 учащихся сдают тетради на проверку таблицы «Основные свойства живых систем».
Проверка сформированности биологических понятий проводится по карточкам:
Карточка 1. Дайте определения:
Клетка – это … Ткань – это … Орган – это … Организм – это … | Популяция – это … Биогеоценоз – это … Обмен веществ – это … |
Карточка 2. Дайте определения:
Наследственность – это … Изменчивость – это … Онтогенез – это … | Филогенез – это … Саморегуляция – это … |
Карточка 3 (для учащихся с низким уровнем знаний).
О каких определениях идет речь?
1. Один из основных структурных, функциональных и самовоспроизводящих элементов живой материи, ее живая элементарная система – это …
2. Свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства – это …
3. Любое живое существо, целостная система, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами, – это …
4. Эволюционно сложившаяся, пространственно ограниченная, длительно самоподдерживающаяся однородная природная система, в которой функционально взаимосвязаны живые организмы и окружающая ихабиотическая среда, характеризующаяся относительно самостоятельным обменом веществ и особым типом использования потока энергии, приходящей от Солнца, – это …
5. Историческое развитие организмов, эволюция органического мира, различных систематических групп, отдельных органов и их систем – это …
II. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы, цели.
Показать необходимость сведений о систематизации биологических знаний.
III. Открытие новых знаний.
1. Становление теории эволюции.
Теория эволюции – наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов.
Эволюция – необратимый процесс исторического изменения живого.
Для понимания современного состояния и проблем эволюционного учения необходимо знание основных исторических этапов формирования эволюционизма.
Таких этапов на сегодняшнем уроке рассмотрим два (запись схемы учителем на доске):
1. Додарвиновский: «античный»; «метафизический».
2. Дарвиновский.
2. «Античный период».
Эволюционные идеи – представления об историческом развитии наблюдаемого разнообразия жизни – возникали еще тысячелетия назад.
«Античный период» (Аристотель, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Лукреций) – в этот период была разработана идея единства всей природы («лестница живых существ» Аристотеля), начинающаяся минераламии заканчивающаяся человеком. Но идея этой лестницы была далека от идеи развития; высшие ступени не воспринимались как продукт развития низших ступеней. В основе рассуждений о единстве природы лежали представления о движении материи. Причины же по-разному толковались представителями разных философских школ. Это все не позволило объединить идею единства природы с идеей развития природы от простого к сложному.
Чтобы более ярко проиллюстрировать следующий период, предложите ученикам решить проблему:
– Представьте себе огромное книгохранилище, в котором нужно установить в нем порядок. Каким образом вы будете классифицировать книги?
– По какому признаку вы будете объединять их в группы:
а) по цвету обложки; б) по формату; в) по алфавиту; г) по году издания?
Классификация книг по формату удобна для их хранения на полках разной высоты, но неудобна для читателя, интересующегося книгами на определенную тему.
Все более обогащаясь фактами, появлявшимися в ходе прогресса естествознания, биологические знания привели в конце XVIII в. к формированию эволюционного учения.
3. «Метафизический период» (XVII–XVIII в.).
К. Линней – создатель бинарной номенклатуры, ему принадлежит идея иерархичности таксонов. (Обратить внимание учащихся на искусственность его системы.) Он допускал естественное возникновение разновидностей, но был убежден в том, что «видов столько, сколько различных форм сотворила предвечная сущность». Вид он рассматривал какстабильный элемент в природе и верил в библейскую легенду о сотворении видов.
В Р о с с и и :
М. В. Ломоносов («О слоях земных») закладывает основы современной науки. Изменения в неживой природе рассматривал как непосредственную причину изменений животного и растительного мира, по останкам вымерших форм он судил об условиях их существования в прошлом.
К. Ф. Вольф, изучая развитие эмбрионов у птиц и почек у растений, высказал идею постепенного развития гетерогенного из гомогенного путем новообразования структур.
IV. Закрепление. Совместная формулировка вывода.
Несмотря на неоднократно высказывавшиеся гениальные догадки о развитии, эволюции живой природы, до конца XVIII в. господствует «мысль о целесообразности установленных в природе порядков», о сотворении кошек для пожирания мышей, а мышей – чтобы быть пожираемыми кошками, а всей природы – чтобы доказать мудрость творца. Высказывавшиеся элементы эволюционизма еще не складывались в эволюционное учение. Впервые такое учение было создано Ж. Б. Ламарком.
V. Рефлексия.
Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.
Домашнее задание: с. 12–14; вопрос в конце текста пояснить. К вопросу 4 найти примеры.