СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "В афинских школах и гимнасиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "В афинских школах и гимнасиях"»

Конспект урока (5 класс, ВИ) В афинских школах и гимнасиях.

Педагогическая
цель

Способствовать ознакомлению с обучением детей в греческих школах, кругом изучаемых предметов; содействовать пониманию того, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных; создать условия для сравнения спартанского и афинского обучения, современной и афинской школ

Тип и вид урока

Комбинированный

Планируемые
результаты
(предметные)

Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность

Личностные
результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде

Метапредметные
результаты

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Основное содержание темы, понятия и термины

Школа и образование. Образование эллина. Обучение в греческой школе. Спортивная подготовка в палестре и гимнасии. Воспитание девочек. Педагог, стиль, палестра, гимнасий, красноречие

Образовательные ресурсы

Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 2


Ход урока

План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих.

_

Актуализация знаний учащихся

Проверка домашнего задания по карточкам.

Фронтальный опрос:

  1. Как назывался главный порт Афин?

  2. Как назывались три главных района Афин?

  3. Кто населял порт Пирей и Афины?

  4. Какие стили вазописи Древней Греции вы знаете?

  5. Чем занимался Совет пятисот?







  1. Что такое Акрополь?



  1. Какие храмы, которые находились на Акрополе, вы можете назвать? А статуи?



  1. Что такое кариатиды и фронтоны?







  1. Кто такой Фидий?


  1. Какие три типа греческих колонн вы знаете?




Для защиты от персов


Пирей


Керамик, Агора, Акрополь

Граждане, переселенцы, рабы

Чернофигурный и краснофигурный;

Он следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городских водопроводов, храмов.


Холм с крутыми и обрывистыми скалами в Афинах

Парфенон, храм Ники, Эрехтейон; Статуя Афины на Акрополе, статуя Афины в Парфеноне.

Кариатиды – каменные фигуры юных девушек;

Фронтоны – треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом;

Древнегреческий скульптор, автор статуи Афины в Парфеноне.

Дорический, Ионический и Коринфский.

Вывод учителя по предыдущей теме урока

На прошлом уроке мы с вами, ребята, путешествовали по порту Пирею и Афинам. Пирей был крупнейшим портом Древней Греции в 5 в. до н.э. Там располагалась одна торговая (Кантор) и две военные гавани (Зея и Мунихий). Благодаря укреплению роли Афин в ходе греко-персидский войн, а так же крупнейшему порту Греции того времени Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли. Афиняне гордились своим городом и говорили о нём так: «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осёл!». В этом городе было три главных района. Первым был Керамик – район гончарных мастерских, второй – Агора: главная площадь Афин, и Акрополь – холм с крутыми и обрывистыми скалами, где находилось много храмов, посвящённых древнегреческим богам.

_

Подведение к новой теме урока.

– Ребята, вы уже знакомы с обучением спартанских мальчиков. А как вы думаете, отличалось ли обучение в остальной Греции? А чем?

– Сегодня мы познакомимся с обучением в Древней Греции, сравним современную и афинскую школы.

- Отличалось. Было не таким строгим и т.д.






Объяснение новой темы урока






1. В афинских школах и гимнасиях:


А) Рабы-педагоги;

























Б) Школа, палестра, гимнасия




















2) Наука Древней Греции






Сегодня у нас с вами, ребята, большая тема, которая растянется у нас на 2 урока:

План:

1. Культурное наследие Древней Греции:

А) Образование в Древней Греции;

Б) Наука в Древней Греции


ПЗ: Почему наука была сильно развита в Древней Греции?

ППЗ: Сравните древнегреческую школу и современную.


Как вы думаете, ребята, кто такой педагог? А как вы думаете, откуда взялось это слово? Что мы сейчас изучаем? А отличалось ли понимание этого слова тогда от сегодняшнего?

Ребята, педагог в переводе в греческого означает «сопровождающий ребёнка».

Обычно это был домашний раб, который ни на что другое не годен, - состарившийся или искалеченный. Он сопровождал своего молодого хозяина в школу, на площадку для спортивной борьбы, на какой-нибудь праздник, но шёл позади него, неся книги и таблички или его музыкальные инструменты. На улице он следил за тем, чтобы мальчик ни с кем не говорил, шёл, опустив глаза и уступая дорогу взрослым. Дома педагог учил мальчика хорошим манерам – нельзя заговаривать со старшими или громко смеяться, класть ногу на ногу, за столом полагается ничего не брать самому и не просить, если в комнату входят старшие, то надо вставать. При малейшем непослушании своего воспитанника педагог брался за розгу, это был основной метод его воспитания.

Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы, и каждая их них изучит отдельное учебное заведение в Древней Греции: первая группа изучит пункт 2 в параграфе 38, с. 182 – там идёт речь о занятиях в школе, вторая группа изучит пункт третий, с. 182 в котором говорится о палестрах, третья – пункт 4, с 184, в котором рассказывается о гимнасиях.

Далее рассказывают по группам.

Школа: Записываем определение стиля. Стиль – металлическая или костяная палочка, которой пользовались ученики школ в Древней Греции.

Вторая группа. Записать основные понятия. Палестра – школа в Древней Греции, где занимались гимнастикой.

Третья группа. Рассказывают об афинских гимнасиях. Гимнасия – учебное заведение в Древней Греции, которое посещали взрослые афиняне.


Сейчас мы переходим ко второму вопросу нашего сегодняшнего урока – это наука Древней Греции. Вы уже получили свои карточки, где написано имя древнегреческого ученого, и вам остаётся только рассказать о нём.

Во время нашего рассказа мы с вами будем записывать имя учёного и чем он знаменит.

Брать каждую карточку и прикреплять к доске магнитами.








Учитель и т.д.

Древняя Греция;


Ответы учащихся.















Выполняют задание – читают определённые пункты параграфа.


Записывают определение в тетрадь





Записывают определение в тетрадь



Записывают определение в тетрадь





Выходят ученики с карточками о Сократе, Платоне, Аристотеле, Демокрите, Гиппократе и Геродоте. Представляют их, рассказывают о их основных достижениях.



Закрепление новой темы

Сегодня на уроке, мы с вами ребята, познакомились с обучением в Древней Греции, а так же со знаменитыми учеными того времени.

  1. Назовите три ступени обучения в Древней Греции?


  1. Кого учили в афинских школах:

  1. Мальчиков;

  2. Девочек;

  3. Мальчиков и девочек;

  4. Детей знатных родителей.

  1. Назовите имя древнегреческого ученого, основавшего первую Академию:

  1. Аристотель;

  2. Платон;

  3. Сократ;

  4. Демокрит.

  1. Гиппократ был основателем:

  1. Философии;

  2. Физики;

  3. Медицины;

  4. Ботаники.

  1. В Афинах педагогами называли:

  1. Школьных учителей;

  2. Учителей палестр;

  3. Домашних рабов, отводивших мальчиков в школу, носивших его письменные принадлежности и музыкальные инструменты.

  4. Учёных, преподававших в гимнасиях;


Рефлексия

1) Почему наука была сильно развита в Древней Греции?

2) Сравните древнегреческую школу и современную.

3) Ребята, давайте с вами обратим внимание на слайд, на котором мы увидим разные смайлики. Выберите пожалуйста тот, который больше всего характеризует вашу работу на уроке, и объясните, почему вы выбрали этот смайлик.

Отвечают на вопросы.

Вывод учителя

Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Мы сегодня побывали в школах, палестрах и гимнасиях Древней Греции, узнали, почему там обучались только мальчики. А также мы с вами узнали сегодня о самых знаменитых учёных Древней Греции – Сократе, Платоне, Аристотеле, Демокрите, Гиппократе и Геродоте, которые сыграли крупнейшую роль в развитии науки того времени, а так же заложили фундамент сегодняшней науки

Домашнее задание

§ 38

Записывают д/з в дневник

Выставление оценок

Учитель выставляет оценки тем ученикам, которые отвечали, и наиболее активным на уроке.

__







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!