Конспект урока литературного чтения В.Я. Брюсов "Сухие листья"
Тема: В.Я. Брюсов "Сухие листья" (слайд1)
Цели и задачи урока (слайд2)
1.Познакомить с произведением русского поэта В.Брюсова.
2.Формировать интерес к процессу чтения, навык выразительного чтения.
3. Формировать представление об изобразительных средствах языка (олицетворение)
4.Развивать наблюдательность, внимание, мышление, речь.
5.Развивать познавательный интерес к природе.
Оборудование:
1.Портрет В.Брюсова.
2.Учебник «Литературное чтение. Родная речь». 2класс. Авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
3.Презентация
4.Аудиоаппаратура.
Ход занятий
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем думать, размышлять
И друг друга выручать.
2.Проверка домашнего задания.
- С творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?
- Какое стихотворение С. Есенина разбирали? ( «Золотая листва»)
- Какое настроение оно создает ?
- Восторг, радость, любование.
- Какой прием использует автор?
- А что это за прием?
- Когда автор пишет цветом то, что не может сказать словами.
- Цветопись помогает лучше понять смысл стихотворения, почувствовать отношение поэта к родной земле, которую он любит, и помогает донести эту любовь до каждого, кто читает его стихотворение).
– Ребята, вы должны были сочинить маленькое стихотворение на тему «Осень». Стихи вы должны были написать на бумажных листьях.
- Кто хочет прочитать свое стихотворение. Дети выходят к доске, читают стихи, а листья прикрепляют к макету дерева, прикрепленного на доске.
3. Работа по новой теме.
- Ребята, отгадайте загадку.
Вот художник так художник!
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку, просит:
Кто художник этот?
- Как зовут этого художника?
- Как вы думаете, почему я вам дала загадку про осень.
Сегодня на уроке мы будем говорить об осени.
Учитель: Ребята, мы продолжаем знакомство с произведениями об осени. Сегодня мы познакомимся с творчеством поэта, имя которого разбросал осенний ветер. Я помогу вам собрать его из слогов.
Ва, сов, Брю, ле, рий, Я, вич, ков, ле
Учитель: Прочитайте имя и фамилию автора, стихотворение которого мы сегодня будем читать.
Ученик: Валерий Яковлевич Брюсов.
Учитель: Валерий Яковлевич родился в 1873 году в Москве. Мальчик в три года научился читать и все свободное время посвящал чтению. Во время учебы в гимназии он начал писать стихи и издавал рукописный журнал. Свои стихи поэт тщательно продумывал. Он оставил потомкам огромное количество литературных работ. М. Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси».
Сейчас мы прочитаем с вами стихотворение Валерия Брюсова и поговорим об этом произведении.
(Чтение стихотворения)
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья
Под тусклым ветром кружат, шуршат.
Сухие листья, сухие листья
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружат, что шепчут, что говорят?
Учитель: Вам понравилось это стихотворение? Какое настроение создает оно?
Ученик: Стихотворение создает грустное настроение.
Ученик: Мне очень понравилось стихотворение.
Учитель: Ребята, чтобы вам было легче представить картины данного стихотворения, я вам дам прослушать песню на слова этого же стихотворения.
(Дети слушают исполнение песни группы «Снегопады» на слова В. Брюсова).
Учитель: Понравилась песня? Какое настроение создает эта песня?
Ученик: Грустное настроение.
Учитель: А от чего грустно?
(Групповая работа. Называют причину грусти).
(Осенние невзрачные деревья. На деревьях уже сухие листья. Многие деревья стоят голые. Листья лежат на земле).
Учитель: А что вы еще почувствовали?
Ученик: Я почувствовал дуновение ветра.
Учитель: А каким словом поэт охарактеризовал ветер?
Ученик: Тусклый ветер.
Учитель: А как вы понимаете выражение «тусклый ветер»? Приходилось ли вам наблюдать такой ветер? Каким вы его представляете?
Ученик: Я думаю, он мутный как туман.
Ученик: Я думаю, что это какой-то неживой ветер.
Учитель: Найдите и прочитайте в стихотворении строки, в которых автор говорит о тусклом ветре.
Ученик: Под тусклым ветром кружат, шуршат.
Ученик: Под тусклым ветром сухие листья.
Учитель: Да, ребята, сочетание «тусклый ветер» поэт здесь употребляет в значении «безжизненный, мутный», ветер как будто тоже готовится к зиме.
Ребята, мы вчера раскрыли секрет С. Есенина. Сейчас нам предстоит раскрыть секрет В.Я. Брюсова. Какой прием использовал он в данном стихотворении?
Давайте еще раз послушаем стихотворение «Сухие листья». Ребята, прислушайтесь к его звучанию. (Чтение учителем с выделением шипящих звуков.)
Учитель: Что услышали?
Ученик: Я услышал шорох листьев.
Учитель: С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох?
Ученик: С помощью звуков [С], [Ш].
Учитель: В произношении каких слов были слышны эти звуки?
Ученик: Кружат, сухие, шуршат, шепчут, тусклым.
Учитель: Попробуем несколько раз поочередно произнести эти звуки.
Ученики: С], [Ш], С], [Ш], С], [Ш], С], [Ш], С], [Ш].
Учитель: Ребята, услышали шорох листьев?
Ученик: Я услышал шорох листьев.
Ученик: А я как листья шепчут.
Ученик: Листья шелестят.
Ученик: А мне кажется, я услышал, как они шуршат.
Учитель: Да, ребята, мы с вами раскрыли секрет автора: поэт пишет такими словами, которые подходят не только по смыслу, но еще и по звучанию. Он пишет звуками. Секрет этот называется ЗВУКОПИСЬ!
Учитель: Ребята, сколько раз повторяется выражение «сухие листья»?
Ученик: Шесть раз повторяется выражение «сухие листья».
Учитель: Как вы думаете, зачем В.Брюсов это сделал?
Ученик: Я думаю, потому что листьев было много.
Учитель: А в стихотворении осенние листья совершают действия, как люди (шепчут, говорят). Такой прием в литературе называется «олицетворение», оживление неживого предмета.
4.Работа по учебнику. Чтение стихотворения учениками.
Учитель: Ребята, давайте попробуем прочитать стихотворение так, чтобы все здесь сидящие услышали шорох листьев.
5. Физкультминутка
6. Групповая работа. Составление синквейна.
Ученик: Они шепчут, говорят.
Учитель: А кто умеет говорить, шептать?
Ученик: Люди.
Учитель: Скажите, а какие действия совершают листья?
Учитель: А в стихотворении осенние листья совершают действия, как люди (шепчут, говорят). Такой прием в литературе называется «олицетворение», оживление неживого предмета.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем могут шептать листья? Давайте пофантазируем.
(Групповая работа).
Ученики: Они шепчут о том, как им не хочется расставаться со своим деревом. Листья прощаются друг с другом. Радуются, что накроют землю разноцветным осенним ковром. А это будет красиво.
Учитель: А как, по-вашему, надо читать это стихотворение? Быстро, неторопливо, громко или шепотом?
Ученик: Я думаю, что негромко, потому что листья шепчут, и мы при чтении должны шептать.
Ученик: Надо читать, чтобы слышались шипящие звуки, и мы можем представить, как листья шелестят.
Учитель: Ребята, дома постарайтесь научиться читать стихотворение выразительно, чтобы слушатель услышал шорох падающих листьев.
7. Рефлексия.
Учитель: Скажите, а какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали?
8. Итог урока
Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. На следующих уроках мы продолжим открывать с вами новые секреты стихотворений.
Учитель: Спасибо за урок!
Домашнее задание:
Научиться читать выразительно стихотворение .