Тема урока: В.М.Шукшин. Слово о писателе.
Анализ рассказа «Срезал». Срезал ли?
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.
II. Цели и задачи урока:
Учебные:
а) заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия;
б) сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.
Развивающие:
а) умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
б) умение решать проблемы;
в) умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
г) умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
д) умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
е) в процессе чтения с остановками побудить их к обсуждению проблем, затронутых автором.
Воспитательные:
а) воспитывать социальную ответственность;
б) воспитывать эстетически подготовленного читателя;
в) формирование содержания понятий «маленькие люди», «одиночество человека».
III. Оборудование:
1. Текст рассказа В. М. Шукшина «Срезал», разделенный на четыре части, каждая из которых выдается школьникам в процессе чтения;
2. На доске записана тема урока - Рассказ В. М. Шукшина «Срезал», проблемный вопрос: «Кто прав, кто виноват в рассказе В. М. Шукшина «Срезал»?».
3.Компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
I. Организационный этап урока. Постановка целей.
У Валентина Распутина есть замечательные слова: “Если бы потребовалось явить портрет россиянина по духу и лику для какого-то свидетельствования на всемирном сходе, где только по одному человеку решили судить о характере народа, сколь многие сошлись бы, что таким человеком должен быть он — Шукшин...”
— Верно ли это утверждение? Каким человеком был Василий Макарович Шукшин?
II. Основной этап урока.
1. Сообщения учащихся о жизни и творчестве В. М. Шукшина.
Заполнить таблицу
Ф.И.О. | |
Годы жизни | |
Место рождения | |
Образование | |
Произведения | |
Основные темы произведений | |
Трудовая биография | |
Фильмы | |
2. Анализ рассказа.
- Ну что ж, перед нами рассказ «Срезал». Ребята, вы прочли произведение. А какие вопросы вы задали бы после прочтения автору?
- Рассмотрим рассказ.
Тема рассказа | Неумение выразить себя, духовное содержание человека, искаженное бессмысленной действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности. |
Основная мысль | Будьте повнимательнее друг к другу, подобрее... |
Главные герои | Глеб Капустин, кандидат Константин Иванович Журавлев |
Отношение автора к главным героям | Глеб продолжал удивлять, изумлять, восхищать их. Но любить его они не любили, потому что, как пишет Шукшин, «Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще». Не любит жестокости и писатель. В рассказе «Срезал» он бичует ее, высмеивая невежество и зазнайство самого Глеба Капустина. Кандидата Журавлева ему жалко. |
- Какое событие встревожило жителей деревни? (учитель на доске отмечает центр будущего кластера)
- Что за герой раскрывается на фоне этого события?
- Ребята, найдите в тексте слова, которыми автор характеризует своего героя? (портрет, отношение жителей деревни), (толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный Глеб же Капустин по-прежнему неизменно удивлял. Матери знатных людей в деревне не любили Глеба. Изумлял, восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще).
- А чего в рассказе больше: действия героя или его речи?
- Действительно, несмотря, что автор дает оценочный портрет, все же главным средством создания характера остается традиционный для Шукшина прием речевой характеристики, отражение героя в его словах.
3. Работа по тексту.
- Давайте пойдем вслед за автором и выберем из текста несколько фраз героя, которые, на ваш взгляд, точно раскрывают его характер.
Прочитаем вдохновенно.
4. Словарная работа.
- Почему ключевое слово для нас сегодня – срезал? (значение слова)
- Чем же срезал герой Шукшина? Почему он выделен автором среди других героев произведения?
(он отличается начитанностью, необычными, непривычными для деревни словами)
5. Работа по образу.
- Какое настроение мы получаем от общения с Глебом Капустиным? А как чувствуют себя герои, на которых он обрушивается с обвинительной речью? (Глеб Капустин знает себе цену, он считает себя достаточно эрудированным человеком. Глеб выступает в роли кулачного бойца, и задача его — во что бы то ни стало победить. А один из приёмов — сбить с толку своими художествами заезжего интеллектуала. Сбивает с первых же реплик. Наивны, смешны наскоки деревенского “полуучёного”, но он не хочет понимать этого. Глеба переполняют чувства гордости, радости в тот момент, когда он взмывает ввысь “и оттуда с высокой выси” ударяет по кандидату. Они теряются, “оттянул” кандидата, “причесал” бедного Константина Ивановича, а “Валя-то даже рта не открыла”. В голосе мужиков слышится жалость к кандидатам, сочувствие. И хотя Глеб по-прежнему удивлял, восхищал, но особой любви у мужиков к нему не было).
- А согласитесь ли вы с мнением о том, что этот рассказ и грустный, и смешной? Почему?
- Что является главным средством характеристики героя? – Слово. А какое отношение к слову сложилось, например, в практике русского фольклора, в частности, в пословицах? Какие пословицы вы знаете о слове?
Слово не воробей – вылетит, не поймаешь
- А слышали вы такое высказывание: «И счастье, и беда у человека на языке»?
6. Подведение итогов.
- Как можно соотнести эту пословицу с нашим Глебом Капустиным?
- У него все его беды на «языке»: его слово ядовито, язвительно, он жесток, вызывает интерес, но любви к нему не было, малообразован (только верхушки общеизвестных истин). Ему нужна помощь, потому что у него нет друзей, он одинок.
- Предлагаю вам два высказывания В.М. Шукшина, прочтите их и выберете одно, которое, на ваш взгляд, соответствует главной мысли рассказа «Срезал» и обоснуйте правильность своего выбора.
1. В рассказе не должно быть лжи.
2. Нам бы немножечко добрее быть...
3. Будьте повнимательнее друг к другу, подобрее...
- А теперь вернемся к теме: если вы в заключение нашего урока согласны с тем, что герой рассказа срезал, оказался победителем в словесном «бою» с кандидатами, тогда запишите тему урока с восклицательным знаком и без частицы «ЛИ» («Срезал! (встречая героя В.М. Шукшина)»; если вы думаете, что Глебу Капустину нужна помощь друзей, что он одинок, он не победитель, тогда запишите тему со знаком вопроса и поставьте после него многоточие («Срезал ли?...).
- Я благодарю вас за работу. Но мы с вами не определились еще в одном моменте: а как вы думаете, почему Глеб Капустин такой? Вот на этот вопрос я предлагаю вам ответить на этот вопрос письменно дома.
Дарите, люди, тёплые слова!
Чтобы от них кружилась голова.
Чтоб сладким был - словесный добрый мёд!
Чтобы слова топили в сердце лёд!
Ведь слово может душу излечить,
А может просто ранить и убить.
Ведь слово может красоту создать.
А может очернить, и оплевать...
И не жалейте добрые слова,
Чтобы цвела зелёная трава!
Чтобы не плакать от укуса ос.
Не кактус, а жасмин душистый рос.
Ведь в слове каждом целая страна!
От злого начинается война,
И зарождаются обиды, месть...
А сколько слов?! Их всех не счесть...
Дарите, люди, тёплые слова!
И пусть умолкнет злобная молва!
Давайте будем счастье создавать!
Ведь слово - это мир и благодать
Самоанализ открытого урока по литературе в 6 классе
1. Дата проведения: 08.04.14 года.
2. Учитель: Фомина Д.А.
3. Характеристика класса: 6 класс по уровню знаний средний, в нём обучаются 9 учащихся, из них только четверо учащихся обладают верной учебной мотивацией; успеваемость -100%, качество знаний - по литературе - %. Класс дисциплинированный, работоспособный.
4. Тип урока: урок - изучения и первичного закрепления новых знаний.
5. Форма урока – урок-мастерская – позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и теперь, освоить «в процессе рефлексивной деятельности изучаемую тему как свою», создать собственное, пусть небольшое, произведение, быть положительно оцененным по окончании работы.
6. Тема урока: ≪ Рассказ В. М. Шукшина «Срезал», проблемный вопрос: «Срезал»?». ≫. Тема урока входит в изучение учащимися большого раздела ≪Произведения писателей XX века≫
7. Цели и задачи урока
Учебные:
заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над вопросами бытия;
сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.
Развивающие:
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
Воспитательные:
воспитывать социальную ответственность;
воспитывать эстетически подготовленного читателя;
формирование содержания понятий «чудики», «одиночество человека»
7. Оборудование:
1. Текст рассказа В. М. Шукшина «Срезал».
2. На доске записана тема урока - Рассказ В. М. Шукшина «Срезал», проблемный вопрос: «Срезал»?».
3.Компьютер, проектор, презентация
8. Структура урока отличалась чёткостью, продуманностью, этапы урока взаимосвязаны. 1. Организационный этап урока. Постановка целей. 2.Основные этапы урока: - Сообщение учащихся о жизни и творчестве В.М. Шукшина (учащиеся по ходу прослушивания сообщений заполняют таблицу); - Анализ рассказа усвоение новых знаний (чтение и анализ рассказа «Срезал», заполнение таблицы, работа по тексту, словарная работа, работа по образу), подведение итогов урока и информация о д/з, пожелание. Д/з было творческое: написать письмо Глебу Капустину, что будет способствовать активации творческой деятельности учащихся. Время, отведённое на каждый этап, было скорректировано по ходу урока.
9. На уроке применялись следующие методы работы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский; словесные (беседа, объяснение), практические (наблюдение, анализ текстов, распознавание, творческая работа, презентация).
10. Использовались разнообразные формы (фронтальная, индивидуальная) и приёмы работы (проблемные вопросы, использование ТСО, занимательность, творческая работа). Виды работы (устная и письменная).
12.Выводы: формы и приёмы работы соответствовали выбранным методам, соответствующим изучаемому материалу и способам организации деятельности учеников. Задачи и цель урока достигнуты. Содержание учебного материала отличалось, доступностью и практической направленностью.
6