Актуализация знаний учащихся | Проверка домашнего задания по карточкам. Фронтальный опрос: Как назывался главный порт Афин? Как назывались три главных района Афин? Кто населял порт Пирей и Афины? Какие стили вазописи Древней Греции вы знаете? Чем занимался Совет пятисот? Что такое Акрополь? Какие храмы, которые находились на Акрополе, вы можете назвать? А статуи? Что такое кариатиды и фронтоны? Кто такой Фидий? Какие три типа греческих колонн вы знаете? | Для защиты от персов Пирей Керамик, Агора, Акрополь Граждане, переселенцы, рабы Чернофигурный и краснофигурный; Он следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городских водопроводов, храмов. Холм с крутыми и обрывистыми скалами в Афинах Парфенон, храм Ники, Эрехтейон; Статуя Афины на Акрополе, статуя Афины в Парфеноне. Кариатиды – каменные фигуры юных девушек; Фронтоны – треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом; Древнегреческий скульптор, автор статуи Афины в Парфеноне. Дорический, Ионический и Коринфский. |
Вывод учителя по предыдущей теме урока | На прошлом уроке мы с вами, ребята, путешествовали по порту Пирею и Афинам. Пирей был крупнейшим портом Древней Греции в 5 в. до н.э. Там располагалась одна торговая (Кантор) и две военные гавани (Зея и Мунихий). Благодаря укреплению роли Афин в ходе греко-персидский войн, а так же крупнейшему порту Греции того времени Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли. Афиняне гордились своим городом и говорили о нём так: «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осёл!». В этом городе было три главных района. Первым был Керамик – район гончарных мастерских, второй – Агора: главная площадь Афин, и Акрополь – холм с крутыми и обрывистыми скалами, где находилось много храмов, посвящённых древнегреческим богам. | _ |
Объяснение новой темы урока 1. В афинских школах и гимнасиях: А) Рабы-педагоги; Б) Школа, палестра, гимнасия 2) Наука Древней Греции | Сегодня у нас с вами, ребята, большая тема, которая растянется у нас на 2 урока: План: 1. Культурное наследие Древней Греции: А) Образование в Древней Греции; Б) Наука в Древней Греции ПЗ: Почему наука была сильно развита в Древней Греции? ППЗ: Сравните древнегреческую школу и современную. Как вы думаете, ребята, кто такой педагог? А как вы думаете, откуда взялось это слово? Что мы сейчас изучаем? А отличалось ли понимание этого слова тогда от сегодняшнего? Ребята, педагог в переводе в греческого означает «сопровождающий ребёнка». Обычно это был домашний раб, который ни на что другое не годен, - состарившийся или искалеченный. Он сопровождал своего молодого хозяина в школу, на площадку для спортивной борьбы, на какой-нибудь праздник, но шёл позади него, неся книги и таблички или его музыкальные инструменты. На улице он следил за тем, чтобы мальчик ни с кем не говорил, шёл, опустив глаза и уступая дорогу взрослым. Дома педагог учил мальчика хорошим манерам – нельзя заговаривать со старшими или громко смеяться, класть ногу на ногу, за столом полагается ничего не брать самому и не просить, если в комнату входят старшие, то надо вставать. При малейшем непослушании своего воспитанника педагог брался за розгу, это был основной метод его воспитания. Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы, и каждая их них изучит отдельное учебное заведение в Древней Греции: первая группа изучит пункт 2 в параграфе 38, с. 182 – там идёт речь о занятиях в школе, вторая группа изучит пункт третий, с. 182 в котором говорится о палестрах, третья – пункт 4, с 184, в котором рассказывается о гимнасиях. Далее рассказывают по группам. Школа: Записываем определение стиля. Стиль – металлическая или костяная палочка, которой пользовались ученики школ в Древней Греции. Вторая группа. Записать основные понятия. Палестра – школа в Древней Греции, где занимались гимнастикой. Третья группа. Рассказывают об афинских гимнасиях. Гимнасия – учебное заведение в Древней Греции, которое посещали взрослые афиняне. Сейчас мы переходим ко второму вопросу нашего сегодняшнего урока – это наука Древней Греции. Вы уже получили свои карточки, где написано имя древнегреческого ученого, и вам остаётся только рассказать о нём. Во время нашего рассказа мы с вами будем записывать имя учёного и чем он знаменит. Брать каждую карточку и прикреплять к доске магнитами. | Учитель и т.д. Древняя Греция; Ответы учащихся. Выполняют задание – читают определённые пункты параграфа. Записывают определение в тетрадь Записывают определение в тетрадь Записывают определение в тетрадь Выходят ученики с карточками о Сократе, Платоне, Аристотеле, Демокрите, Гиппократе и Геродоте. Представляют их, рассказывают о их основных достижениях. |