СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку "Виды налога" - 6 класс.

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока может помочь в проведении урока по теме, где раскрывается понятие "виды налогов" и предлагается практическое решшение задач по расчету налогов. Подойдет для проведения уроков по предметам экономика, обществознание, финансовая грамотность в 4-6 классах. Идет в сопровождении с презентацией  "Виды налогов".

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку "Виды налога" - 6 класс.»

Аннотация: Данная публикация - это конспект урока по экономике/обществознанию/финансовой грамотности блок «Налоговая культура» для 5-6 классов. В ходе урока происходит знакомство учащихся с видами налогов, рассматриваются примеры начислений разных видов налога, анализируется информация о начисленных суммах налогов, формируется умение работать с дополнительной информацией, делать выводы. Результат урока – новое знание о налогах, умение начислять некоторые виды налогов.

Методическая разработка урока:

«Виды налогов»

Раздел: «Налоги и налоговая культура» (экономика, 5-6 класс)

Автор: Колесникова Ольга Александровна, учитель экономики, МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург, Свердловская область.

Учебное пособие: учебник «Основы экономической культуры» 5-6 класс В.М.Гончарова, Е.Г.Баранюк

Тип урока: Урок закрепление знаний

Вид урока: Комбинированный

Цели урока:

- обучающая: ознакомить учащихся видами налогов, показать способы начисления налогов.

развивающая: продолжить развитие общеучебных умений (анализировать, рассуждать, аргументировать, делать выводы).

- воспитательная: научить принимать ответственное решение за начисление и уплату налогов.

Задачи урока:

Сформировать навыки анализа и обобщения информации.

Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация; учебник, раздаточный материал по налогам, жетоны (это могут быть купюры из банка приколов) для раздачи за правильный ответ.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: 

  1. индивидуальная (участие в беседе, формулировка собственного мнения, решение задач);

  2. фронтальная.

План урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Изучение нового материала. Раскрытие понятий «ставка налога», «виды налогов».

  3. Решение задач. Индивидуальная, фронтальная работа.

  4. Рефлексия

Предварительная подготовка: Настройка презентации, раздать на парты заготовку таблицы по налогам для каждого ученика. (приложение 1)

Ход урока.

Организационный момент

(2 слайд) (приложение 2) Здравствуйте, ребята! Начнем урок с нашего упражнения «Улыбка». (улыбнитесь друг другу).

На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое налог, кто является налогоплательщиком, какими льготами могут они пользоваться. Чтобы продолжить дальше изучать тему Налоги, давайте немного повторим пройденный материал. А домашнее задание мы проверим в конце урока.

Актуализация знаний.

(3–4 слайд) (приложение 3,4) – ~3 мин.

Перед вами будут появляться вопросы, попробуйте дать ответ. Прошу поднимать руки при желании дать ответ. А за каждый правильный ответ я буду выдавать вам жетон. В конце урока Вы можете обменять их на оценку в журнале по курсу 3 жетона -отметка «5», 2 жетона -отметка «4».

!!Каждый вопрос и ответ -отдельный клик

  1. Что такое налог? (это обязательный платеж, который взимается в соответствии с законом.)

  2. Кто является налогоплательщиком? (производители товаров и услуг, получатели доходов (зарплаты, прибыли, наследства), владельцы имущества (автомобиля, квартиры, земли)

  3. Как называется главный закон о налогах? (Налоговый кодекс)

  4. Кто может пользоваться льготами по налогам? (производители особых товаров и услуг (образование, медицина) или работающие на определенных территориях, вновь открывшиеся ИП, инвалиды, ветераны войн, благотворители)

Учитель: отлично! Вспомните, какие уровни бюджета существуют? (ответ учеников) (федеральный, региональный, муниципальный/местный)

Учитель: Молодцы! Сегодня мы продолжаем с вами изучать главу о налогах. И сегодня мы поговорим о видах налогов. Я не зря спросила вас об разных уровнях бюджета, так как в зависимости от того в какой бюджет платится налог такой вид он и имеет.

Изучение нового материала. Раскрытие понятия «ставка налога», «виды налога»

(5 слайд) (приложение 5) ~1 мин.

Учитель: перед вами на столах у каждого лежит таблица видов налогов по уровням бюджетов. Вы можете дома вклеить ее в тетрадь или перечертить ее дома, чтобы у вас всегда была под рукой подсказка. Посмотрите на нее, и вы увидите, каждый налог записан в определенный столбик и является федеральным, или региональным, или местным. Далее мы рассмотрим несколько налогов и принцип их начислений.

(6 слайд) (приложение 6) ~2 мин.

Учитель: для определения налога необходимо знать налоговую ставку, ее можно найти для каждого налога в Налоговом кодексе.

Давайте запишем- Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в бюджет государства в расчете на единицу обложения. (Ученики записывают определение в тетрадь)

(7 слайд) (приложение 7) ~2 мин.

Учитель: Налоговая ставка бывает: Твердая – устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения и Процентная – устанавливается в процентах от стоимости объекта обложения. Перенесите схему также в тетрадь. (Ученики записывают схему в тетрадь)

Учитель: Давайте рассмотрим некоторые налоги и правила их исчисления.

(8 слайд) (приложение 8) ~2 мин.

Учитель: Один из главных налогов в стране, так как он приносит очень большую долю в доходы бюджета, это налог на доходы физических лиц или сокращенно НДФЛ.

(клик) Платят его физические лица, если у них есть какие-либо доходы, например, заработная плата, дивиденды, выигрыш в лотерею, некоторые индивидуальные предприниматели, платят его и те, кто продал свое имущество (квартиру, машину, дачный участок и т. д.).

(клик) Ставка налога на доходы физлиц составляет от 13 -30%, зависит от вида дохода и полученной суммы.

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

(9 слайд) (приложение 9) ~1 мин.

Учитель: например, ваша зарплата за май месяц составила 10000руб, то государству вы отдадите налог 1300руб (10000* 13%), а на карточку вы получите 8700руб (10000 – 1300)

(10 слайд) (приложение 10) ~1 мин.

Учитель- Давайте попробуем решить легкую задачу. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача 1. Вам начислили зарплату 20000руб. Рассчитайте сумму НДФЛ и сумму к получению на карточку.

(клик) Решение задачи:

1) 20000* 0.13=2600 – сумма налога 2) 20000-2600= 17400 – сумма к выдаче

(11 слайд) (приложение 11) ~3 мин.

Учитель- Давайте попробуем решить следующую задачу, чуть посложнее. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача 2. Вам начислили зарплату 20000 рублей и премию 15% от зарплаты. Рассчитайте сумму НДФЛ и сумму к получению.

(клик) Решение задачи:

1) 20000*0.15=3000 –сумма премии 2) 20000+3000=23000 –сумма з/п с премией

3) 23000* 0.13=2990 – сумма налога 4) 23000-2990= 20010 – сумма к получению

(12 слайд) (приложение 12) ~2 мин.

Учитель: Также важный налог в стране, так как он также составляет немалую долю в доходах бюджета, это налог на прибыль.

(клик) Платят его юридические лица, если у них есть прибыль, полученная от продажи товаров или оказания услуг, выполненных каких-либо работ, а также полученных дивидендов от участия в других компаниях.

(клик) Ставка налога на прибыль составляет 20%. Правда сумма налога платится в пропорции 3% в федеральный бюджет, а 17% в местный, но он считается федеральным налогом. Посмотрите в свою таблицу, которую вы записали ранее.

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

(13 слайд) (приложение 13) ~1 мин.

Учитель- Давайте попробуем решить еще задачу. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача 2. За май прибыль банка составила 250 000руб. Рассчитайте налог на прибыль предприятия за этот месяц?

Решение задачи:

250 000* 20% = 50000руб. налог на прибыль

(14 слайд) (приложение 14) ~3 мин.

Учитель: Немаловажный налог для бюджета налог на добавленную стоимость или сокращенно НДС. (клик) Платят его в бюджет предприятия, но включают в цену товара или услуги, поэтому фактически оплачивают его потребители, когда совершают покупки в магазинах или получают различные услуги.

(клик) Ставка налога составляет 0–10–20%. И зависит от важности товара или услуги для потребителя. Например, услуги образования облагаются налогом по ставке 0%, такие товары, как молоко, хлеб по ставке -10%. Это все товары и услуги первой необходимости, поэтому ставки НДС понижены. В основном все товары и услуги облагаются 20-процентным налогом.

(клик) К подобного рода налога относятся такие разновидности налога – как акциз и таможенная пошлина, они тоже включаются в стоимость товаров и являются федеральными налогами, посмотрите в таблицу.

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

(15 слайд) (приложение 15) ~3 мин.

Учитель: существует в России такой налог как налог на имущество.

(клик) Его платят как физические, так и юридические лица, если у них есть недвижимое имущество.

(клик) Ставка налога для предприятий составляет -2,2%. Для физических лиц – от 0.1% до 0.5% от стоимости имущества.

(клик) Родственный ему налог на землю или Земельный налог. Похож он тем, что земля является тоже недвижимым имуществом, платят его собственники земли, рассчитывается он также как и налог на имущество путем умножения налоговой ставки на стоимость земли.

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

(16 слайд) (приложение 16) ~2 мин.

Учитель- Давайте попробуем решить задачу. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача У вас есть дом стоимостью 1.000.000 рублей и земельный участок стоимостью 500.000 руб.

Рассчитайте налог на имущество за год при ставке 1%.

Решение задачи:

(1000000+500000) * 1% = 15.000руб налог на имущество

(17 слайд) (приложение 17) ~2 мин.

Учитель: если у вас есть движимое имущество, например, автомобиль, вам придется заплатить транспортный налог.

(клик) Его платят как физические, так и юридические лица, если у них есть недвижимое имущество.

(клик) Ставка налога установлена в рублях за 1 лошадиную силу.

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

(18 слайд) (приложение 18) ~1 мин.

Учитель- Давайте попробуем решить задачу. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача У вас есть машина, количество лошадиных сил у нее 200. Рассчитайте транспортный налог за год при ставке 50 руб. за 1 л.с.

Решение задачи:

200 * 50= 10000руб транспортный налог

(19 слайд) (приложение 19) ~1 мин.

Учитель: есть еще такие налоги как Налог на дарение, наследство,

(клик) Налог на выигрыш в лотерею, в букмекерской конторе

(клик) Налоги на игорный бизнес, на операции с ценными бумагами, на покупку валюты.

(20 слайд) (приложение 20) ~3 мин.- ***если ребята решают быстро – то можно предложить решить такую задачу.

Учитель- Давайте попробуем решить задачу. Условие указано на слайде.

Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.

Задача. Вы выиграли за год в лотерею 14000 рублей. Рассчитайте налог на выигрыш за год по ставке 13% с дохода и сумму, которая у вас останется после уплаты налога.

Здесь внимание -*** Согласно Налогового кодекса налогом не облагается выигрыш, не превышающий 4.000 рублей в год, поэтому эта сумма вычитается из полученного дохода, когда исчисляется налог.

Решение задачи:

(14000–4000) * 13%= 1300руб –сумма налога

14000–1300= 12700 рублей – сумма после уплаты налога

(21 слайд) (приложение 21) ~3 мин.

Учитель: В России платятся взносы, они приравнены к налогам, обязательны к перечислению в бюджет предприятиями, если начисляется заработная плата работникам. Он называется Социальный взнос, перечисляется во внебюджетный фонд, который объединил в себе пенсионный, медицинский, социальный)

(клик) Его платят предприятия за своих работников.

(клик) Ставка взноса составляет -30% от всей начисленной заработной платы

Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.

Учитель: А сейчас я предлагаю поделиться информацией тем ребятам, кто выбрал домашнее задание -сообщение о необычном налоге. Предлагаю высказывание построить следующим образом «Где-как называется налог – кто должен платить и за что» (Ответы учеников) -Опрос 3-5 учащихся.

Итог урока. Рефлексия ~3 мин.

Учитель: итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое ставка налога, рассмотрели виды налогов, решали задачи и тем самым попробовали себя в роли бухгалтеров, которые начисляют налоги. Узнали, какие бывают необычные налоги в мире. Давайте закончим подведение итога урока слушанием синквейна на тему «Деньги». Отвечают те, кто выбрал это домашнее задание с прошлого урока. (Ответы 1-2 учеников)

(22 слайд) (приложение 22) ок.1 мин

Учитель: ну и в заключении урока. Попробуйте выбрать картинку, которая отражала бы ваше настроение после урока.

(23слайд) (приложение 23) ок.1 мин

И как обычно-Домашнее задание: на выбор учащегося (что интересно-что по силам)

Дайте письменно ответ на вопросы:

  1. Чем НДФЛ отличается от налога на прибыль?

  2. Почему каждому государству нужны налоги?

Решите задачу

  1. Доходы за май - Вам начислили зарплату 30000 руб., премию 10%, дивиденды в сумме 20000руб., также вы продали свой велосипед за 5000руб. Рассчитайте сумму НДФЛ за май?



Учитель: те, кто получили жетоны, могут подойти и обменять их на свои отметки по курсу.

Всем спасибо. До встречи.





























Приложение 1

Приложение 2



Приложение 3

Приложение 4



Приложение 5

Приложение 6



Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9



Приложение 10



Приложение 11

Приложение 12



Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15



Приложение 16

Приложение 17



Приложение 18

Приложение 19



Приложение 20

Приложение 21



Приложение 22

Приложение 23