План – конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему
« В. А. Жуковский. Жизнь, творчество, баллады поэта».
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством , с художественным миром поэта, развивать и совершенствовать навыки анализа литературного произведения, способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: портреты В. А. Жуковского художников О. Кипренского и Брюллова, рисунки поэта, рисунки учащихся к балладам поэта, тексты баллад и стихотворений.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока:
Орг. Момент.
Мотивация учебной деятельности:
Учитель:
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с жизнью и творчеством поэта Василия Андреевича Жуковского. Его называли первым русским романтиком. Пушкин считал его своим учителем и другом. Жуковский много доброго сделал для своих современников. Велик вклад Жуковского в русскую литературу. Его считают мастером стихотворного перевода, он автор множества баллад и элегий. Именно эти страницы жизни и творчества В. А. Жуковского нам предстоит сегодня открыть.
Певец и поэт Владимир Высоцкий однажды отвечая на вопрос, что такое, по его мнению, счастье, сказал: « Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека, в мир писателя и поэта».
Значит , чтобы понять творчество поэта, нужно познакомиться с его жизнью.
Работа по теме урока:
Учитель:
Начнем мы наше заочное путешествие с села Мишенского, что находилось неподалеку от города Тулы, где родился Жуковский.
1). Доклад учащегося № 1 ( Бородихина Д.)
В. А. Жуковский родился в семье богатого помещика Афанасия Бунина и турчанки Сальхи. Мальчик получил фамилию своего крестного отца Андрея Григорьевича Жуковского, бедного дворянина, жившего в усадьбе Буниных из милости. Мальчик получил хорошее образование сначала в частном пансионе, затем в народном училище, а позднее в доме его крестной Варвары Афанасьевны Юшковой, которую он называл хранительницей его детства. Знал несколько иностранных языков, увлекался литературой, читал сочинения Николая Михайловича Карамзина, которого считал своим учителем в поэзии. В 1797г. Жуковский поступил в Благородный пансион при Московском университете, где приобщился к литературному творчеству. К ученическим годам относятся первые стихи поэта, но не включенные потом ни в одно из прижизненных изданий его сочинений. Первые стихотворения Жуковского были посвящены родной природе.
Современники, зачитывавшиеся его стихотворениями, как они говорили, сладкозвучием, музыкой стиха.
Учитель: Жуковский не только писал о родных местах, но и еще их изображал.
Давайте посмотрим несколько рисунков поэта, изображающих тульские места.
( работа с иллюстрациями)
? Рисовал Жуковский, а художники писали его портреты. В Третьяковской галерее висит портрет В. А. Жуковского , написанный в 1816г. его знаменитым современником Орестом Кипренским. Все в этом портрете подчинено раскрытию внутреннего облика поэта. Это Жуковский времени его наибольшей популярности. Жуковский - романтик. Жуковский – автор элегий и баллад. ( задумчивый, глубокий взгляд, колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного неба).
Перевернем следующую страницу… творчество.
Началом литературной деятельности Ж. стало « Сельское кладбище» (1802г.), перевод элегии анг. поэта Томаса Грея. В том же году, благодаря стараниям Карамзина, издателя « Вестника Европы», элегия была опубликована. Жуковский начинает пользоваться успехом у читателей, приходит широкая известность.
Несколько позже написана элегия « Вечер». Грустная любовная лирика поэта. Причина – любовь Жуковского к Маше Протасовой
(рисунок поэта).
Чувство было взаимным, но мать Маши была против их отношений.
Знаменитый композитор П. И. Чайковский, создавая оперу « Пиковая дама», включил в нее дуэт Лизы и Полины, слова которого являются отрывком из этой элегии.
В 1808г. Ж. печатает свою первую балладу « Людмила» - подражание балладе немецкого поэта 18 века Брюггера « Ленора». (выступление учащегося + рисунок)
Годы пребывания в Москве (1808-1810) отличаются творческой активностью и в области литературной критики.
1812г. – Ж. вступил в народное ополчение. Отечественная война нашла в поэзии поэта отклик в произведении « Певец во стане русских воинов».
Итак, воин и поэт, в 1812г. издает балладу « Светлана».
( выступление учащегося + рисунок).
После Бородинской битвы Ж. переведен в канцелярию Кутузова. Он составлял сводки о военных действиях и продолжал поэтическое творчество.
Учитель: А теперь перенесемся мысленно в Петербург и Царское Село, где в 1815 г. произошла встреча Жуковского с Пушкиным.
2). Доклад учащегося №2 (Рыбко М. )
Пушкин тогда ещё учился в Царскосельском лицее , но стихи его уже появлялись в журналах. Талантливый поэт Жуковский заметил юное дарование. И вот Ж. в лицее. Пушкину было 16 лет. Жуковскому - вдвое больше.
Не раз с тех пор приезжал Жуковский в Царское Село, привозил из Петербурга книги и журналы, рассказывал о писателях, общественных деятелях, ненавязчиво вводил юного поэта в атмосферу литературных споров, борьбы. И окончивший лицей Пушкин сразу становится полноправным участником литературной жизни столицы, членом литературного общества «Арзамас». «Арзамас» во главе с Жуковским сделал большое дело : открыл путь следующему поколению литераторов - Пушкину и его школе.
__ Какие прозвища были у Жуковского и Пушкина в этом обществе?
Методичка 5?6 кл.
__Что подарил Ж. Пушкину, когда была закончена поэма «Руслан и людмила»?
В день, когда Пушкин закончил поэму «Руслан и Людмила», Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю- ученику от побежденного учителя».
( продолжает Марина)
Жуковский в жизни Пушкина сыграл огромную роль : поддерживал в годы гонений и ссылки (1824-1826) , улаживал намечавшиеся между царём и поэтом конфликты , помог предотвратить первую дуэль Пушкина с Дантесом, после смерти стал его душеприказчиком, принял на себя заботы о семье и рукописным наследии погибшего.
Пушкин с благодарностью вспоминал своего учителя, адресуя ему следующие строки в своих :
И главный старец наш, царей певец избранный,
Крылатым гением и грацией венчанный,
В слезах обнял меня дрожащею рукой.
И счастье мне предрёк, незнаемое мной.
Жуковский не только друг Пушкина, он принял действенное участие в смягчение участи декабристов, помогал их женам, благодаря его усилиям был освобождён от крепостной зависимости украинский поэт Тарас Шевченко.
Учитель:
В 1817 году Жуковский переселяется в Петербург , приобретя известность в светских кругах Петербурга, поэт получает приглашение стать чтецом при императрице Марии Федоровне. Позднее учит русскому языку жену будущего императора Николая 1 –Александру Фёдоровну. Затем становится наставником наследника престола –Александра Николаевича. Придворные обязанности отвлекали его от литературных занятий, однако в эти годы Жуковским созданы : перевод трагедии Шиллера «Орлеанская дева» и поэмы Байрона «Шильонский узник» .
Жуковский –переводчик : перевод «Слова о Полку Игореве» (1817-1818гг.), до сих пор признаётся одним из лучших переложение « Слова» Жуковским считается образцом, достойным подражания. Переведено около трёх десятков баллад . Н. В. Гоголь высказывался о Ж. : «Не знаешь , как назвать его –переводчиком или оригинальным поэтом».
_ Какие баллады Жуковского изучались вами в предыдущие годы?
(«Лесной Царь» , «Кубок», «Светлана»). Дети готовят дома , когда написана баллада, превод или нет, с чьего текста перевод.
__Напомните, каков сюжет данных баллад?
( Выступление учащихся + рисунки). («Лесной Царь» перевод Гёте -Крещик Жанна, «Кубок» -Мецховришвили Ксения , «Светлана»- Ежилёнок Анжелла.)
-С какими балладами неизвестными вам ранее вы знакомились дома ?
(Выступление учащихся + рисунки). («Кассандра» перевод Шиллера - Кириллова Алла, «Ивиковы журавли»- Хрущёва Елена, «Рыцарь Тогенбург»- Погодкин Вячаслав.)
Мастер стихотворного перевода Жуковский сделал достояние в русской литературе многие жемчужины мирового поэтического искусства.
Последние 12 лет жизни Ж. провел за границей (1841-1852). К заграничному периоду творчества относится 3 больших труда : поэма «Наль и Дамаянти», переведенная из древнеиндийского эпоса, стихотворная повесть « Рустэм и Зораб» - взаимствонные из иранского эпоса, и перевод поэмы Гомера « Одиссея». Смерть помешала Жуковскому завершить начатый им перевод «Илиады» , умер поэт в Баден-Бадене, Германия , похоронен на Тихвинском кладбище в Петербурге.
Подведение итогов урока:
___ Итак , что нового открылось вам из жизни и творчества Василия Андреевича Жуковского?
Заключительное слово учителя :
На сегодняшнем уроке мы вспомнили страницы жизни и творчества Жуковского ,он открылся нам , как лирик , придворный деятель, знаток русского языка, как воин, переводчик, заступник декабристов. По мнению В.Г. Белинского , Жуковский дал русской поэзии душу и сердце. Завершая урок, хочется ещё вспомнить одно из обращений Пушкина к своему учителю :
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль.
Рефлексия? Выставление оценок!
Д/з : Ознакомится с текстом баллады В.А.Жуковского « Светлана».