СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 9 классе становление систематики

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Становление систематики

Цели: рассмотреть деятельность ученых разных периодов человеческой истории, объясняющих разнообразие живых организмов; раскрыть сущность взглядов К. Линнея на систему органического мира.

Задачи:

образовательная: рассмотреть основные этапы становления теории эволюции; показать сущность и значение работ К. Линнея по систематизации органического мира;

развивающая: продолжить формирование основных биологических понятий; вырабатывать умения выделять главное, анализировать, сопоставлять;

воспитательная: патриотическое воспитание – показать роль отечественных ученых в становлении теории эволюции.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: беседа, проблемное изложение.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление: о некоторых работах ученых разных периодов: К. Бэра, М. В. Ломоносова, Ж. Кювье, Ж. С. Цира и др.;

знать: основные положения учения К. Линнея, понятия о классификации, бинарной номенклатуре, эволюции, виде;

уметь: объяснять, с точки зрения К. Линнея, причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

Междисциплинарные связи: история, география.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология.

Образовательные ресурсы: таблицы «Классификация растений», «Уровни организации живой природы»; карточки.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

 Проверка изученного материала: фронтальный опрос учащихся по вопросам в конце главы 1. Вопрос 3 выносится на отдельные карточки в виде таблицы «Уровни организации живой природы». Поэтому при характеристике уровней (вопрос 2) можно ограничиться их перечислением. В карточках вторая колонка должна быть пустой. Двое учащихся заполняют эту таблицу во время фронтального опроса.

Уровни организации живой природы

Название уровня

Компоненты, составляющие уровень

БИОСФЕРНЫЙ

Совокупность всех биогеоценозов; включает все явления жизни на Земле.

На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов

БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ

Совокупность организмов разных видов и царств во взаимосвязи с факторами среды их обитания

ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ

Совокупность организмов одного и того же вида, объединенных общим местом обитании, в котором формируются популяции

ОРГАНИЗМЕННЫЙ

Отдельная особь определенного вида, способная к развитию как живая систе-

ма – от момента зарождения до прекращения существования

КЛЕТОЧНЫЙ

Отдельная клетка

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ

Молекулы веществ – органических и неорганических, которые входят в состав и клеток, и организмов

 

Вопрос 4 рассматривается письменно у доски.

В конце урока 2–3 учащихся сдают тетради на проверку таблицы «Основные свойства живых систем».

Проверка сформированности биологических понятий проводится по карточкам:

Карточка 1. Дайте определения:

Клетка – это …

Ткань – это …

Орган – это …

Организм – это …

Популяция – это …

Биогеоценоз – это …

Обмен веществ – это …

Карточка 2. Дайте определения:

Наследственность – это …

Изменчивость – это …

Онтогенез – это …

Филогенез – это …

Саморегуляция – это …

Карточка 3 (для учащихся с низким уровнем знаний).

О каких определениях идет речь?

1. Один из основных структурных, функциональных и самовоспроизводящих элементов живой материи, ее живая элементарная система – это …

2. Свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства – это …

3. Любое живое существо, целостная система, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами, – это …

4. Эволюционно сложившаяся, пространственно ограниченная, длительно самоподдерживающаяся однородная природная система, в которой функционально взаимосвязаны живые организмы и окружающая ихабиотическая среда, характеризующаяся относительно самостоятельным обменом веществ и особым типом использования потока энергии, приходящей от Солнца, – это …

5. Историческое развитие организмов, эволюция органического мира, различных систематических групп, отдельных органов и их систем – это …

II. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели.

Показать необходимость сведений о систематизации биологических знаний.

III. Открытие новых знаний.

1. Становление теории эволюции.

Теория эволюции – наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов.

Эволюция – необратимый процесс исторического изменения живого.

Для понимания современного состояния и проблем эволюционного учения необходимо знание основных исторических этапов формирования эволюционизма.

Таких этапов на сегодняшнем уроке рассмотрим два (запись схемы учителем на доске):

1. Додарвиновский: «античный»; «метафизический».

2. Дарвиновский.

2. «Античный период».

Эволюционные идеи – представления об историческом развитии наблюдаемого разнообразия жизни – возникали еще тысячелетия назад.

«Античный период» (Аристотель, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Лукреций) – в этот период была разработана идея единства всей природы («лестница живых существ» Аристотеля), начинающаяся минераламии заканчивающаяся человеком. Но идея этой лестницы была далека от идеи развития; высшие ступени не воспринимались как продукт развития низших ступеней. В основе рассуждений о единстве природы лежали представления о движении материи. Причины же по-разному толковались представителями разных философских школ. Это все не позволило объединить идею единства природы с идеей развития природы от простого к сложному.

Чтобы более ярко проиллюстрировать следующий период, предложите ученикам решить проблему:

– Представьте себе огромное книгохранилище, в котором нужно установить в нем порядок. Каким образом вы будете классифицировать книги?

– По какому признаку вы будете объединять их в группы:

а) по цвету обложки; б) по формату; в) по алфавиту; г) по году издания?

Классификация книг по формату удобна для их хранения на полках разной высоты, но неудобна для читателя, интересующегося книгами на определенную тему.

Все более обогащаясь фактами, появлявшимися в ходе прогресса естествознания, биологические знания привели в конце XVIII в. к формированию эволюционного учения.

3. «Метафизический период» (XVII–XVIII в.).

К. Линней – создатель бинарной номенклатуры, ему принадлежит идея иерархичности таксонов. (Обратить внимание учащихся на искусственность его системы.) Он допускал естественное возникновение разновидностей, но был убежден в том, что «видов столько, сколько различных форм сотворила предвечная сущность». Вид он рассматривал какстабильный элемент в природе и верил в библейскую легенду о сотворении видов.

В  Р о с с и и :

М. В. Ломоносов («О слоях земных») закладывает основы современной науки. Изменения в неживой природе рассматривал как непосредственную причину изменений животного и растительного мира, по останкам вымерших форм он судил об условиях их существования в прошлом.

К. Ф. Вольф, изучая развитие эмбрионов у птиц и почек у растений, высказал идею постепенного развития гетерогенного из гомогенного путем новообразования структур.

IV. Закрепление. Совместная формулировка вывода.

Несмотря на неоднократно высказывавшиеся гениальные догадки о развитии, эволюции живой природы, до конца XVIII в. господствует «мысль о целесообразности установленных в природе порядков», о сотворении кошек для пожирания мышей, а мышей – чтобы быть пожираемыми кошками, а всей природы – чтобы доказать мудрость творца. Высказывавшиеся элементы эволюционизма еще не складывались в эволюционное учение. Впервые такое учение было создано Ж. Б. Ламарком.

V. Рефлексия.

Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.

Домашнее задание: с. 12–14; вопрос в конце текста пояснить. К вопросу 4 найти примеры

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 9 классе становление систематики»

конспект урока в 9 классе Становление систематики

Цели: рассмотреть деятельность ученых разных периодов человеческой истории, объясняющих разнообразие живых организмов; раскрыть сущность взглядов К. Линнея на систему органического мира.

Задачи:

образовательная: рассмотреть основные этапы становления теории эволюции; показать сущность и значение работ К. Линнея по систематизации органического мира;

развивающая: продолжить формирование основных биологических понятий; вырабатывать умения выделять главное, анализировать, сопоставлять;

воспитательная: патриотическое воспитание – показать роль отечественных ученых в становлении теории эволюции.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: беседа, проблемное изложение.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление: о некоторых работах ученых разных периодов: К. Бэра, М. В. Ломоносова, Ж. Кювье, Ж. С. Цира и др.;

знать: основные положения учения К. Линнея, понятия о классификации, бинарной номенклатуре, эволюции, виде;

уметь: объяснять, с точки зрения К. Линнея, причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

Междисциплинарные связи: история, география.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология.

Образовательные ресурсы: таблицы «Классификация растений», «Уровни организации живой природы»; карточки.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

Проверка изученного материала: фронтальный опрос учащихся по вопросам в конце главы 1. Вопрос 3 выносится на отдельные карточки в виде таблицы «Уровни организации живой природы». Поэтому при характеристике уровней (вопрос 2) можно ограничиться их перечислением. В карточках вторая колонка должна быть пустой. Двое учащихся заполняют эту таблицу во время фронтального опроса.

Уровни организации живой природы

Название уровня

Компоненты,
составляющие уровень

БИОСФЕРНЫЙ

Совокупность всех биогеоценозов; включает все явления жизни на Земле.

На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов

БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ

Совокупность организмов разных видов и царств во взаимосвязи с факторами среды их обитания

ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ

Совокупность организмов одного и того же вида, объединенных общим местом обитании, в котором формируются популяции

ОРГАНИЗМЕННЫЙ

Отдельная особь определенного вида, способная к развитию как живая систе-

ма – от момента зарождения до прекращения существования

КЛЕТОЧНЫЙ

Отдельная клетка

МОЛЕКУЛЯРНЫЙ

Молекулы веществ – органических и неорганических, которые входят в состав и клеток, и организмов


Вопрос 4 рассматривается письменно у доски.

В конце урока 2–3 учащихся сдают тетради на проверку таблицы «Основные свойства живых систем».

Проверка сформированности биологических понятий проводится по карточкам:

Карточка 1. Дайте определения:

Клетка – это …

Ткань – это …

Орган – это …

Организм – это …

Популяция – это …

Биогеоценоз – это …

Обмен веществ – это …

Карточка 2. Дайте определения:

Наследственность – это …

Изменчивость – это …

Онтогенез – это …

Филогенез – это …

Саморегуляция – это …

Карточка 3 (для учащихся с низким уровнем знаний).

О каких определениях идет речь?

1. Один из основных структурных, функциональных и самовоспроизводящих элементов живой материи, ее живая элементарная система – это …

2. Свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства – это …

3. Любое живое существо, целостная система, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами, – это …

4. Эволюционно сложившаяся, пространственно ограниченная, длительно самоподдерживающаяся однородная природная система, в которой функционально взаимосвязаны живые организмы и окружающая ихабиотическая среда, характеризующаяся относительно самостоятельным обменом веществ и особым типом использования потока энергии, приходящей от Солнца, – это …

5. Историческое развитие организмов, эволюция органического мира, различных систематических групп, отдельных органов и их систем – это …

II. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели.

Показать необходимость сведений о систематизации биологических знаний.

III. Открытие новых знаний.

1. Становление теории эволюции.

Теория эволюции – наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов.

Эволюция – необратимый процесс исторического изменения живого.

Для понимания современного состояния и проблем эволюционного учения необходимо знание основных исторических этапов формирования эволюционизма.

Таких этапов на сегодняшнем уроке рассмотрим два (запись схемы учителем на доске):

1. Додарвиновский: «античный»; «метафизический».

2. Дарвиновский.

2. «Античный период».

Эволюционные идеи – представления об историческом развитии наблюдаемого разнообразия жизни – возникали еще тысячелетия назад.

«Античный период» (Аристотель, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Лукреций) – в этот период была разработана идея единства всей природы («лестница живых существ» Аристотеля), начинающаяся минераламии заканчивающаяся человеком. Но идея этой лестницы была далека от идеи развития; высшие ступени не воспринимались как продукт развития низших ступеней. В основе рассуждений о единстве природы лежали представления о движении материи. Причины же по-разному толковались представителями разных философских школ. Это все не позволило объединить идею единства природы с идеей развития природы от простого к сложному.

Чтобы более ярко проиллюстрировать следующий период, предложите ученикам решить проблему:

– Представьте себе огромное книгохранилище, в котором нужно установить в нем порядок. Каким образом вы будете классифицировать книги?

– По какому признаку вы будете объединять их в группы:

а) по цвету обложки; б) по формату; в) по алфавиту; г) по году издания?

Классификация книг по формату удобна для их хранения на полках разной высоты, но неудобна для читателя, интересующегося книгами на определенную тему.

Все более обогащаясь фактами, появлявшимися в ходе прогресса естествознания, биологические знания привели в конце XVIII в. к формированию эволюционного учения.

3. «Метафизический период» (XVII–XVIII в.).

К. Линней – создатель бинарной номенклатуры, ему принадлежит идея иерархичности таксонов. (Обратить внимание учащихся на искусственность его системы.) Он допускал естественное возникновение разновидностей, но был убежден в том, что «видов столько, сколько различных форм сотворила предвечная сущность». Вид он рассматривал какстабильный элемент в природе и верил в библейскую легенду о сотворении видов.

В Р о с с и и :

М. В. Ломоносов («О слоях земных») закладывает основы современной науки. Изменения в неживой природе рассматривал как непосредственную причину изменений животного и растительного мира, по останкам вымерших форм он судил об условиях их существования в прошлом.

К. Ф. Вольф, изучая развитие эмбрионов у птиц и почек у растений, высказал идею постепенного развития гетерогенного из гомогенного путем новообразования структур.

IV. Закрепление. Совместная формулировка вывода.

Несмотря на неоднократно высказывавшиеся гениальные догадки о развитии, эволюции живой природы, до конца XVIII в. господствует «мысль о целесообразности установленных в природе порядков», о сотворении кошек для пожирания мышей, а мышей – чтобы быть пожираемыми кошками, а всей природы – чтобы доказать мудрость творца. Высказывавшиеся элементы эволюционизма еще не складывались в эволюционное учение. Впервые такое учение было создано Ж. Б. Ламарком.

V. Рефлексия.

Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.

Домашнее задание: с. 12–14; вопрос в конце текста пояснить. К вопросу 4 найти примеры.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей