СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " В.М. Шукшин. Слово о писателе. Анализ рассказа "Срезал"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "В.М. Шукшин. Слово о писателе. Анализ рассказа "Срезал" Срезал ли?"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " В.М. Шукшин. Слово о писателе. Анализ рассказа "Срезал"»

Тема урока: В.М.Шукшин. Слово о писателе.

Анализ рассказа «Срезал». Срезал ли?

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.


II. Цели и задачи урока:

Учебные:

а) заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия;

б) сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.

Развивающие:

а) умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

б) умение решать проблемы;

в) умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

г) умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

д) умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

е) в процессе чтения с остановками побудить их к обсуждению проблем, затронутых автором.

Воспитательные:

 а) воспитывать социальную ответственность;

б) воспитывать эстетически подготовленного читателя;

в) формирование содержания понятий «маленькие люди», «одиночество человека».


III. Оборудование:

1. Текст рассказа В. М. Шукшина «Срезал», разделенный на четыре части, каждая из которых выдается школьникам в процессе чтения;

2. На доске записана тема урока - Рассказ В. М. Шукшина «Срезал», проблемный вопрос: «Кто прав, кто виноват в рассказе В. М. Шукшина «Срезал»?».

3.Компьютер, проектор, презентация.



Ход урока

I. Организационный этап урока. Постановка целей.

У Валентина Распутина есть замечательные слова: “Если бы потребовалось явить портрет россиянина по духу и лику для какого-то свидетельствования на всемирном сходе, где только по одному человеку решили судить о характере народа, сколь многие сошлись бы, что таким человеком должен быть он — Шукшин...”

— Верно ли это утверждение? Каким человеком был Василий Макарович Шукшин?

II. Основной этап урока.

1. Сообщения учащихся о жизни и творчестве В. М. Шукшина.

Заполнить таблицу

Ф.И.О.


Годы жизни


Место рождения


Образование


Произведения


Основные темы произведений


Трудовая биография


Фильмы



2. Анализ рассказа.

- Ну что ж, перед нами рассказ «Срезал». Ребята, вы прочли произведение. А какие вопросы вы задали бы после прочтения автору?

- Рассмотрим рассказ.

Тема рассказа

Неумение выразить себя, духовное содержание человека, искаженное бессмысленной действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности.

Основная мысль

Будьте повнимательнее друг к другу, подобрее...

Главные герои

Глеб Капустин, кандидат Константин Иванович Журавлев

Отношение автора к главным героям

Глеб продолжал удивлять, изум­лять, восхищать их. Но любить его они не любили, потому что, как пишет Шукшин, «Глеб жесток, а жес­токость никто, никогда, нигде не любил еще». Не лю­бит жестокости и писатель. В рассказе «Срезал» он бичует ее, высмеивая невежество и зазнайство самого Глеба Капустина. Кандидата Журавлева ему жалко.



- Какое событие встревожило жителей деревни? (учитель на доске отмечает центр будущего кластера)

- Что за герой раскрывается на фоне этого события?

- Ребята, найдите в тексте слова, которыми автор характеризует своего героя? (портрет, отношение жителей деревни), (толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный Глеб же Капустин по-прежнему неизменно удивлял. Матери знатных людей в деревне не любили Глеба. Изумлял, восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще).

- А чего в рассказе больше: действия героя или его речи?

- Действительно, несмотря, что автор дает оценочный портрет, все же главным средством создания характера остается традиционный для Шукшина прием речевой характеристики, отражение героя в его словах.

3. Работа по тексту.

- Давайте пойдем вслед за автором и выберем из текста несколько фраз героя, которые, на ваш взгляд, точно раскрывают его характер.

Прочитаем вдохновенно.

4. Словарная работа.

- Почему ключевое слово для нас сегодня – срезал? (значение слова)

- Чем же срезал герой Шукшина? Почему он выделен автором среди других героев произведения?

(он отличается начитанностью, необычными, непривычными для деревни словами)

5. Работа по образу.

- Какое настроение мы получаем от общения с Глебом Капустиным? А как чувствуют себя герои, на которых он обрушивается с обвинительной речью? (Глеб Капустин знает себе цену, он считает себя достаточно эрудированным человеком. Глеб выступает в роли кулачного бойца, и задача его — во что бы то ни стало победить. А один из приёмов — сбить с толку своими художествами заезжего интеллектуала. Сбивает с первых же реплик. Наивны, смешны наскоки деревенского “полуучёного”, но он не хочет понимать этого. Глеба переполняют чувства гордости, радости в тот момент, когда он взмывает ввысь “и оттуда с высокой выси” ударяет по кандидату. Они теряются, “оттянул” кандидата, “причесал” бедного Константина Ивановича, а “Валя-то даже рта не открыла”. В голосе мужиков слышится жалость к кандидатам, сочувствие. И хотя Глеб по-прежнему удивлял, восхищал, но особой любви у мужиков к нему не было).

- А согласитесь ли вы с мнением о том, что этот рассказ и грустный, и смешной? Почему?

- Что является главным средством характеристики героя? – Слово. А какое отношение к слову сложилось, например, в практике русского фольклора, в частности, в пословицах? Какие пословицы вы знаете о слове?

Слово не воробей – вылетит, не поймаешь

- А слышали вы такое высказывание: «И счастье, и беда у человека на языке»?

6. Подведение итогов.

- Как можно соотнести эту пословицу с нашим Глебом Капустиным?

- У него все его беды на «языке»: его слово ядовито, язвительно, он жесток, вызывает интерес, но любви к нему не было, малообразован (только верхушки общеизвестных истин). Ему нужна помощь, потому что у него нет друзей, он одинок.

- Предлагаю вам два высказывания В.М. Шукшина, прочтите их и выберете одно, которое, на ваш взгляд, соответствует главной мысли рассказа «Срезал» и обоснуйте правильность своего выбора.

1. В рассказе не должно быть лжи.

2. Нам бы немножечко добрее быть...

3. Будьте повнимательнее друг к другу, подобрее...

- А теперь вернемся к теме: если вы в заключение нашего урока согласны с тем, что герой рассказа срезал, оказался победителем в словесном «бою» с кандидатами, тогда запишите тему урока с восклицательным знаком и без частицы «ЛИ» («Срезал! (встречая героя В.М. Шукшина)»; если вы думаете, что Глебу Капустину нужна помощь друзей, что он одинок, он не победитель, тогда запишите тему со знаком вопроса и поставьте после него многоточие («Срезал ли?...).

- Я благодарю вас за работу. Но мы с вами не определились еще в одном моменте: а как вы думаете, почему Глеб Капустин такой? Вот на этот вопрос я предлагаю вам ответить на этот вопрос письменно дома.

Дарите, люди, тёплые слова!
Чтобы от них кружилась голова.
Чтоб сладким был - словесный добрый мёд!
Чтобы слова топили в сердце лёд!

Ведь слово может душу излечить,
А может просто ранить и убить.
Ведь слово может красоту создать.
А может очернить, и оплевать...

И не жалейте добрые слова,
Чтобы цвела зелёная трава!
Чтобы не плакать от укуса ос.
Не кактус, а жасмин душистый рос.

Ведь в слове каждом целая страна!
От злого начинается война,
И зарождаются обиды, месть...
А сколько слов?! Их всех не счесть...

Дарите, люди, тёплые слова!
И пусть умолкнет злобная молва!
Давайте будем счастье создавать!
Ведь слово - это мир и благодать

Самоанализ открытого урока по литературе в 6 классе

1. Дата проведения: 08.04.14 года.

2. Учитель: Фомина Д.А.

3. Характеристика класса: 6 класс по уровню знаний средний, в нём обучаются 9 учащихся, из них только четверо учащихся обладают верной учебной мотивацией; успеваемость -100%, качество знаний - по литературе - %. Класс дисциплинированный, работоспособный.

4. Тип урока: урок - изучения и первичного закрепления новых знаний.

5. Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.

6. Тема урока: ≪ Рассказ В. М. Шукшина «Срезал», проблемный вопрос: «Срезал»?». ≫. Тема урока входит в изучение учащимися большого раздела ≪Произведения писателей XX века≫

7. Цели и задачи урока

Учебные:

  • заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия;

  • сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.

Развивающие:

  • умение решать проблемы;

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

Воспитательные:

  • воспитывать социальную ответственность;

  • воспитывать эстетически подготовленного читателя;

  • формирование содержания понятий «чудики», «одиночество человека»

7. Оборудование:

1. Текст рассказа В. М. Шукшина «Срезал».

2. На доске записана тема урока - Рассказ В. М. Шукшина «Срезал», проблемный вопрос: «Срезал»?».

3.Компьютер, проектор, презентация

8. Структура урока отличалась чёткостью, продуманностью, этапы урока взаимосвязаны. 1. Организационный этап урока. Постановка целей. 2.Основные этапы урока: - Сообщение учащихся о жизни и творчестве В.М. Шукшина (учащиеся по ходу прослушивания сообщений заполняют таблицу); - Анализ рассказа усвоение новых знаний (чтение и анализ рассказа «Срезал», заполнение таблицы, работа по тексту, словарная работа, работа по образу), подведение итогов урока и информация о д/з, пожелание. Д/з было творческое: написать письмо Глебу Капустину, что будет способствовать активации творческой деятельности учащихся. Время, отведённое на каждый этап, было скорректировано по ходу урока.

9. На уроке применялись следующие методы работы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский; словесные (беседа, объяснение), практические (наблюдение, анализ текстов, распознавание, творческая работа, презентация).

10. Использовались разнообразные формы (фронтальная, индивидуальная) и приёмы работы (проблемные вопросы, использование ТСО, занимательность, творческая работа). Виды работы (устная и письменная).

12.Выводы: формы и приёмы работы соответствовали выбранным методам, соответствующим изучаемому материалу и способам организации деятельности учеников. Задачи и цель урока достигнуты. Содержание учебного материала отличалось, доступностью и практической направленностью.









6